В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

«Новая эра» японо-китайских отношений?

Сотрудничество в регионе развивается при сохраняющемся недоверии в сфере безопасности

В этом году между Японией и Китаем наметился процесс улучшения отношений, серьезно пострадавших в период 2012–2016 годов из-за обострения территориального спора вокруг островов Сэнкаку (кит. Дяоюйдао). Участившиеся контакты на высшем уровне, включая саммит лидеров восточноазиатской тройки в нынешнем мае, обозначили вектор на потепление между Токио и Пекином. Давно планировавшийся визит японского премьер-министра Синдзо Абэ в КНР 25–27 октября стал важной вехой на пути стран к укреплению двустороннего сотрудничества. Сферы взаимодействия, которые С.Абэ обсуждал с китайским руководством, лишний раз подтвердили существование «азиатского парадокса» – интенсивных экономических отношений при прохладных политических контактах. Стороны проявили готовность активно противостоять протекционизму американского президента Дональда Трампа. Однако последовавшие за визитом события1 показали, что Япония и Китай все еще сохраняют серьезную настороженность в отношении друг друга в сфере безопасности.

В начале визита С.Абэ заявил о своем желании «открыть новую эру в отношениях Японии и Китая»2. Оптимистичный тон встречи поддержал и председатель КНР Си Цзиньпин, отметивший, что «здоровое и стабильное развитие отношений между Пекином и Токио соответствует как коренным интересам народов двух стран, так и ожиданиям всего мирового сообщества»3. Как отмечают специалисты, в текущем году стороны в полной мере используют потенциал дипломатического юбилея – 40-летия подписания Договора о мире и дружбе.

Наметившемуся потеплению японо-китайских отношений в немалой степени поспособствовала политика президента США Д.Трампа, который усиленно приближает полномасштабную торговую войну против Пекина и оказывает существенное давление на Токио с целью создания двусторонней зоны свободной торговли. Именно поэтому одной из важнейших заявленных целей визита японского премьера С.Абэ стал обмен мнениями с китайским руководством по вопросу обеспечения «свободной и честной международной торговли».

Действительно, торговая война Д.Трампа толкает Китай и Японию друг к другу. Несмотря на весь груз исторических обид и претензий, стороны делают ставку на развитие экономических отношений. На этот раз основной площадкой для взаимного сотрудничества должна стать Юго-Восточная Азия: стороны объявили о реализации 52 совместных проектов в сфере инфраструктурного развития. Одним из пилотных проектов, к примеру, будет строительство «умного города» (smart city) в Таиланде4. Кроме того, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в очередной раз призвал Токио активнее участвовать в реализации китайского проекта «Пояс и путь».

Вместе с тем, последовавшее после визита объявление Японией о начале в 2018 году строительства на острове Исигаки, лежащем в непосредственной близости к спорным островам Сэнкаку, военного гарнизона Сил самообороны на 500–600 человек личного состава и размещения там ракетной батареи5 показывает, что, несмотря на попытки улучшения отношений, у сторон остается много нерешенных вопросов. Аналогичную инфраструктуру планируют развернуть весной 2019 года на соседнем острове Мияко.

В 2016 году размещение Японией радиолокационной станции на острове Ёнагуни уже вызывало негативную реакцию Китая. Решение о дислокации РЛС было принято еще в 2014 году в разгар охлаждения двусторонних отношений. Нынешний противоречивый шаг на фоне заверений о дружбе с Пекином демонстрирует, что Токио боится упустить ситуацию вокруг Сэнкаку из-под контроля в результате, к примеру, гибридных действий Китая. Концепцию «серых зон» (не прямой войны, но и не мира), появившуюся в японском политическом планировании именно применительно к ситуации в Восточно-Китайском море, японское руководство продолжает активно применять на практике.

Кроме того, буквально на следующий день после окончания визита и возвращения в страну 28 октября, японский лидер принял в Токио индийского премьер-министра Нарендру Моди. Стороны обсудили широкий круг вопросов, включая сотрудничество в сфере инфраструктурного развития, сельского хозяйства, совместных разработок в сфере искусственного интеллекта и цифровой экономики. Однако ключевой акцент был сделан именно на взаимодействии в сфере обороны и безопасности.

Токио и Нью-Дели объявили, что начинают официальные переговоры о заключении двустороннего соглашения о поставках оборудования и взаимном обслуживании (acquisition and cross–servicing agreement), на основании которого вооруженные силы двух стран могли бы получить взаимный доступ к ресурсам военных баз друг друга6. Помимо этого, были достигнуты договоренности об учреждении консультативного механизма между министрами обороны и иностранных дел двух стран.

Вновь много говорили и о намерениях сторон по реализации концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» и, в частности, обеспечения свободы и безопасности судоходства в этом пространстве. Таким образом, Индия и Япония продолжают укреплять сотрудничество, которое строится во многом на настороженности по отношению к китайской политике и ревностном отношении к росту влияния КНР.

Япония и Китай – важные региональные игроки, крупные экономики и географические соседи. И, несмотря на разнонаправленные сигналы, в обозримой перспективе они будут стремиться поддержать наметившееся сближение и использовать потенциал сотрудничества: КНР для укрепления своих позиций и противодействия торговой войне США, а Япония для поддержания приемлемых с ее точки зрения правил игры в регионе и хеджирования рисков, связанных с политикой Д.Трампа.

Продолжающееся же сближение Токио и Нью-Дели также укладывается в логику балансирования во внешней политике, которое активно проводит С.Абэ. У Японии и Индии есть общие вопросы к Китаю относительно перспектив развития ряда его инициатив и роста его влияния в регионе. Вместе с тем, прошедшие встречи показывают, что азиатские лидеры стремятся к сохранению диалога, который может способствовать поддержанию стабильности в АТР и Индийском океане.


Юлия Александровна Крячкина, старший научный сотрудник
Источник: "РИСИ"

1 Объявление о строительстве гарнизона японских Сил самообороны в Восточно-Китайском море и визит индийского лидера Н.Моди в Японию.

2 Премьер Японии Абэ намерен открыть «новую эру» отношений с Китаем // Polpred.com. 27 октября, 2018. URL: https://polpred.com/?ns=1&ns_id=2773139 (дата обращения: 01.11.2018).

3 Там же.

4 Shigeta S. Thai ‘smart city’ to be first of 50 Japan-China joint projects // Nikkei Asian Review. October 25, 2018. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International–Relations/Thai–smart–city–to–be–first–of-50-Japan–China–joint–projects (дата обращения: 01.11.2018).

5石垣島駐屯地、年度内に着工 陸自、中国にらみ防衛強化 (Строительство гарнизона на острове Исигаки начнется до конца года для защиты от Китая) // Sankei Shimbun. Oct. 29, 2018. URL: https://www.sankei.com/politics/news/181029/plt1810290003-n1.html (дата обращения: 01.11.2018).

6 Panda A. With Latest Abe–Modi Meet, India and Japan Make Security and Defense Cooperation Strides // The Diplomat. October 31, 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/10/with–latest–abe–modi–meet–india–and–japan–make–security–and–defense–cooperation–strides/ (дата обращения: 01.11.2018).



 Тематики 
  1. Япония   (33)
  2. Индия   (285)
  3. Китай   (650)
  4. АТР   (152)