В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Готова ли экономика Великобритании к Брекзиту?

Формальные переговоры о «разводе» Соединенного Королевства с Европейским союзом идут полным ходом, хотя и спотыкаются о проблему ирландской границы. Среди последних достижений стоит отметить саммит Евросоюза, прошедший 28 – 29 июня, на котором главы государств и правительств 27 стран приняли итоговое заявление по переговорам о выходе Великобритании из ЕС. Между тем множество вопросов повисают в воздухе. Например, готова ли экономика Соединенного Королевства к Брекзиту, учитывая, что континентальная Европа – его ключевой торговый и инвестиционный партнер? Напомним, что согласно статистическим данным на 2017 год 45 % товарного экспорта и 54 % импорта Великобритании приходится на Евросоюз[1].

Экономический аспект Брекзита обсудили ведущие российские британоведы в Институте Европы РАН, где состоялся традиционный ежегодный круглый стол, на котором обсуждаются вопросы внешней и внутренней политики Великобритании.

Экономика Британии вплоть до середины 2016 года развивалась довольно успешно, обгоняя по темпам роста многих своих европейских конкурентов. Однако в 2017 году ее подъем замедлился. В минувшем году общий прирост ВВП Великобритании составил 1,8 % – это самый низкий показатель с 2012 года. По прогнозам экспертов, в нынешнем году рост ВВП не превысит 1,4 – 1,5 %.

Ухудшение экономической ситуации сопровождается сокращением налоговых поступлений, а также дохода от экспорта и притока иностранных инвестиций. Кроме того, по словам главного научного сотрудника Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Ефима Хесина, в стране наблюдается инфляция, которая возникла вследствие повышения цен на нефть и увеличения импортных цен. В этой связи наметилось замедление роста потребительских расходов (а это ни много, ни мало – драйвер британской экономики в предыдущие годы).

Краха крупной экономической державы в современном мире быть не может (Е. Хесин)
Профессор отмечает, что в сложившихся непростых условиях главный финансовый регулятор (Банк Англии) и британское правительство начали вносить изменения в экономическую политику. Во главу угла теперь поставлены проблемы развития реальной экономики. Об этом свидетельствует новая промышленная стратегия, опубликованная в ноябре 2017 года. Ее цель – к 2030 году превратить Британию в одну из инновационных держав мира. На повестке дня – создание сбалансированного хозяйства, которое должно в большей мере опираться на сбережение, частные инвестиции, экспорт и реальный сектор экономики. Кроме того, экономика Британии должна меньше зависеть от государственных и потребительских расходов, а также сферы услуг (в первую очередь финансового сектора).

Возможен ли крах британской экономики в связи Брекзитом? «Для меня этого вопроса не возникает, – отвечает Е. Хесин. – Я вообще считаю, что краха крупной экономической державы в современном мире быть не может».

Заведующий Отделом экономических исследований ИЕ РАН Анатолий Бажан также уверен, что «жесткий» вариант Брекзита, запланированный на 29 марта 2019 года, не будет иметь катастрофических последствий для британской экономики. По его мнению, рост ВВП Британии на 1,8 % в 2017 году показывает, что Брекзит не служит определяющим фактором, влияющим на экономическую ситуацию в стране.

Среди возможных негативных последствий выхода Британии из ЕС ученый прогнозирует определенную дезорганизацию в торговых отношениях с ЕС, поскольку Великобритании придется срочно заключить 27 договоров о торговле с отдельными странами объединения, а это потребует времени. Кроме того, возможно повышение таможенных тарифов со стороны ЕС. Однако такое повышение не может быть существенным, поскольку Евросоюз не практикует высокие пошлины для импортеров.

Вместе с тем Анатолий Бажан считает, что выход Великобритании из ЕС сулит для нее определенные бонусы. Во-первых, она не будет обязана делать взносы в общий бюджет союза. Во-вторых, Лондон обретет инструмент для регулирования торгового баланса, устанавливая собственные тарифы на ввозимые в страну товары из Европы.

Ученый пояснил, что один из главных факторов, который привел Соединенное Королевство к Брекзиту – этохронический дефицит торгового баланса Великобритании с Евросоюзом. Иными словами, британцы не выдерживают конкурентной борьбы с другими участниками общего рынка. Импорт превышает экспорт, а отрицательное сальдо с каждым годом только увеличивается. Об этом свидетельствуют данные Евростата. В 2007 году дефицит торгового баланса Британии достиг 52,9 млрд евро, а в 2015 году – уже 118,2 млрд евро. Естественный выход из сложившейся ситуации, на взгляд ученого, – вернуться к традиционным и испытанным мерам защиты национального бизнеса от открытой конкурентной борьбы. А именно – регулировать курс собственной валюты и таможенные ограничения, что возможно только вне Евросоюза.

Наиболее остро для Великобритании сегодня стоит вопрос возможного ухудшения инвестиционного климата в связи с Брекзитом. По оценкам некоторых экспертов, ведущие финансовые ТНК могут заменить лондонский Сити на такие альтернативы как Франкфурт-на-Майне или финансовые центры вне ЕС (например, в Азии). Как сообщает «Независимая газета», ряд крупных компаний (в частности, Airbus и BMW) требуют от британского правительства скорейшего достижения определенности в переговорах с ЕС по Брекзиту. В противном случае они предупреждают о готовности свернуть свою деятельность на территории Соединенного Королевства. Такие действия могут быть весьма плачевными для британской экономики, так как могут привести к потере миллиардных инвестиций и тысяч рабочих мест[2].

По словам заместителя директора НИ ИМЭМО им Е.М. Примакова РАН Алексея Кузнецова, в течение всего 2016 года накопленные прямые иностранные капиталовложения в Великобритании неуклонно сокращались. Если в начале указанного года показатель составлял $ 1,89 трлн, то под конец 4-го квартала он опустился до $ 1,61 трлн. Накопленные в Соединенном Королевстве иностранные портфельные инвестиции за 2016 год сократились с $ 4,23 трлн. до $ 3,75 трлн. Вместе с тем в обоих случаях сокращение аккумулированных сумм иностранных инвестиций было меньше обесценивания фунта стерлингов к доллару, курс которого в течение 2016 года упал с $ 1,48 до $ 1,23. В этой связи, по мнению ученого, пока довольно сложно давать оценку уже произошедшим изменениям, поскольку на статистику накопленных прямых иностранных инвестиций влияют самые разные факторы (в том числе – колебание курса валют).

Тем не менее, несмотря на тревожные настроения иностранных инвесторов, большинство экспертов круглого стола довольно оптимистично смотрят на будущее инвестиционного климата в королевстве после Брекзита. Так, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Антон Навой, поднимая тему влияния выхода Великобританиииз ЕС на трансграничные потоки капитала, сообщил, что привлекательность Лондона для иностранных инвесторов никуда не денется, так как он жестко стоит на страже их интересов: не выдает их правительствам других государств, не терроризирует проверками и не слишком требовательно относится к происхождению капитала. По словам эксперта, Лондон создал все условия для того, чтобы превратиться в «финансовую гавань», куда стекается не только капитал из России, но и из стран третьего мира – Юго-Восточной Азии и Африки.

Антон Навой не отрицает, что Брекзит поначалу изменил отношение инвесторов к «финансовой гавани». «Самым сложным для финансового счета платежного баланса Великобритании был 2016 год, – отмечает эксперт – В тот период произошел существенный отток средств с депозитов в лондонских банках (около половины триллиона долларов). Однако уже во второй половине 2016 – начале 2017 годов начинается восстановительная тенденция. Оживляется приток прямых инвестиций в английскую экономику. Более того, английские банки за счет привлечения ресурсов нарастили не только совокупный внешний кредит остальному миру, но и свои внешние инвестиции».

Антон Навой считает, что, несмотря на формальный выход Великобритании из старейшего и наиболее эффективного экономического объединения, тренд финансовой интеграции Великобритании и Европы, как наиболее отражающий тенденции современной регионализации, сохранится.

В заключение стоит отметить, что Брекзит еще не случился и сделка Великобритании с Евросоюзом еще не заключена. Когда это произойдет, с учетом того, что проблема ирландской границы пока не имеет решения, неизвестно. Поэтому можно согласиться с мнением заместителя директора НИ ИМЭМО им Е.М. Примакова РАН Алексеем Кузнецовым, который считает, что до тех пор, пока не ясны параметры «развода», анализ последствий Брекзита (в том числе и экономических), возможен исключительно в плане прогнозирования вероятных сценариев.


Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"
Источник: Журнал "Международная Жизнь"

[1] https://researchbriefings.parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/CBP-7851

[2] http://www.ng.ru/world/2018-06-26/1_7252_britannia.html


 Тематики 
  1. Британия   (153)
  2. ЕС   (529)