В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Реален ли военный сценарий на ирано-израильском треке

Бурная израильская внешнеполитическая активность последних недель, направленная на представление доказательств растущей иранской угрозы, на время завершилась, оставив после себя легкое послевкусие поражения. Не добившись от Вашингтона и Москвы четких гарантий ограничения влияния Ирана и его союзников в Сирии, глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху подчеркнул, что его страна готова защищать своих граждан всеми средствами. Усилил алармистские настроения экс-министр обороны Моше Яалон. По его словам, если Россия и США не смогут предложить адекватного решения в вопросе безопасности северных границ Израиля, государство будет вынуждено действовать самостоятельно. Аналогичные идеи высказал и нынешний глава оборонного ведомства Авигдор Либерман на встрече с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем 28 августа.

Впрочем, иранская угроза находится в символическом топ-листе рисков национальной безопасности Израиля уже не одно десятилетие, периодически вырываясь на первые позиции. В чем же заключаются особенности нынешнего витка ирано-израильской борьбы? Во-первых, страна по-прежнему осознает опасность Тегерана как такового. Благо забыть об этом не дают регулярно появляющиеся антиизраильские заявления представителей иранского военно-политического истеблишмента. В конце августа новый главнокомандующий вооруженными силами Исламской Республики Абдулрахим Мусавил заявил, что через 25 лет Израиль не будет существовать, а исход межгосударственного противостояния определит именно Иран.

Во-вторых, актуальной остается угроза растущих иранских ядерных амбиций. Ярким подтверждением ее существования можно считать слова главы Организации по атомной энергии ИРИ Али Акбара Салехи. Он утверждает, что Республике потребуется не более пяти дней для возвращения к обогащению урана до 20 %. Этого достаточно для производства бомбы. Более того, по словам чиновника, пусть соглашение 2015 года и важно для Тегерана, добиваться его сохранения всеми средствами он не намерен.

Третьим по важности, но не по значению фактором, вызывающим опасения Израиля, остается влияние Ирана в зоне сирийского конфликта. Как отметил Биньямин Нетаньяху на встрече с Генсеком ООН, особенно высокие риски для своих интересов страна связывает со строительством заводов по производству высокоточных ракет. Как утверждают израильские СМИ со ссылкой на фотографии, полученные со спутника, оно ведется на северо-западе Сирии близ города Баниас[1]. Такая локация обеспечивает фактическую защиту объекта российскими системами ПВО, размещенными на авиабазе Хмеймим. Последнее, пожалуй, представляет собой наиболее весомый аргумент против атаки на них. Также не стоит забывать, что израильская операция против Ирана на сирийской территории может спровоцировать войну на два фронта, в которой одновременно придется противостоять «Хизбалле».

Таким образом, в Израиле осознают опасность не только Ирана, но и открытого военного конфликта с ним, рискующего продемонстрировать всему региону последствия реализации на практике доктрины взаимного гарантированного уничтожения. В этой связи ближневосточное государство в борьбе с противником предпочитает руководствоваться политико-дипломатическими методами. Их в арсенале израильских властей достаточно. Биньямин Нетаньяху явно включит иранскую проблематику в свое выступление на предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако ожидать серьезных успехов от международной кампании по борьбе с Ираном не стоит. В запасе у страны остается и возможность переговоров с участниками сирийского урегулирования, значительная часть которых будет проводиться в закрытом режиме. Как стало очевидно после приезда главы израильского правительства в Сочи, склонить на свою сторону Москву в вопросе иранского влияния в Сирии в текущих условиях не удастся. Несколько иной расклад характерен для диалога с Вашингтоном.

С одной стороны, Дональд Трамп и его команда продолжают попытки вдохнуть новую жизнь в палестино-израильский мирный процесс. По замыслу американского лидера, неотъемлемой составляющей урегулирования должно стать сближение Израиля с Саудовской Аравией, также негативно настроенной по отношению к ИРИ. В еще одну потенциальную точку соприкосновения превращается курдский вопрос. Для саудитов попытка разыграть эту карту направлена преимущественно против Турции. За наметившейся в израильских политических кругах поддержкой курдского национализма пристально следят в Иране. Местная пресса полагает, что путем создания дружественных режимов противник пытается уменьшить оказываемое на него международное давление, содействовать росту нестабильности во враждебных государствах, а также добиться доступа к нефтяным ресурсам месторождения Киркук.

С другой стороны, несмотря на приоритетность ядерной угрозы, исходящей от Северной Кореи, в США не исключают Иран из списка стран, представляющих потенциальную опасность. Об этом свидетельствует закон о санкциях, подписанный Трампом в начале августа. Более того, о возможности американо-израильского сотрудничества в борьбе с Тегераном вновь заговорил бывший посол США в ООН Джон Болтон. В прошлом он был одним из идеологов поддержки точечного удара Израиля по иранским ядерным объектам. На этот раз экс-дипломат, до определенного момента считавшийся кандидатом на пост Госсекретаря в новой американской администрации, призвал Вашингтон согласовать с ближневосточным партнером все возможные сценарии развития событий, включая военный.

В самом Иране вероятность проведения против страны наземной операции оценивают скептически. Как отметил в субботу начальник Генерального штаба вооруженных сил Республики Мохаммад Багери, на это не способны даже самые неразумные мировые лидеры. Данное допущение, однако, не помещало новому главе оборонного ведомства ИРИ Амиру Хатами расставить свои приоритеты. По его мнению, страна должна сделать ставку на развитие ракетного потенциала и вооружение союзников.



Елизавета Александровна Якимова, научный сотрудник, кандидат исторических наук
Источник: "РИСИ "

[1] См. например: Iran building missile factory in Syria — report // The Times of Israel [on-line]. 15.08.2017. URL: https://www.timesofisrael.com/iran-building-missile-factory-in-syria-report/


 Тематики 
  1. Иран   (284)
  2. Израиль   (131)
  3. Ближний Восток   (499)