В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Евроскептицизм как политическая тенденция начала XXI века

Бурный рост популярности евроскептиков обусловлен целым рядом негативных факторов

Данная статья представляет собой краткий обзор многогранной природы евроскептицизма и его проявлений на партийной уровне в политических системах Германии и Австрии. Обе страны, принадлежащие к западноевропейской культуре, в настоящее время испытывают явный кризис европейской идеи. Набирает силу молодая и амбициозная партия «Альтернатива для Германии»; заметно усиливается также Австрийская партия свободы, особенно на фоне наплыва мигрантов.

Начало XXI века ознаменовалось усилением противников европейской идеи и её институционального воплощения. Резко увеличилось количество евроскептических партий, расширилась их электоральная база, возросло влияние на политические процессы. В подавляющем большинстве стран ЕС еврокритики смогли конвертировать протестные настроения в политические партии. Символом их триумфа стали майские выборы 2014 года в Европейский парламент, итоги которых ряд политических экспертов охарактеризовали как «землетрясение» или «цунами». Так, в Великобритании убедительную победу одержала Партия независимости Соединённого Королевства (27,5%), во Франции первое место занял Национальный фронт (24,8%), в Италии «серебряным призёром» стало Движение 5-ти звёзд (21,1%), а недавно возникшая партия «Альтернатива для Германии» смогла с ходу набрать 7,1% голосов. Евроскептики вошли в парламенты Дании и Швеции, Австрии и Бельгии, Венгрии и Греции. В целом, в начале XXI века евроскептицизм стал одним из самых значительных явлений общественно-политической жизни Европы.

Евроскептицизм – это многослойный и многогранный феномен; это касается как причин его возникновения, так и его проявлений. Широкую известность этот термин приобрёл в 1988 году после знаменитой речи премьер-министра Великобритании М.Тэтчер в Брюгге, когда «железная леди» выразила обеспокоенность доминированием Брюсселя в ЕС. В первых исследованиях евроскептицизм определялся лишь как недостаточная поддержка дальнейшему процессу европейской интеграции. В дальнейшем же это явление стали описывать как полную или частичную оппозицию процессу европейской интеграции. На сегодняшний день евроскептицизм охватывает все политические силы, как левые, так и в особенности правые, которые не поддерживают либо европейскую идею, либо её институциональное воплощение.

В силу отсутствия единого взгляда на проблему и терминологическую путаницу политологам до настоящего времени не удалось выработать общепринятую теорию евроскептицизма. Если применить наиболее известную дихотомическую концепцию британских политологов П.Таггарта и А.Щербяка, то всех еврокритиков можно разделить на умеренных или радикальных. Первые выступают против определённых политических мероприятий и институциональных аспектов интеграции, не ставя под сомнение идею единой Европы. Вторые же представляют собой как принципиальную оппозицию проекту европейской интеграции и ратуют за выход своих стран из ЕС.

Бурный рост популярности евроскептиков обусловлен целым рядом негативных тенденций в ЕС. Во-первых, в последние несколько лет в большинстве экономик объединения проявились кризисные явления, вызванные политикой жёсткой экономии и солидарности. Во-вторых, под угрозой оказалась национальная идентичность европейцев. По выражению нидерландского политика Г.Вильдерса, эта опасность обусловлена двумя факторами: исламизацией Европы, связанной с растущей миграцией в ЕС, особенно в последние месяцы в связи с непрекращающимися войнами на Ближнем Востоке; и насаждением общеевропейского сознания, которое вытесняет национальное. Кроме того, существенную роль в снижении популярности европейского проекта играют недостаточная демократичность руководящих органов ЕС и передача части государственных полномочий в наднациональные органы. Среди обывателя, особенно консервативных и националистических взглядов, это воспринимается как потеря суверенитета.

Евроскептицизм в Германии

В Германии традиция евроскептицизма восходит к «Союзу свободных граждан». Эта организация действовала в ФРГ во второй половине 1990-х годов, её сторонники выступали против Маастрихтского договора и предостерегали об опасностях, связанных с введением общей валюты. В связи с кризисом в ЕС в 2012 году вновь обнажился запрос на евроскептическую партию, следствием чего стало основание несколькими бывшими членами ХДС во главе с экономистом Б.Луке гражданской платформы «Избирательная альтернатива 2013». Позже эта структура трансформировалась в политическую партию «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland) (далее – «Альтернатива»).

На первом съезде в апреле 2013 года немецкие евроскептики приняли рамочную программу. Согласно этому документу главным требованием «Альтернативы» является упорядоченный роспуск еврозоны, а также возвращение национальных валют или создание менее крупных и более стабильных валютных союзов. В сфере государственного устройства партия выступает в поддержку прямой демократии и практики проведения референдумов по примеру Швейцарии. Одним из ключевых требований партии стало введение миграционной политики по канадскому образцу. «Альтернатива» ратует за привлечение в страну квалифицированной рабочей силы, способной и, главное, желающей стать частью немецкого общества.

Через полгода после основания партия впервые приняла участие в выборах. Однако в сентябре 2013 года евроскептики не смогли пройти ни в бундестаг, ни в ландтаг земли Гессен. Ситуация резко изменилась в период с мая по сентябрь 2014 года, когда «Альтернатива» с результатом 7% голосов заняла семь мест в Европейском парламенте, а позже одержала серию убедительных побед в Саксонии, Бранденбурге и Тюрингии. Успеху евроскептиков способствовали значительное расширение социального профиля и упор на консерватизм части немецкого общества. Можно констатировать, что летом 2014 года немецкие еврокритики окончательно преодолели часто и несправедливо приписываемый им статус партии одной темы и стали частью партийной системы ФРГ.

Они сумели канализировать общественный протест в ряде восточных федеральных земель, а также в городах Гамбург и Бремен. На руку им сыграл также нынешний миграционный кризис. По данным опросов нескольких социологических центров, в ноябре 2015 года в случае выборов «Альтернатива для Германии» могла бы рассчитывать на поддержку 10,5% избирателей, став третьей силой в стране.

Евроскептицизм в Австрии

В отличие от других государств Западной Европы, Австрия участвовала в европейской интеграции в 1960-80-е годы лишь в рамках ЕАСТ (Европейской ассоциации свободной торговли). В 1995 году австрийское правительство приняло решение о вступлении в ЕС. Тогдашние противники европейской интеграции сосредоточились в Австрийской партии свободы (Freiheitliche Partei Österreichs) (далее – АПС, или «Свободные»). Основанная в 1956 году как Союз независимых, эта политическая структура прошла сложную эволюцию, отмеченную борьбой двух основных фракций – националистов и либералов.

Эта тенденция продолжилась до 1986 года, пока к власти в партии не пришёл радикальный политик Й.Хайдер. Ранее он успешно возглавлял партийное представительство в южной провинции Каринтия. С его именем связана резкая смена амплуа Свободной партия Австрии в сторону катализатора протестных настроений. Пытаясь превратить партию в жизнеспособную оппозиционную силу, он перешёл к популистскому стилю и стал разыгрывать антиэлитарную карту, критикуя коалиционные правительства двух крупных партий страны. К концу 1990-х годов Й.Хайдер сумел увеличить поддержку партии с 5% до 26,9% и получить 52 места в парламенте Австрии. По итогам триумфальных выборов 1999 года его партия разделила 2-3 места с традиционно сильной Австрийской народной партией и образовала правительство с социалистами. Последнее, впрочем, просуществовало несколько лет (2000 – 2006), развалившись под грузом противоречий как между участниками коалиции, так и в самой АПС, при явно негативном отношении к этому правительству со стороны Брюсселя.

В результате раскола АПС в 2005 году из партии выделился её «каринтийский филиал» – Союз за будущее Австрии, который возглавил Й.Хайдер. После его гибели в автомобильной катастрофе в 2008 году лидером «свободных» стал Г.-К. Штрахе. Он является более выраженным сторонником пангерманизма. Так, председатель партии инициировал внесение пункта в программу партии об Австрии как части «германского языкового и культурного пространства». В отличие от «старых правых» и современных правых экстремистов, которые заявляют о биологическом и генетическом превосходстве одной нации над другой в целях обосновать претензии на интеллектуальную и культурную гегемонию, «новые правые» Австрии используют эти концепции для защиты культурной и этнической автономии. Однако программа партии, принятая в Граце в 2011 году, содержит не только националистические постулаты. Согласно этому документу австрийские популисты являются последователями национально-либеральной идеи времён революции 1848 года и по дихотомической классификации П.Таггарта и А.Щербяка могут считаться умеренными евроскептиками. По мнению Г.-К.Штрахе, лучшим выходом было бы создание северной и южной еврозон. Кроме того, они выступают за нейтралитет Австрии и отрицают необходимость участия страны в НАТО.

В настоящее время «свободные» представлены как в Национальном совете, так и во всех региональных органах законодательной власти. Партия продолжает оставаться значительной политической силой в Австрии, в пользу чего говорит усиление еврокритиков на последних выборах 2015 года в ряде федеральных земель. Огромную роль в их успехи сыграл нынешний миграционный кризис. Так, они получили 30,7% в Вене, вошли в пропорциональное правительство в Верхней Австрии с результатом 30,3% голосов и с 15%-й поддержкой избирателей стали частью коалиции в Бургенланде. Логично предположить, что в ближайшей перспективе АПС постарается получить влияние в органах исполнительной власти, не исключая вхождение, скорее всего, с АНП в правительственные структуры.

Василий Сергеевич Грибовский
Источник: "РИСИ"


 Тематики 
  1. ЕС   (529)