В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Почему саммит Обамы и Путина станет большой ошибкой ("The National Interest", США), или Почему саммит с участием Обамы и Путина — это хорошая идея ("The National Interest", США)

Почему саммит Обамы и Путина станет большой ошибкой ("The National Interest", США)

Должен ли президент Обама встретиться с президентом Владимиром Путиным, когда они оба приедут в Нью-Йорк на открытие Генеральной Ассамблеи ООН?

Напряжение между двумя странами нарастает в связи с прибытием российских вооруженных сил в Сирию, и Белый дом, по всей видимости, пока не решил, стоит ли президенту Обаме встретиться с российским лидером один на один, чтобы выработать совместную стратегию теперь, когда собственная внешняя политика Обамы в этом регионе потерпела фиаско.

Такой саммит станет ошибкой. В его проведении нет никакой необходимости, а встреча с Путиным, вероятнее всего, принесет больше проблем, чем решений. Нам пора уже отказаться от чисто американской уверенности в том, что личные встречи лидеров всегда приносят положительные результаты: саммиты не являются панацеей для решения самых разных проблем. У саммитов должна быть программа, включающая в себя по возможности достижимые цели, и обе стороны должны быть в равной степени заинтересованы в достижении этих целей. Кроме того, эти встречи должны основываться на взаимном уважении лидеров двух стран. Даже в период холодной войны саммиты считались встречами равных.

Саммит с Путиным в Нью-Йорке не будет отвечать ни одному из этих критериев. Лидерам США и России нечего обсуждать, кроме недовольства Белого дома миром, который отказывается играть по правилам его внешней политики. У России тоже нет никаких причин встречаться с лидером США: она отлично понимает, что именно она делает. (Смелые шаги Кремля нельзя назвать мудрой политикой, но все же это политика, что дает ему некоторое преимущество перед американцами.)

Кроме того, Владимир Путин, очевидно, ненавидит Барака Обаму. Зачем же предоставлять Путину еще одну возможность продемонстрировать его неприятие, и зачем давать Кремлю шанс в очередной раз продемонстрировать несостоятельность администрации Обамы? Мы не раз уже это видели. Еще одна встреча не изменит тот факт, что дипломатические отношения США с Россией полностью сошли на нет, и случилось это в результате провала «перезагрузки» отношений с Москвой.

Даже обсуждать возможность проведения саммита — это плохая затея. Такие дискуссии заставляют американцев выглядеть нуждающимися и потерянными. Путин в любом случае приедет в Нью-Йорк, поэтому публичные рассуждения о возможности проведения саммита дают российскому лидеру возможность решать, станет ли он встречаться с президентом США в его собственной стране. Для меня остается загадкой то, как этот Белый дом после семи лет работы может путаться в самых простых принципах публичной дипломатии. Подобно персонажу из фильма «Помни» (Memento), который не способен удерживать в памяти ничего дольше 15 минут, эта команда Белого дома как будто начинает каждый новый день с нуля, когда речь заходит о дипломатии.

Даже если президенты США и России встретятся, о чем они будут говорить? Неужели они будут сидеть вдвоем в комнате, и наш президент будет рассказывать Путину, как он расстроен тем, что Россия решила воспользоваться ситуацией, спровоцированной серией провалов внешней политики США? Два года назад Джон Шиндлер (John Schindler) и я предупреждали на страницах этого самого издания, что Россия обязательно заполнит на Ближнем Востоке тот вакуум, который создал Обама. Почему же теперь Путин должен выслушивать угрозы и жалобы Обамы на то, что американцам стоило предвидеть давным-давно?

Эта встреча — не просто потенциальная ошибка публичной дипломатии, в ней попросту нет никакой необходимости. Встреча между представителями этих двух держав уже происходит в другом месте: министр обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) и министр обороны России Сергей Шойгу уже без лишнего шума наладили связь и начали обсуждать эти вопросы. Именно так все и должно быть. Пусть главы министерств обороны выработают конкретные предложения по ключевым пунктам — к примеру, «правила движения» в небе над Сирией — а затем доложат об этом лидерам своих стран. Президенты не должны лично встречаться, чтобы решать подобные вопросы.

Наконец, есть еще одна важная причина для прекращения всех разговоров о возможном саммите: Владимир Путин уже составил мнение о текущей администрации, и он не собирается его менять. Путин уже оценил характер Обамы и пришел к выводу, что этот человек не достоин его уважения. Иногда на саммитах лидеры узнают друг друга заново, с иной стороны, что помогает задать тон их последующей дискуссии. Но на этот раз такого не случится.

США не стоит слишком многого ожидать от Путина, и в этом по большей части виноваты мы сами. В течение многих лет администрация Обамы демонстрировала отсутствие компетентности и серьезности — не только посредством непоследовательной политики, но и посредством постоянных и необъяснимо глупых презентаций президента США в качестве себялюбивого и поверхностного человека. (Можно долго шутить по поводу фотографий Путина без рубашки, но по крайней мере он никогда и нигде не загуливал со штативом для селфи.) Такие трюки могут сработать только с теми людьми, которым Барак Обама уже нравится, однако в жестоком мире авторитарных лидеров, таких как лидеры России и Китая, они скорее свидетельствуют о том, что президент США — это не тот человек, которого стоит воспринимать всерьез. И эти режимы ведут себя соответственно — от захвата Украины до претензий на острова в Тихом океане.

Очередной саммит не поможет решить ни одну из этих проблем. Более того, еще одна встреча между холодными и расчетливыми профессионалами Кремля и дилетантами Белого дома может еще больше навредить тому, что осталось от репутации президента Обамы. Поэтому позвольте мне не просто призвать отказаться от обсуждения возможности проведения саммита, а сделать еще более радикальное предложение: давайте признаем, что в саммитах больше нет никакой необходимости, по крайней мере в саммитах с Россией, до прихода к власти новой администрации. И пусть это станет хорошим уроком для следующей администрации, будь то демократическая или республиканская, что авторитет — это сумма капитала, которая сокращается в результате даже самых незначительных расходов. Президент Обама полностью опустошил запасы этого ресурса, и нам не нужен еще один саммит, чтобы лишний раз в этом убедиться.


Том Николс(Tom Nichols) — профессор по делам национальной безопасности Военно-морского колледжа США и адъюнкт-профессор Школы повышения квалификации Гарвардского университета
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Why an Obama-Putin Summit Would Be a Big Mistake "


* * *

Почему саммит с участием Обамы и Путина — это хорошая идея ("The National Interest", США)

Обаме давно уже пора сесть за стол переговоров со своим российским коллегой и серьезно поговорить.

После того, как Россия направила своих военных в Сирию, Кремль дал понять, что Владимир Путин хотел бы встретиться с президентом Обамой во время своего предстоящего визита в США на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, администрация мучительно думает. Но Обаме уже давно пора сесть за стол переговоров со своим российским коллегой и серьезно поговорить.

В последние годы президент Обама демонстрирует явно неприязненное отношение к Путину. Когда Россия предоставила убежище Эдварду Сноудену, Белый дом отказался от встречи в верхах, которая должна была состояться в сентябре 2013 года в Москве. Впоследствии, после российской аннексии Крыма в марте 2014 года, Обама встречался с Путиным лишь пару раз, да и то кратко: в июне 2014 года после празднования 70-й годовщины высадки союзных войск в Нормандии и в ноябре 2014 года на саммите АТЭС в Пекине. Периодически два лидера говорят по телефону. Но их последний углубленный разговор с глазу на глаз состоялся более двух лет назад.

Многие обозреватели полагают, что встретившись с Путиным сейчас, Обама сыграет ему на руку, продемонстрировав легитимность аннексии Крыма. Но дело в том, что аннексия Крыма это свершившийся факт, нравится это США или нет. Было бы глупо упорствовать, отказываясь признавать эту реальность, ибо такое упрямство препятствует проведению переговоров по другим важным и спорным вопросам, прежде всего, по продолжающемуся противостоянию в Донецкой и Луганской областях и по гражданской войне в Сирии.

Безусловно, это весьма соблазнительно — наказывать Путина за плохое поведение, создав вокруг него завесу молчания. Но такая политика, скорее всего, окажется неэффективной. Основополагающий недостаток такого курса на изоляцию заключается в том, что он лишь подтвердит страхи и подозрения российского руководителя, но не даст никаких результатов. Интервенция России на Украине явно объясняется ее чувством незащищенности. Путин, а также значительная часть российского оборонного истэблишмента истолковали расширение НАТО и создание системы противоракетной обороны как попытку военного окружения России. Точно так же, потенциальное вступление Украины в Евросоюз для него является попыткой экономической изоляции страны.

Многие на Западе игнорируют эти опасения. Они заявляют, что расширение Североатлантического альянса не предназначено для противодействия России. Они также настаивают, что у суверенных государств есть право вступать в те международные организации, которые им нравятся. Эти аргументы бесспорно являются весомыми. Но каковы бы ни были намерения НАТО и ЕС, а также права их новых и предполагаемых членов, факт остается фактом: расширение двух этих организаций усиливает российское ощущение опасности и незащищенности.

Поэтому главная задача администрации Обамы состоит в том, чтобы успокоить Путина и устранить это чувство уязвимости, которое стало основной причиной последних российских действий, вызвавших столь резкие возражения со стороны США. Но без диалога выполнить эту задачу невозможно. Справедливости ради надо сказать, что госсекретарь Джон Керри и его российский коллега Сергей Лавров за последние несколько лет провели немало содержательных переговоров. К сожалению, поскольку власть в России очень сильно централизована, ослабить российское чувство незащищенности Обама сможет только в том случае, если начнет прямой диалог с Путиным.

Конечно, президент Обама понимает это. Будучи в 2007 году кандидатом в президенты, он утверждал: «Нам нужен президент, готовый разговаривать со всеми странами, с друзьями и с врагами... Если мы будем придерживаться мнения о том, что президент должен лишь прилетать на фотосессии, когда соглашение уже достигнуто, то соглашения у нас будут только с друзьями». Сегодня, когда администрация ведет важнейшие переговоры с Кубой и Ираном, Обаме пора сдержать свое слово в отношении России.

Конечно, одного разговора явно недостаточно для того, чтобы развеять глубоко укоренившиеся подозрения, накапливавшиеся на протяжении многих лет. По этой причине встреча Обамы и Путина в ООН не должна стать одноразовым событием. Она должна положить начало постоянному диалогу между двумя руководителями. Этот диалог вряд ли даст какие-то конкретные результаты в ближайшее время (не исключено, что он вызовет серьезное недовольство и разочарование), но это единственная возможность убедить Путина, что Россия больше выиграет от сотрудничества, а не от конфронтации с Западом.


Брэд Степлтон(Brad Stapleton) — приглашенный научный сотрудник Института Катона, специализирующийся на вопросах оборонной и внешней политики
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Why an Obama-Putin Summit Would Be a Good Idea "


 Тематики 
  1. США   (967)
  2. Россия   (1232)