В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Евроинтеграция: кризис жанра

За последние недели о ситуации вокруг антикризисной программы Кипра были написаны тысячи страниц текста и сняты сотни телесюжетов, которые изобилуют цифрами и финансовой информацией. Кто сколько потерял, кто сколько рассчитывал спасти, чьи интересы оказались затронуты, могли быть затронуты или возможно еще будут затронуты в будущем, все это детально рассмотрено и проанализировано, с обязательными, впрочем, оговорками, что ситуация слишком неопределенна, а потому авторы не несут ответственности за точность своих прогнозов.

Между тем, для современной Европы главная проблема вокруг Кипра кроется отнюдь не в цифрах и экономических показателях этой экономики, которая "тянет" на 0,2 проц. от суммарного ВВП зоны евро. Поэтому на сей раз проанализировать ее предстоит, не прибегая к финансовым параметрам и терминам, которые будут лишь отвлекать от общей картины.

Кипрский кризис вновь показал, до какой степени современные европейцы лишены собственно европейского взгляда на проблемы единой Европы. Оценка того, что происходит на Кипре, прямо противоположна на Севере и Юге Европы.

Германия наряду с остальными странами зоны евро и МВФ дали Никосии в долг денег, потребовав в обмен перетрясти банковскую систему, которая уже более полугода как нефункциональна.

Руководство Германии и значительная часть общественного мнения уверены, что Берлин облагодетельствовал Никосию – дал ей деньги, которые неизвестно когда и в какой мере будут возвращены, и тем спас крохотное государство от дефолта, который бы включал практически полную потерю всех банковских вкладов. При этом, по оценкам журнала "Бильдт", до трети немцев считают, что Германия слишком щедро относится к Кипру и странам Южной Европы, впустую расходуя деньги немецких налогоплательщиков. Впрочем, большинство немцев все же понимает, что в рамках зоны евро поддерживать страны, пользующиеся той же валютой, что и Германия, необходимо. Но лишь на условии, если эти народы будут прилагать болезненные усилия для борьбы с кризисом.

Не вдаваясь в подробности, стоит отметить интересный факт, что для общественного мнения показательна не столько реальная эффективность мер по сокращению бюджетного дефицита, сколько именно их чувствительность для общества и, как следствие – их широкий медиатический резонанс, который "свидетельствует", что народ той или иной проблемной страны действительно предпринимает тяжелые усилия для борьбы с кризисом.

Увы, немцы напрасно ждут благодарности за свою разумную щедрость от жителей Юга Европы. На практике сегодня редкий митинг в Никосии, Афинах, Лиссабоне или Мадриде обходится без плакатов, где бы Ангелу Меркель не изображали либо с гитлеровскими усиками, либо со свастикой на рукаве. Да что там плакаты! Одна из наиболее влиятельных испанских газет – "Эль Паис" – в своей статье в марте открытым текстом написала, что Ангела Меркель "как Гитлер объявила войну всему континенту". "Эль Паис" на следующей же день извинился, но сути дела это не меняет.

Для немцев такие инциденты и картинки не только непонятны в силу своей "незаслуженности", но и вдвойне обидны, поскольку в самой Германии за подобный транспарант на улице или строчку в газете полагался бы тюремный срок.

Жители стран Южной Европы, со своей стороны, не без оснований винят в реализации политики бюджетной экономии именно Берлин, который почему-то не хочет давать миллиардные антикризисные кредиты без серьезных гарантий, что эти деньги не будут истрачены на текущие нужды без проведения структурных изменений в затратных бюджетных системах этих государств, которые довели их до кризиса суверенной задолженности.

Если южные кризисные страны зоны евро и Германия сейчас находятся на четко обозначившихся полюсах этого конфликта, это вовсе не значит, что остальные государства сообщества не занимают в нем вполне определенной позиции. Так, Австрия, Финляндия и Нидерланды активно поддерживают Берлин, иногда занимая даже более жесткую позицию в спорах об условиях предоставления денег проблемным странам.
Италия и Франция тяготеют к своим южным соседям. Бельгию раздирают противоречия: северная Фландрия смотрит на Нидерланды и Германию, южная Валлония – на Францию и Италию.

Ирландия, которая также получает международную помощь, молчаливо поддерживает страны Южной Европы, хотя, как более стабильная экономика, старается не портить отношения с наиболее благополучными государствами.

Для Словакии, Словении и Эстонии нынешняя ситуация в зоне евро также стала шоком, но по несколько другим причинам, чем для остальных стран сообщества. Эти государства вступали в элитный экономический клуб, который должен был стимулировать их развитие, а оказались в сообществе должников, которым они же вынуждены ссужать пусть и небольшие, но собственные средства.

Отдельного упоминания заслуживают ситуация Мальты и Люксембурга, заметно напуганных примером Кипра. Хотя финансовое положение в этих карликовых государствах несопоставимо по уровню стабильности с ситуацией на Кипре, они имеют похожие модели экономики с чрезвычайно широким сектором банковских услуг и низким уровнем корпоративного налога. Эти модели "финансового рая" всегда вызывали раздражение крупных экономик Европы, поскольку оттягивали у них как бизнес, так и банковских вкладчиков, традиционно закрывая глаза на вывод денег из-под налогов из других европейских государств. После "разгрома" кипрской модели, который был обусловлен условиями предоставления международной помощи /повышение корпоративного налога, ликвидация значительной части активов двух ведущих банков страны, введение налога на доходы от депозитов/, в Германии начали раздаваться голоса, что прецедент Кипра должен послужить "поводом задуматься" для Мальты и Люксембурга над реформированием своих экономик...

Увы, как бы не расходилась мнения разных стран и народов Европы на текущую экономическую ситуацию, последствия потрясений неприятно схожи как на Севере, так и на Юге.

Взаимное непонимание и противоречия внутри "европейской семьи" с большой охотой распаляют политики и партии с "обочины" традиционного политического спектра – левые и правые радикалы, популисты и националисты, которые сегодня достаточно успешно теснят в избирательных рейтингах почти по всей Европе респектабельных либералов, христианских- демократов, социалистов и "зеленых". Менее заметны на политической арене, но не на улице, организации исламистского толка, также набирающие силу, хотя и не претендующие пока на общественное признание.

Конек всех радикалов – простые ответы на сложные вопросы и обещания, которые не могут быть выполнены. Многих из них объединяет одна общая черта – изображение единой Европы, как главного врага европейских народов, бюрократии, стремящейся к максимальному контролю над национальными государствами. Для националистов и неонацистов на Севере Европы Брюссель – это олицетворение силы, которая заставляет их делиться с "бездельниками" из благодатного Средиземноморья. Для популистов из Южной Европы Брюссель – это лобби корпораций и правительств крупнейших европейских стран, стремящихся "подмять под себя" малые государства.

В ответ на эти обвинения радикалов европейские институты сегодня все больше отмалчиваются. Им нечего ответить, кроме обещаний стабилизировать ситуацию и вернуть в Европу процветание не позднее 2020 года. В сегодняшних условиях этому мало кто верит. Аналитики отмечают, что европейский проект испытывает острый дефицит идей и целей для собственного развития. У Европы сегодня нет ярких лидеров, способных возродить энергию европейской интеграции, которая была запущена в середине прошлого века сначала как проект по недопущению новой войны в Европе, потом как система экономического противостояния соцлагерю, и, наконец, как план создания беспрецедентной "зоны сопроцветания в Европе", основанной на построении единого рынка, валютного союза и пространства без внутренних границ. Все эти цели на сегодня достигнуты, их созидательная энергия израсходована, а новые идеи для развития европейского сообщества не сформулированы.

Напротив, нынешняя экономическая депрессия в зоне евро и ее последний аккорд – кипрский кризис продемонстрировали серьезные недостатки европейского руководства, его неспособность оперативно реагировать на ситуацию и вовремя просчитывать результаты собственных решений.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. ЕС   (529)