В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Германия: как запретить ультраправую партию?

Важной частью внутриполитической жизни в Германии в 2013 году, безусловно, станут попытки запретить неонацистскую Национал-демократическую партию /НДПГ/. На первый взгляд, проблем возникнуть не должно, так как в поддержку этой инициативы выступают широкие слои общества.

Если учесть, что самый темный период истории Германии пришелся именно на период пребывания у власти национал- социалистов, а первые лица государства не упускают возможности заявить, что страница эта уже перевернута, и пообещать, что ужасы прошлого не повторятся, то существование НДПГ выглядит немного абсурдным.

В начале декабря стало известно, что за начало очередной, уже второй по счету, процедуры запрета НДПГ единогласно высказались министры внутренних дел германских федеральных земель. В поддержку этой идеи выступили премьер- министры всех 16 земель. Уже 14 декабря решение о начале новой процедуры запрета НДПГ принял бундесрат. За подачу иска в Федеральный конституционный суд /ФКС/ с требованием запретить партию проголосовали представители 15 земель, воздержался лишь Гессен.

Министр по делам юстиции, интеграции и Европы этой административной единицы ФРГ Йорг-Уве Хан аргументировал свою позицию тем, что новая попытка запретить НДПГ таит много правовых и политических рисков. Ее провал грозит значительно поднять престиж и авторитет ультраправой партии. Кроме того, обращение в суд не искореняет проблему распространения правоэкстремистских идей и убеждений, отметил Хан.

Рассмотрение дела, уже после того, как иск в ФКС будет подан, может занять многие месяцы. В суде властям придется доказать, что НДПГ использует агрессивные, насильственные и антиконституционные методы для распространения своей идеологии. Чтобы правые оказались вне закона, за соответствующее решение должны проголосовать шесть из восьми членов ФКС.

Вообще, разговоры о запрете НДПГ идут давно. Еще в 2001 году правительство Герхарда Шредера обратилось в ФКС с ходатайством о запрете организации неонацистов с формулировкой, что деятельность этой политической силы противоречит Основному закону ФРГ. Тогда судьи конституционного суда отклонили иск немецких властей, посчитав незаконной слежку осведомителей за руководителями НДПГ незадолго до начала слушаний и во время них. В итоге в 2003 году процедура рассмотрения заявки была закрыта. Сейчас показаний осведомителей в деле не предвидится.

Рассмотрение дела в Федеральном конституционном суде может занять многие месяцы, а сама процедура растянуться на годы. Даже если ФКС запретит деятельность НДПГ, партия сможет обжаловать это решение в Европейском суде по правам человека /ЕСПЧ/. А судебная практика ЕСПЧ основана на принципе, что запрет партии – это самый крайний метод. Получается, что противники свободы и демократии готовы использовать для своей защиты все возможности, которые предоставляет им демократия. Пусть и мало кто сомневается в том, что деятельность ультраправых противоречит конституции, свободу мнений и убеждений, которые в ФРГ охраняются законом, никто не отменял. Именно поэтому запретить политическую партию, которая, к слову, представлена в парламентах двух федеральных земель – Саксонии и Мекленбурга-Передней Померании, не так-то просто.

Стоит отметить, что в истории ФРГ был лишь один прецедент – в 1956 году запретили Коммунистическую партию.

Представители ультраправых политических взглядов редко находят в германском обществе понимание. Отличный пример тому – справочник "Как не попасться на удочку неонацистов", изданный в земле Бранденбург. Предназначен он для владельцев гостиниц, которым суд разрешил отказывать в обслуживании клиентам, придерживающимся ультраправых взглядов. В этой 19-страничной брошюре подробно и с иллюстрациями излагаются отличительные признаки неонациста. Перечислены распространенные среди правых экстремистов нашивки и символы – все вариации свастики, кельтский крест, а также марки одежды, специфическая лексика и формы приветствия. Предполагается, что, руководствуясь этими приметами, хозяева могут, ссылаясь на решение суда, отказать клиентам в обслуживании.

Помимо этого, по версии составителей "памятки", владельцы гостиниц и ресторанов должны проявлять повышенную бдительность в отношении клиентов, бронирующих номера или заказывающих банкеты, к примеру, на 18 января – день Объединения Германии 1871 года, когда несколько десятков независимых государств с немецким населением объединились в Германскую империю. Требует внимания и дата 24 сентября – день смерти британского музыканта Яна Стюарта Дональдсона, основателя популярной среди правых музыкальной группы.
По сообщениям СМИ, министерство внутренних дел располагает 1200-страничным досье с материалами, доказывающими антиконституционный характер НДПГ. В частности, там приведены слова главы фракции национал- демократов в Мекленбурге-Передней Померании Удо Пастёрса: "Если мы заявим, что Европа – это территория белой расы и должна таковой оставаться, то у нас будет право отстаивать это в случае необходимости военными методами".

Необходимо отметить, что лишь 65 страниц основаны на данных, полученных от осведомителей спецслужб, которые были внедрены в верхушку партии. Именно из-за того, что данные были добыты подобным путем, партию не удалось запретить в первый раз. Получается, что теперь власти отказались от осведомителей ради успеха процесса.

О новой попытке запретить национал-демократическую партию в Германии всерьез заговорили после раскрытия группировки Национал-социалистическое подполье /НСП/, которая совершала убийства по националистическим мотивам. Существует мнение, что НСП было чем-то вроде военизированного крыла неонацистской партии.

НСП было организовано в 1998 году в Йене. Его костяк составляли три человека – Беата Чепе, Уве Мундлос и Уве Бенхардт. C 2000 по 2007 год они совершили на территории ФРГ восемь убийств предпринимателей турецкого происхождения и одного грека. Также им приписывают покушения. В результате такого покушения скончалась женщина-полицейский. Им вменяют в вину организацию двух взрывов в Кельне и ограбления 14 банков. НСП прекратило свое существование в конце 2011 года, когда Мундлос и Бенхардт застрелились, а Чепе лично явилась в полицию с повинной.

Спецслужбы уверены, что можно ускорить дело по запрету НДПГ, если удастся связать национал-демократов с НСП. Однако, судя по всему, прямых доказательств у следствия нет.
НДПГ была создана 28 ноября 1964 года, а 7 октября 1990 года объединилась с Национал-демократической партией бывшей ГДР. К настоящему моменту она насчитывает около 10 тыс. членов. Партия участвует в выборах, однако никогда не преодолевала пятипроцентный барьер для прохождения в парламент. Сама НДПГ называет себя правоконсервативной партией. Федеральное ведомство по охране конституции считает ее правоэкстремистской.

С 1996 по 2011 год партией руководил германский эпатажный политик Удо Фойгт. Он не раз оказывался в центре серьезных скандалов, что не играло на руку его и без того одиозной организации. В частности, перед чемпионатом мира по футболу 2006 года в ФРГ его партия распространяла листовки, на которых был изображен темнокожий игрок сборной Германии Патрик Овомойела, а под ним – надпись: "Белый цвет – не только для футболки". После того, как эти материалы были изъяты полицией, НДПГ выпустила другие – на сей раз с изображением 11 игроков национальной сборной, в которой из 11 футболистов десять – темнокожие, и с надписью "Сборная-2010?".

За это Фойгт был приговорен к семи месяцам испытательного срока и штрафу в размере 2 тыс. евро, однако в итоге суд не углядел в листовках признаков разжигания межнациональной розни и 9 марта 2011 года признал его невиновным.

В октябре 2012 года Фойгта приговорили к 10 месяцам тюрьмы условно за разжигание межнациональной розни. Берлинский земельный суд признал его виновным в восхвалении ваффен-СС. Помимо условного срока, Фойгт обязан выплатить штраф в размере тысячи евро.
Поводом для судебного разбирательства стала речь экс- главы НДПГ на заседании муниципального совета района Трептов-Кёпеник 25 марта 2010 года. Его выступление было приурочено к 65-й годовщине окончания Второй мировой войны и освобождения Германии от фашизма. Фойгт заявил тогда, что его партия "преклоняется перед мужественными солдатами вермахта: сухопутных сил, люфтваффе и военно-морского флота и ваффен-СС, которые до последнего дня исполняли свой долг".

За запрет НДПГ выступает большинство немцев. Опрос был проведен институтом исследования общественного мнения "Эмнид". За запрет правой партии высказались около 70 проц. респондентов. Они считают, что этот шаг был бы правильным во многих смыслах. Во-первых, это стало бы "символическим жестом", а во-вторых, просто "указало бы правым экстремистам на их место в обществе". Вместе с тем, против запрета выступили 21 проц. опрошенных.

Как сообщила на встрече с премьер-министрами земель канцлер Германии Ангела Меркель, федеральное правительство объявит о своей позиции по НДПГ не раньше марта 2013 года. Она указала, что кабинет принимает во внимание позицию представителей ландтагов, "однако, пока он не сформировал свое мнение" по этому вопросу. У запрета НДПГ есть правовые риски, пояснила канцлер, имея в виду все сложности, связанные с закрытием какой-либо партии в принципе. Как отметил официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт, Меркель указала, что национал-демократы ведут себя в тех ландтагах, в которых представлены, "неблагоприятным с точки зрения политики и достойным отрицания образом".

К слову, Меркель считает, что в германском обществе до сих пор наблюдается враждебное отношение к иностранцами. "Мы должны стыдиться того факта, что в нашей стране до сих пор есть антисемитизм и ксенофобия. Нам всем еще надо много работать сообща в этом направлении", – заявила канцлер.

Министр внутренних дел Ханс-Петер Фридрих, в свою очередь, указал, что ни правительство, ни бундестаг не обязаны теперь присоединятся к иску автоматически. "Каждый конституционный орган, будь то бундестаг или бундесрат должен взвесить все "за" и "против" и вынести свое независимое решение. Подает в суд один истец или пять – численность не является решающим фактором в процессе", – указал глава внутриполитического ведомства. Он отметил, что никакого стадного чувства у потенциальных истцов быть не должно.

Правящий бургомистр Берлина Клаус Воверайт уверен в успехе новой кампании против НДПГ. "Мы подготовились к этому иску должным образом и имеем достаточно оснований полагать, что достигнем успеха", – заявил он. "Демократия должна иметь возможность защитить себя, а не просто поддерживать эту деятельность /ультраправых/ на деньги налогоплательщиков", – считает бургомистр Берлина. Говоря об убийствах, в которых повинна НСП, он призвал действовать быстро, "пока не стало слишком поздно".

Министр юстиции Германии Сабине Лойтхойссер- Шнарренбергер призывает крайне аккуратно отнестись к проблеме возможного запрета НДПГ. Она считает, что запрет не решает проблему в корне, поскольку в определенных слоях общества коричневая идеология прочно закрепилась. "Речь здесь идет о том, чтобы как можно больше людей вытащить из их правоэкстермистского круга общения", – считает министр юстиции. Для этого, по ее мнению, должны быть созданы специальные программы по адаптации неонацистов в общество.

К слову, похожую точку зрения высказал Ханс-Петер Фридрих. Глава МВД не исключил, что на территории Германии скрываются активные правые экстремисты, однако оговорился, что, вероятно, не все из них являются членами опасных группировок, готовых совершать убийства. "Однако я думаю, что в правоэкстремистских кругах переход к насилию и терроризму зачастую происходит незаметно", – отметил министр. Именно поэтому, по его словам, германское общество "должно вооружиться" против таких течений, а для этого требуются такие механизмы, как, к примеру, единая база данных на правых экстремистов, которая не так давно начала функционировать в Германии. В ней собрана информация из 36 федеральных и земельных служб безопасности, в частности, имена, адреса, номера банковских счетов и телефонов неонацистов. "Создание этой базы данных является правильным выводом из серии убийств, совершенных членами НСП, после которых сложилось впечатление, что работе ведомств /по расследованию этих преступлений – прим. ИТАР-ТАСС/ мешает недостаточная коммуникация", – заявил глава МВД в интервью радиостанции "Дойчландфунк".

Премьер-министр федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Торстен Альбиг считает, что к иску против НДПГ присоединятся также правительство и бундестаг. "Не думаю, что они оставят нас /бундесрат/ в одиночестве", – заявил он. Альбиг считает, что "единственный риск" возникнет лишь в том случае, если НДПГ запрещена не будет. "Мы должны показать, что партия расистов не может делать то, что ей вздумается. Если не запретить национал-демократов, то произойдет нечто драматичное. Если даже нам придется выяснять отношения с ЕСПЧ, то сделать это /поставить политических представителей неонацистов вне закона/ необходимо", – заявил он.

Винфрид Хассемер, входивший в состав Федерального конституционного суда в 2003 году, когда был отклонен первый иск о запрете НДПГ, полагает, что нынешняя кампания против неонацистов может закончиться успешно. "Если все ответственные за иск люди сделают все правильно и сделают правильные выводы из своих ошибок прошлого, то иск следует подавать уже сейчас. К счастью, конституция не предусматривает, что делать это необходимо во что бы то и стало. Однако если материала для запрета достаточно, то лучше это сделать сейчас, чтобы история не поросла мхом", – сказал он. Для запрета необходимо доказать "агрессивную борьбу против демократии, агрессивные действия , направленные на враждебные конституции цели". "С другой стороны, – подчеркивает Винфрид Хассемер, – конституция очень осторожно подходит к запрету партий, чтобы исключить возможность скоропалительного запрета конкурирующих политических сил под надуманными предлогами. Демократия – это когда все партии, получившие голоса избирателей, участвуют в политическом процессе".

Наибольшую проблему в нынешних попытках запретить НДПГ Хассемер видит в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, который лишь в особых случаях запрещает какую- либо политическую силу. "Безусловно, возможно и такое развитие событий, при котором ФКС удовлетворяет иск, а ЕСПЧ указывает, что это была крайняя мера, которая нарушает права человека", – считает он.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Германия   (332)