В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Ядерный потенциал на Ближнем Востоке (Иран, Саудовская Аравия, Израиль)

Государства Ближнего и Среднего Востока, а также Персидского залива в настоящее время проводят политику, которая исходит из предпосылки, согласно которой Иран уже стал обладателем ядерного оружия. "Во многих столицах региона сделали вывод о том, что Соединенные Штаты не хотят, а, возможно, уже и не способны к тому, чтобы остановить превращение Ирана в ядерную державу", – отметил в беседе с корр.ИТАР-ТАСС сотрудник британского Королевского института родов войск.

Подтверждением этого являются сообщение о том, что нынешним летом Саудовская Аравия начала тайные переговоры с Ираном в целях улучшения двухсторонних отношений. Согласно имеющейся в Лондоне информации, наследный принц Сальман предложил Тегерану возможность заключения пакта о ненападении. При этом Эр-Рияд готов расширить сферу отношений за счет двухстороннего сотрудничества, включая и по Сирии.

Подобное развитие событий является, по мнению независимых экспертов, следствием вывода, сделанного нынешним руководством королевства о том, что Иран стремительно превращается в самую мощную силу региона с перспективой стать обладателем ядерного оружия. Одновременно Эр-Рияд предпринимает сейчас шаги с тем, чтобы "стать вровень с Ираном".
Как передают европейские СМИ, в минувшем марте принц Бандар ибн Султан совершил секретную поездку в Китай, где обсуждал возможности закупки баллистических ракетоносителей. Речь в первую очередь шла о ракете CSS-5 Dong-Feng 21, способной нести ядерную боеголовку.

Согласно имеющимся в Лондоне данным, Китай позитивно ответил на запрос Эр-Рияда. Об успехе поездки ибн Султана косвенно говорит тот факт, что он был по возвращению из Пекина назначен главой службы общей разведки королевства.

Саудовская Аравия уже приступила к созданию центра по приему и обслуживанию данных ракет. Он расположен в созданном в 1977 году в пригороде Эр-Рияда Городе науки и техники имени короля Абдель Азиза. В ближайшее время ожидается также начало строительства вблизи столицы стартовых площадок для ракет. Есть основания полагать, что китайская сторона также согласилась направить в Саудовскую Аравию своих специалистов и инженеров как в ракетный центр, так и в ядерный.

Ранее в открытой печати сообщалось, что Саудовская Аравия и Пакистан достигли соглашения о предоставлении Эр- Рияду ядерных боеголовок в случае создания ситуации крайней опасности существованию королевства. В этом случае, при наличии баллистических ракет, Саудовская Аравия практически моментально станет ядерной державой с потенциалом, который превзойдет по своей мощи и качеству возможный аналогичный ядерный арсенал Ирана.

Политику "наведения мостов" по отношению к Ирану проводит сейчас и новое руководство Египта, сообщают дипломатические круги в Лондоне. На нынешней неделе президент Мухаммед Мурси совершил свою первую зарубежную поездку – в Китай и Иран. В Тегеране он изложил свою новую инициативу – создание региональной контактной группы по разрешению конфликта в Сирии. В нее, по мнению Каира, должны войти Египет, Саудовская Аравия, Иран и Турция.

Одна из задач, преследуемых Египтом, – исключить из "большой игры" вокруг Сирии внешних нерегиональных игроков, включая США, Евросоюз и Россию, отмечают в британской столице. В целом, согласно западным дипломатическим кругам, арабский мир и Израиль приходят сейчас к выводу о том, что администрация президента США Барака Обамы не готова не только проводить вооруженную операцию против Ирана, но и вести активную силовую политику в регионе в целом. "Продемонстрированный на практике во время операции в Ливии против режима Каддафи подход США "управлять из задних рядов" является гарантом того, что Вашингтон в лице Обамы никогда не решится на крупную вооруженную операцию против Ирана", – отметил западный дипломат.

По имеющимся здесь данным, в администрации США в последние три месяца произошло "фронтальное столкновение" сторонников совместных с Израилем военных действий по уничтожению ядерного потенциала Ирана. Однако данная атака была отбита теми в ближайшем окружении Обамы, кто считает, что подобная операция стала бы крупной ошибкой. В результате Белым домом было принято решение не принимать никаких важнейших обязывающих решений, а тем более прямых действий по отношению к Ирану до 6 ноября – даты президентских выборов.

В результате Израиль оказался в очень сложной ситуации, когда он потерял на ключевые три месяца своего главного стратегического союзника. Тем не менее, Иерусалим еще не потерял надежды. Как уже стало известно, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время своей 10-дневной поездки в Соединенные Штаты проведет 27 сентября встречу с президентом Бараком Обамой. В центре их переговоров будет находиться Иран и Нетаньяху предпримет очередную попытку сблизить позиции двух стран по предстоящим действиям.

По данным европейских СМИ, израильский премьер направится на встречу с президентом США с планом из четырех пунктов, который призван стать основой для нового стратегического партнерства двух стран в отношении Тегерана.

Он предполагает:

– Президент Обама в письменной форме проинформирует обе палаты Конгресса о том, что он намерен использовать военную силу для того, чтобы не допустить создания Ираном ядерного оружия. Одновременно он потребует от Конгресса предоставления особых полномочий на случай кризисного развития событий. В случае позитивного ответа президент США получит все полномочия для начала военной операции против Ирана без необходимости экстренно запрашивать их у Конгресса;

– за несколько недель до 6 ноября – даты президентских выборов в США – Обама совершит поездку в Израиль, где выступит в Кнессете с речью, которая будет содержать обещание использовать военную мощь Соединенных Штатов против Ирана, если последний не согласится отказаться от военных аспектов своей ядерной программы;

– в предстоящие до весны 2013 года месяцы США проведут модернизацию военного потенциала Израиля, повысят его возможности в области разведки и новейших технологий с тем, чтобы, если после переизбрания Обамы на пост президента он откажется от части гарантий, данных в сфере политики в отношении Тегерана, Израиль смог бы самостоятельно провести операцию против ядерных объектов Ирана, нанеся им невосполнимый урон;

– в случае достижения договоренностей по первым трем пунктам, высшее руководство Израиля сделает вывод о том, что США действительно готовы предстоящей весной нанести удар по Ирану. При подобном развитии событий Израиль откажется от односторонней операции против Ирана, которая готовится на предстоящую осень.

Сообщается, что в ходе предварительных консультаций Белый дом не отверг с порога данный план и он будет обсуждаться в ходе подготовки сентябрьской поездки Нетаньяху в США.

Между тем в Иране полностью отдают себе отчет о том, что Соединенные Штаты временно вышли сейчас из активной игры. Следствием этого стало новое обострение риторики между Ираном и Израилем.
Израильское руководство было напугано выступлением во время празднования пришедшегося в нынешнем году на 17 августа так называемого Дня Кудс /День Иерусалима/ иранского президента Махмуда Ахмадинежада. На митинге в Тегеране перед 5-тысячной толпой он скандировал: "Смерть Израилю", "Смерть Америке". При этом Ахмадинежад заявил, что "Израиль является раковой опухолью, с которой скоро будет покончено на новом Ближнем Востоке". "Сионистский режим является оскорблением человечества", – прокричал он. В свою очередь аятолла Али Хаменеи заявил, что "фальшивый сионистский режим исчезнет с географической карты".

В ответ новый министр по защите тыла Израиля Ави Дихтер заявил, что "хотя Сирия, Ливан и Газа представляют для Израиля стратегическую угрозу, Иран является опасностью для самого его существования".
В результате сейчас в Израиле считают, что необходима более кардинальная политика в отношении Ирана, которая имеет целью смену в Тегеране режима. Близкие к Нетаньяху круги передают его слова о необходимости "обезглавить" режим в Иране.

Однако без прямого участия США данная цель, по мнению многих аналитиков, недостижима. А Вашингтон пока не готов изменить свой подход к Ирану, который можно определить как предельно осторожный.
Более того, Пентагон делает сейчас все, чтобы охладить пыл Израиля и не допустить проведения им вооруженной операции против Ирана. Так, председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Мартин Демпси заметил на днях, что "Израиль уже не способен уничтожить ядерный потенциал Ирана, а только оттянуть время создания Тегераном ядерного оружия".

Тем не менее, возможен и путь, при котором США и их союзники по НАТО окажутся втянутыми в ситуацию фактически прямой конфронтации с Ираном. Это – Сирия, где сейчас сталкиваются в условиях быстро разрастающейся гражданской войны интересы ведущих мировых и региональных держав.

Так, стало известно, что руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи отдал приказ спецслужбе Корпуса "стражей исламской революции" – бригаде "Аль-Кудс" "усилить противодействие Западу и его союзникам в качестве ответной меры на их попытки свергнуть президента Сирии Башара Асада". Об этом сообщила на минувшей неделе британская газета "Дейли телеграф", заметив, что Тегеран переходит к широкой кампании террористических акций. "Согласно представителям западной разведки, Али Хаменеи сделал данный шаг после состоявшегося в Тегеране чрезвычайного заседания Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики, – пишет издание. – На этой встрече обсуждался доклад, в котором были изложены возможные последствия краха нынешнего режима в Дамаске для Ирана".

"В документе, который был подготовлен по личному распоряжению Хаменеи, сделан вывод о том, что национальным интересам ИРИ угрожает совмещение санкций ООН, принятых в связи с иранской ядерной программой, и поддержки Западом сирийской оппозиции", – добавляет газета.

"Западная разведка сообщает, что в документе содержится вывод о невозможности сохранения Ираном пассивной позиции перед лицом новых угроз, в том числе распада союза между Тегераном, Дамаском и ливанским движением "Хезболлах". "В этих условиях Тегерану надлежит послать США, Израилю, Великобритании, Турции, Саудовской Аравии и Катару сигнал о том, что они не могут безнаказанно действовать в Сирии, как, впрочем, в регионе Ближнего и Среднего Востока в целом", – подчеркивает издание.

По его данным, Али Хаменеи издал по итогам заседания Высшего совета национальной безопасности директиву для командующего подразделением "Аль-Кудс" "усилить атаки против Запада и его союзников".
В свою очередь, и Запад повышает в Сирии ставки, объявив о своей готовности предпринять активные действия в случае появления угрозы со стороны имеющегося в у Дамаска химического и биологического оружия.
Так, на минувшей неделе развернутые на базах стран Ближнего Востока элитные подразделения спецназа США были приведены в состояние полной готовности для выполнения спецоперации в Сирии по установлению контроля над складами химического и биологического оружия.

Вечером 23 августа премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон провел телефонные переговоры с президентом США Бараком Обамой и президентом Франции Франсуа Олландом. В центре обсуждений находилась ситуация в Сирии. Как заявил официальный представитель британского правительства "Кэмерон и Обама согласились, что использование или угроза использования Дамаском химического оружия являются абсолютно неприемлемыми". "Подобное развитие событий приведет к пересмотру их подходов к Сирии", – подчеркнул он. Согласно имеющейся в Лондоне информации, спецназ США, находящийся сейчас в Израиле и Иордании, "приведен в полную готовность для возможных действий на сирийской территории". По полученным данным, им выдано специальное обмундирование химической и биологической защиты. Одновременно на военно- транспортных самолетах С-130, которые также будут задействованы в возможной операции, установлены специальные фильтры, позволяющие проводить операции в условиях "зараженного театра военных действий".

Между тем ведущие западные аналитики пытаются сейчас понять, каким образом будут в среднесрочной перспективе развиваться события в Сирии.

Завершение нынешней гражданской войны в Сирии не приведет к окончанию другого происходящего более широкого и острого противоборства внутри ислама – между суннитами и шиитами, пишет в лондонской газете "Ивнинг стандард" известный американский политолог Филип Боббитт.

"Не обеспечит этого и массовая миграция сирийских алавитов и христиан в зоны безопасности на территории Сирии или в соседних странах, таких как Иордания, Ирак и Ливан. Однако подобный процесс способен привести к созданию национальных государств аналогично тому, как это уже происходило в Европе на основании принципа: кто правит, того и религия, – отмечает специалист. – Ясно, что это приведет к размежеванию государств в регионе. При этом наиболее национальное государство в этой части мира – Израиль, уже находится сейчас в окружении". "Сейчас мы не можем с полной уверенностью сказать, что такие демократические государства как Турция смогут послужить моделями для новой Сирии, так как и они станут менее светскими и более сектантскими", – считает эксперт.

Что же в этих условиях надлежит сделать Западу, задается вопросом Боббитт и сам отвечает. "Провести ядерное разоружение региона; поддержать создание новой структуры разделения власти в Сирии; избежать присутствия в регионе западных наземных сил, что означает более значительную опору на Турцию". "Каковой же должна быть в этом случае политика Запада?", – вопрошает эксперт.

"Первым важнейшим шагом по региональному ядерному разоружению уже стало отстранение от власти в Ираке Саддама Хусейна. Пока он руководил Ираком, Иран не допускал и мысли отказаться от своей ядерной программы. Вторым шагом должно стать расширение гарантий НАТО на Израиль. Без этого Израиль не пойдет на отказ от своего ядерного арсенала. Однако, учитывая быстрое развитие точности высокотехнологичного оружия, а также мощную поддержку среди израильских избирателей, идея обменять ядерные вооружения на региональное ядерное разоружение не представляется столь уж недостижимой", – считает Боббитт.

"Соглашение в Таифе от 1989 года, положившее конец гражданской войне в Ливане, может служить моделью политического урегулирования в Сирии. Данный договор создал систему раздела власти между христианами и мусульманами в противовес простому всеобщему избирательному праву, – замечает американский политолог. – Следует отметить, что значительную роль в достижении данного соглашения сыграл алжирский дипломат Брахими, который сейчас стал приемником Кофи Аннана на посту спецпосланника ООН в Сирии".

"И, наконец, тот факт, что Турция возьмет на себя более значительную ответственность за восстановление Сирии, будет способствовать демократическому развитию самой Турецкой республики", – считает Боббитт.

"Мои предложения дают лишь общее направление. Однако без глобального подхода, который служит как нашим стратегическим интересам, так и содействует благосостоянию народов этого региона, мы будем продвигаться от одной гражданской войны, к другой, – пишет аналитик. – Конфликт в Сирии является частью ведущейся в регионе гражданской войны между исламскими фракциями. Она выражается как в противостоянии государств /Саудовская Аравия против Ирана/, так и создании внутри государств враждующих лагерей /Ирак, Сирия, Ливан/, или же угрожает поглотить государства, сохраняющие остатки стабильности /Иордания/. В то время как многочисленные обозреватели говорят о главенстве в регионе борьбы между Западом и Востоком, колониальных и постколониальных держав, подлинная суть конфликта лежит в наличии слабо выраженных национальных государств".

"Этот вывод не дает нам возможности определить необходимость и размер помощи демократическим движениям или желательность интервенции в защиту прав человека. Однако он позволяет осознать, что государства, которые смогли избежать подобного раскола – Турция и Египет – представляют собой кандидатов на проведение в регионе демократической политики", – заключает Боббитт.

Между тем, согласно имеющейся в Лондоне информации, ведущие страны Запада уже достигли понимания того, что после ухода Башара Асада Сирия не должна быть разделена за счет выделения в качестве особого государственного образования средиземноморской территории с портами Тартус и Латакия, где большинство населения составляют алавиты. "Сирия останется единым государством, где власть будут контролировать сунниты, на которых приходится почти 80 проц жителей страны", – отметил сотрудник Королевского института родов войск. "Иного варианта западные державы, которых поддерживает в регионе Турция и Саудовская Аравия, – нет", подчеркнул он.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)