В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Бразилия: куда движется экономика?

На фоне драматичного развития долгового кризиса в зоне евро, проблемы, с которыми сталкивается бразильская экономика, на первый взгляд, не выглядят чересчур тревожными. Речь идет пока "всего лишь" о существенном замедлении темпов роста. И это при том, что стране удается сохранять относительно невысокие уровни инфляции и безработицы, удерживаемые в пределах 6 проц. Однако все чаще в Бразилии эксперты говорят о возможной смене долгосрочного сценария развития.

Действительно, после впечатляющего более чем пятипроцентного роста на протяжении практически всех нулевых годов и рывка на 7,5 проц. в 2010 году экономика крупнейшей страны Южной Америки неожиданно для многих ударила по тормозам: в прошлом году ВВП увеличился только на 2,7 проц. В этом году ускорения также не предвидится. По официальным правительственным прогнозам, скорректированным недавно в сторону снижения, прирост экономики составит 2,5 проц. Независимые эксперты ведут речь о росте всего на 1,9 проц.

За первые полгода в экономике южноамериканской страны был создан 1 млн новых рабочих мест. Это в целом неплохой показатель, однако за аналогичный период прошлого года бразильская экономика приросла на 1,2 млн новых рабочих мест. Особенность нынешней ситуации в бразильской экономики состоит в том, что при положительных показателях роста рабочих мест и доходов трудящихся спад начали показывать такие стратегические отрасли, как промышленность, строительство, торговля. Начали снижаться доходность юридических лиц и поступления в государственный бюджет. Выросла, хотя и не до критических размеров, просроченная кредитная задолженность физических лиц.

Как считает авторитетный бразильский экономист, бывший президент Центробанка Алфонсу Селсу Пастор, "в нынешних условиях бразильский потенциал роста не достигает в среднесрочной перспективе и 4 процентов".

Агентство Рейтер в одном из недавних репортажей сообщило со ссылкой на конфиденциальные источники в аппарате бразильского президента Дилмы Роуссефф, что замедление темпов экономического роста воспринимается лично главой государства как одна из самых серьезных общенациональных проблем. Причем правительственный анализ положения дел в экономике неутешителен в том, что касается итогов этого года. "Дилма Роуссефф настроена пессимистично", – утверждали авторы репортажа.

Опровергнуть подобные утверждения попытался глава бразильского Центробанка Алешандри Томбини, который дал видео-интервью иностранным журналистам. "Несмотря на то, что за первые полгода ВВП страны вырос всего на 0,2 проц., положение может выправиться решающим образом в период с июля по декабрь, так что рост экономики за вторые шесть месяцев составит никак не меньше 4 проц.", – заявил Томбини.

По его мнению, в пользу такого прогноза говорит отмеченное в июне повышение объемов кредитования реального сектора, сокращение нереализованной готовой продукции на предприятиях, а также общее оживление производства, вызванное девальвацией реала. При этом, как подчеркнул Томбини, Бразилия в сравнении с другими крупными экономиками относительно лучше защищена от влияния мирового финансово-экономического кризиса, поскольку экспорт составляет всего 12 проц. в структуре национального ВВП. К тому же крупнейшая страна Южной Америки продолжает сохранять привлекательность для зарубежных вкладчиков капитала, которые за пять месяцев осуществили прямые инвестиции на сумму 64 млрд долларов.

Доводы Томбини выглядят, на первый взгляд, достаточно убедительными. Однако глава Центробанка, как представляется, сознательно не стал заострять внимание на таких слабых сторонах бразильской экономики, как хроническое отставание в развитии инфраструктуры и низкая производительностью труда вследствие невысокой квалификации основной массы трудовых ресурсов.

Все последние правительственные меры, направленные на оживление экономики, так или иначе касались снижения налогового бремени. Например, в апреле Дилма Роуссефф объявила о масштабных мерах по стимулированию промышленного производства, которые на практике должны обернуться сокращением налоговых поступлений в бюджет приблизительно на 20 млрд реалов /около 10 млрд долларов/.

"Ограничительные меры – не лучший инструмент противодействия кризису. Они ведут к экономическому спаду и безработице. Бразилия продемонстрировала, что возможно обеспечить экономический рост при сокращении /бюджетных/ расходов. Мы не отказываемся от цели получить бюджетный профицит, не ставя при этом под удар рост промышленного производства", – заявила глава бразильского государства. По ее словам, страна должна в полной мере пользоваться потенциалом внутреннего емкого рынка.

"Мы готовы к соревнованию в сфере внешней торговли, но на справедливых и сбалансированных условиях, а для этого нам необходимо повысить конкурентоспособность и снизить затраты", – отметила Роуссефф.

Как считает министр финансов Бразилии Гиду Мантега, в условиях снижения темпов промышленного роста в Китае Бразилии неизбежно предстоит столкнуться "с все возрастающей конкуренцией со стороны государств, которые продают свои товары ниже себестоимости, используют субсидии, девальвируют национальную валюту и урезают заработную плату".
Чем же отвечает правительство Бразилии на эти вызовы? Среди мер, направленных на поддержание темпов роста, выделяется решение о временной отмене 20-процентного налога на фонды заработной платы в таких отраслях, как текстильная, швейная, мебельная, производство пластмасс, автомобильных комплектующих, станков и промышленного оборудования, автобусов. Отмена налога на заработную плату частично будет компенсироваться взиманием минимального 1 или 2-процентного налога с объема продаж /за вычетом экспортных поставок/.

С будущего года в стране вводится новый режим работы автомобильной промышленности, призванный еще больше ограничить импорт автомобилей и резко повысить конкурентоспособность продукции национальных сборочных производств на внутреннем рынке. Одновременно правительство Бразилии облегчает доступ к кредитным ресурсам. Сейчас базовая учетная ставка в стране снижена уже до 8 проц. Это высокий уровень по общемировым меркам, но низкий для Бразилии, где еще недавно учетная ставка превышала 12 проц.

Бразильская экономика сталкивается с неразвитостью инфраструктуры транспорта и связи. Морские и воздушные порты страны отстают по техническому оснащению от лучших зарубежных аналогов на десятилетия. В нынешнем виде ее аэропорты просто не в состоянии справиться с обслуживанием пассажиропотоков во время предстоящих чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпиады 2016 в Рио-де-Жанейро.

Как считают аналитики, в самое ближайшее время правительству придется приватизировать крупные объекты транспортной инфраструктуры либо передать их в частную концессию. У правящей левоцентристской Партии трудящихся, сформированной на базе профсоюзного движения и традиционно выступавшей против приватизации "стратегически важных государственных активов", просто не остается другого выхода.

Бывший министр связи Бразилии, видный экономист Луис Карлус Мендоса ди Баррос считает, что "в новых условиях страна не сможет повторить успех 2008 года, когда разрушительных последствий мирового кризиса удалось избежать, сделав ставку на рост потребления". Политика подстегивания потребительской активности заходит в тупик, считает аналитик. Масштабного кризиса возвратности кредитов пока удается избежать только за счет опережающего роста заработной платы, которая увеличивается в среднем на 12 проц. в год, полагает Мендоса ди Баррус.

По мнению эксперта, нынешнее замедление темпов роста экономики обусловлено не снижением потребительской активности, а резким падением частных инвестиций. "Под воздействием информации о нарастании неблагоприятных внешних и внутренних факторов частные инвесторы резко снизили активность – объем частных инвестиций в первом квартале составил 8 проц. ВВП, а в первые три месяца прошлого года этот показатель равнялся 19 проц", – отмечает экономист.

С ним во многом согласен бывший министр финансов Майлсон да Нобрига. Вот его анализ причин торможения бразильской экономики: "Фокус 2008 года с потребительскими кредитами повторить не удастся. Опасно, что зарплаты растут быстрее производительности труда. С низкой производительностью труда бразильские предприятия оказываются неконкурентоспособны в сравнении с китайскими поставщиками. К тому же заработная плата национального промышленного сектора не делает погоду на потребительском рынке. Две трети ВВП Бразилии приходится на потребление, а две трети потребления сосредоточено в сфере услуг. Таким образом, дальнейшее стимулирование потребления обернется выгодой для импортеров и мало чего даст национальной промышленности".

Показательно, что и Майлсон да Нобрига, и Луис Карлус Мендоса ди Баррос сходятся в том, что "рано вести речь о конце бразильской модели роста как таковой, скорее надо говорить о том, что она требует радикальной перенастройки". При этом оба эксперта полагают, что в ближайшие годы ВВП Бразилии будет расти не более чем на 3,5 проц., "даже если правительству удастся выработать новую адекватную внешним и внутренним вызовам экономическую повестку дня".

Надо подчеркнуть, что среди экспертов есть и оптимисты, которые прогнозируют бразильской экономике светлые перспективы уверенного пятипроцентного роста уже в ближайшие годы. К их числу, например, относится профессор Гарвардского университета Дэни Родрик. Он считает, что после необходимых структурных корректировок экономика Бразилии сможет воспользоваться такими преимуществами, как относительно благополучная ситуация в государственных финансах и внутриполитическая стабильность в условиях прочной демократии. На экономическом росте должен положительно сказаться и такой фактор, как рост численности среднего класса, который в Бразилии с населением 200 млн человек становится серьезной экономической силой и мотором потребления, уверен эксперт.

Подводя итог, можно сделать вывод, что Бразилия, несмотря на все трудности, уже перешла некую "черту невозврата" и в ближайшее десятилетие независимо от внешней конъюнктуры будет оставаться в первой десятке стран, определяющих глобальный деловой и экономический климат. Более того, в отличие от стран Западной Европы и США у Бразилии остается в распоряжении весьма значительно число инструментов, с помощью которых можно влиять на макроэкономические показатели и темпы роста. Все это делает Бразилию одним из самых перспективных партнеров не только в Южной Америке, но и во всем южном полушарии.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Латинская Америка   (189)