В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Референдум в Латвии вновь показал раскол между латышами и русскоязычными

Русский язык не станет в Латвии вторым государственным. Итоги прошедшего по этому вопросу в стране референдума оказались предсказуемы: почти 75% имевших право голоса граждан Латвии выступили против. При этом в некоторых регионах количество голосов за русский язык было существенно выше. Несмотря на итоги голосования, организаторы не сочли его провальным.

Большинство граждан Латвии на прошедшем накануне референдуме, как и предсказывали ранее наблюдатели, выступило против того, чтобы русский язык получил статус государственного.

По данным Центризбиркома страны, почти 75% из миллиона проголосовавших предпочли оставить латышский единственным официальным языком страны.

Впрочем, и высокая явка, превысившая явку на парламентских выборах и даже активность латвийцев на референдуме о вступлении страны в ЕС (тогда на участки пришло на 80 тысяч меньше людей, чем в минувшую субботу), и результаты в отдельных городах показали, что вопрос далеко не снят с повестки дня. Так, в латвийской столице русский язык поддержали около 40% жителей Риги (согласно переписи населения, здесь проживает около 55% русскоязычных жителей). Во втором по величине городе страны Даугавпилсе, где более 80% жителей являются русскоязычными, в поддержку русского выступили более 85% проголосовавших.

В Елгаве за русский язык, являющийся родным для почти 43% жителей этого города, проголосовали 25,05%, против – 74,24%, в Лиепае и Вентспилсе, доля русскоязычного населения в которых составляет около 40%, – почти 20% против 80%. Стоит также учесть, что почти 17% русскоязычных жителей страны – неграждан – вообще были лишены права принимать участие в референдуме.

Несмотря на итоги голосования, организаторы референдума не сочли его провальным. Организация «Родной язык», выступившая инициатором голосования, уже заявила, что считает произошедшее своей победой, так как референдум сплотил русскоязычную общину. «Сейчас мы выждем ответ со второй стороны. Если этот ответ будет адекватным, если последует предложение к диалогу, готовность пересмотреть статус русского языка, решение проблемы образования – это будет хороший сигнал. Если нет, то мы продолжим протестовать», – приводит «Телеграф» слова представителя организации Иллариона Гирса.

Главной задачей референдума о русском языке было начать диалог, и, хотя он начался «с истерии и паники, это лучше, чем тишина, длившаяся 20 лет», в свою очередь заявил глава организации Владимир Линдерман.

Наблюдатели соглашаются с тем, что теперь властям придется прислушаться к мнению тех, кто выступил в поддержку русского языка. «Опасно думать, что мы победили, и не делать никаких шагов по интеграции нацменьшинств», – считает политолог Юрис Розенвалдс.

По его мнению, сразу же после голосования латышским политикам необходимо сделать шаги, способствующие сплочению общества.

Сами политики, к слову, уже демонстрируют готовность к этому. «Спасибо всем, кто голосовал «за», спасибо всем, кто голосовал против. Но ясно одно, нам всем теперь после референдума вместе надо будет приводить в порядок свою страну. Если мы будем делать это вместе, то у нас получится», – написал в своем профиле на Facebook лидер «Центра согласия», русскоязычный мэр Риги Нил Ушаков.

Представители правительственной партии «Единство» полагают, что после референдума властям придется переосмыслить свою политику. Так, по словам депутата Алексея Лоскутова, с окончанием референдума о статусе русского языка ничего не заканчивается. «Хотя в последние 20 лет процесс интеграции развивался и нелатышская молодежь владеет латышским языком, этого оказалось недостаточно», – считает он.

Лоскутов выразил готовность говорить по этим вопросам с членами своей партии. Одна из первоочередных задач – добиться, чтобы общественные СМИ были не латышскими, а вселатвийскими, и говорили бы о проблемах всего общества, не забывая о меньшинствах.

Впрочем, в заявлении президента страны Андриса Берзиньша, распространенном в воскресенье по итогам референдума, звучали совсем иные призывы. «Благодарю всех, кто встал на защиту госязыка и Латвии как единственной страны в мире, где латышский язык, народные традиции и все латышское могут существовать, развиваться и объединять всех, кто является истинными патриотами этой страны. Одновременно нам нужно помнить, что с референдумом ничего не заканчивается. Все, кто хочет здесь жить на основе взаимного уважения и понимания, должны немедленно начать дискуссию, диалог о том, как преодолеть подозрения, обиды и недоразумения. В противном случае люди с экстремистскими взглядами смогут также манипулировать нашим обществом, как это нередко случалось раньше», – подчеркнул он.


Ольга Гриценко
Источник: "Взгляд"



* * *


По факту, что бы ни говорили латыши и тем более латышские националисты, Латвия – несостоявшееся государство. Это непонятное образование без какого-либо прошлого и с очень туманным будущим. Она – недоразумение, скажем прямо. Более того – данные последней переписи, проведенной в 11 году, показали, что население Латвии уменьшилось за 10 лет почти на 15%. При этом если в относительных цифрах численность латышей медленно, но растет, то в абсолютных – она уменьшается. Так же, как и численность всех остальных национальных групп страны. В Латвии есть районы и города, где численность латышского населения меньше, чем остальных этнических групп. Опять же весьма тревожным для латышей является тот факт, что русским языком владеют около 70% латышей, а вот латышским – около половины нелатышей.

При этом на кровавый режим, ссылающий цвет латышской нации в Сибирь, кивать уже не приходится – прошло 20 лет независимости, и вместо Сибири люди массово бегут с родных мест в Европу. В сущности, уменьшение числа жителей связано скорее с миграцией, чем с какими-то иными факторами.

В этих условиях озабоченность латышей сохранением своей государственности вполне очевидна – такими темпами через полвека государство если и будет существовать, то с населением возникает вопрос. Никакого инструмента для сохранения государственности у латышей, по сути, нет. Суверенитет Латвии – фикция. Любое серьёзное изменение мирового устройства может с легкостью смести независимость Латвии, даже не заметив её на своем пути.

Язык – это единственный инструмент, с помощью которого Латвия может претендовать на сохранение – пусть и весьма иллюзорное – своей государственности. Именно поэтому столь нервное отношение латышей к референдуму – латышский язык попросту не выдержит конкуренции с русским, если тот получит статус государственного.

Поэтому с одной стороны, нужно понимать, что причины, по которым латыши столь яростно защищают последний и единственный оплот своей государственности – они объективны. Однако это никак не отменяет необходимости для России отстаивать права людей, чьи интересы жестко ущемляются режимом латвийского лайт-апартеида.


Источник: "el-murid.livejournal.com "

 Тематики 
  1. Русский мир   (167)