В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Лондонский Сити делает ставку на китайский юань

Великобритания активно работает над тем, чтобы лондонский Сити стал глобальным финансовым центром. Цель стратегии британского истеблишмента – "заполучить" в качестве доверительных деловых партнеров значительную часть элиты группы стран БРИК /Бразилия, Россия, Индия, Китай/ и интегрировать ее в так называемый Старый Запад, который сейчас представлен Западной Европой и Северной Америкой. На это направлены усилия правительства Дэвида Кэмерона, который в момент прихода к власти в мае 2010 года объявил о том, что произошла смена эпох, и Лондону следует искать собственное место в формирующемся новом мировом порядке.

Суть политики Лондона и Запада в целом состоит в том, чтобы не только не отстать от бурно развивающихся стран с новыми рынками, но и попытаться сохранить нынешнюю систему контроля над мировой экономикой. Добиться этого можно, по мнению Запада, за счет интеграции ключевых государств с новой экономикой в существующие мировые экономические и политические структуры. При этом Великобритания, которая имеет большой опыт решения проблем мировой политики, занимает в данном процессе лидирующие позиции, влияя в целом на подходы Запада. Внимание Великобритании сейчас приковано, в частности, к Китаю, который стремительно набирает экономическую мощь. Имеется амбициозный план превращения британского финансового рынка – лондонского Сити – в международную площадку по операциям с китайской валютой – юанем. Минувшим летом Лондон и Пекин подписали меморандум об изучении данной возможности, а в январе ближайший соратник Кэмерона – министр финансов Джордж Осборн нанес официальный визит в Китай, где валютный проект получил дальнейшее развитие.

Как отмечала в связи с поездкой Осборна в КНР лондонская газета "Файнэншл таймс", британское правительство "предпринимает усилия с тем, чтобы превратить Лондон в ведущий оффшорный центр для юаня, видя в этом шанс для Великобритании воспользоваться процветанием Китая и увеличением его роли в мировых делах".

С наступлением осенью 2008 года глобального финансового кризиса лондонский Сити и Великобритания в целом оказалась в сложном положении в результате падения мировой финансовой активности. В поисках выхода британскому истеблишменту и правительству Кэмерона пришлось решать дилемму: пойти на более тесное сближение с Евросоюзом и попытаться вместе со всей Европой искать выход из кризиса, либо сделать ставку на альтернативный проект. В результате победу одержали те, кто выступал за "игру на опережение" и заявлял о необходимости ускоренно идти на формирование стратегических отношений со странами с новыми рынками, в первую очередь, в Азии. Разразившийся затем кризис еврозоны, который парализовал Евросоюз, укрепил позиции сторонников этой линии. Превращение Сити в оффшорный центр для китайского юаня было избрано Лондоном в качестве приоритетного направления.

Выступая 16 января в Гонконге на финансовом форуме, Джордж Осборн заявил, что "хочет превращения Великобритании в центр для азиатских инвестиций в Европу". Все говорит о том, что данный план имеет все шансы быть реализованным, и это может произойти довольно быстро.

Лондонский Сити на сегодняшний день сохраняет по ряду ключевых позиций лидирующее положение на мировом финансовом рынке. На него приходится около 37 проц. от общего оборота валюты на финансовом рынке, который достигает в перечислении на американский доллар суммы в 4 трлн долларов ежесуточно. За Лондоном следуют США с 17,9 проц., затем Япония – 6,2 проц., Сингапур – 5,3 проц., Швейцария – 5,2 проц., Гонконг – 4,7 проц. Доля остального мира – около 24 проц. общего оборота мирового валютного фонда.

Сейчас основной операционной валютой для британской столицы является доллар США – около 85 проц. всех суточных операций, совершающихся на мировом финансовом рынке. В свою очередь, на юань, согласно данным на апрель 2010 года, приходилось 0,45 проц. от общего количества транзакций.

Хотя сторонники юаня и отмечают, что власти Китая достаточно быстро ведут дело к свободной торговле юанем и его полной конвертируемости, в Сити сохраняются определенные сомнения по поводу того, насколько быстро юань способен превратиться в подлинную мировую валюту. Сохранение властями КНР достаточно жесткого контроля над юанем, включая его обменный курс, который привязан в доллару США, многократно ограничивает возможности по операциям с китайской валютой. Тем не менее, в лондонских отделениях таких крупных мировых банков как HSBC, Deutsche Bank, Citi уже действуют подразделения по операциям с китайской валютой. "Мы сейчас даем многие цены в юанях, – заявил валютный аналитик HSBC Дэвид Блум. – Что касается трейдеров, юань уже является операционной валютой".

Для многих показателем ближайших перспектив юаня станет возможное открытие в Лондоне клирингового банка для работы с ним. При этом лондонские аналитики внимательно изучают ситуацию на финансовом рынке самого Китая. Так, за 2011 годы общий объем банковских депозитов в юанях в Гонконге увеличился в два раза и достиг 630 млрд юаней /100 млрд долларов США/. Правда, это составляет лишь 1 проц. от аналогичных депозитов в банках континентального Китая.
Тем не менее, по мнению западных специалистов, при смягчении валютного контроля властями КНР юань способен быстро превратиться в соперника доллара и евро. "Как только китайская валюта станет полностью конвертируемой, начнется мощный рост объемов торговли юанем на мировом рынке", – заявил глава азиатского отдела валютных операций банка Citi Пол Бакунович.

Потенциальные позиции юаня на глобальных рынках определяются сейчас экономическим могуществом Китая. Так, в 2010 году на Китай приходилось 13,6 проц. мирового ВВП, при этом в мировом экспорте доля Китая возросла до 10,6 проц.
Большинство аналитиков Лондона считает превращение юаня в мировую валюту неизбежным. "Станет ли юань мировой резервной валютой", – задает риторический вопрос сотрудник компании по обмену валют Caxton FX Джеймс Хикмэн, и тут же на него отвечает: "В этом нет никаких сомнений". По его словам, уже сегодня "юань, доллар и евро сражаются за первенство среди мировых валют".

Однако есть и скептики. По их словам, нынешние позиции доллара США как абсолютной резервной валюты основаны не только на экономической мощи, которая уменьшается, но и на политическом влиянии. "Китаю еще предстоит доказать свою политическую стабильность", – отмечает в этой связи лондонская газета "Индепендент". Она цитирует профессора Международного экономического университета Калифорнии Бенжамина Коэна, согласно которому "надежды на легкое и быстрое превращение юаня в ведущую мировую резервную валюту рискуют не сбыться".

Между тем, для современного мирового делового мира важнейшим показателем привлекательности рынка является степень его ликвидности. Пока Соединенные Штаты лучше других стран отвечают данному требованию. Однако в отношении Китая сохраняются определенные сомнения по поводу желания и способности властей обеспечить предельно либеральный режим для национального финансового и фондового рынка.

В Лондоне понимают, что перед нынешним руководством Китая стоит колоссальная задача по превращению юаня в мировую валюту. Никогда прежде в истории мировой экономики становление подобных валют не проходило в отсутствие золотого стандарта. В результате Китаю придется искать иные экономические средства для того, чтобы утвердить юань в качестве мировой резервной валюты.

Как отмечают специалисты лондонского Королевского института международных отношений /Чэтам-хаус/, нынешнее руководство КНР ведет дело к превращению юаня в мировую валюту двуединым путем. С одной стороны, осуществляется расширение зоны использования юаня в торговле с соседними странами, а с другой – сделана ставка на развитие оффшорного финансового центра в Гонконге. Задача последнего – создать инвестиционные инструменты, опирающиеся на юань. Именно поэтому создание особой связки Гонконг – лондонский Сити отвечает стратегическим интересам Китая.

Великобритания видит шанс в том, чтобы, став стратегическим партнером КНР в финансах, распространить его и на другие сферы. В Лондоне исходят из того, что данная задача носит "исторический характер".

"Сегодня мы можем говорить об относительном упадке Запада, но не об абсолютном, – заявил в интервью корр.ИТАР- ТАСС глава влиятельного лондонского Королевского института родов войск /RUSI/ Майкл Кларк. – В ближайшие десятилетия движение Запада вперед продолжится, рост его экономики сохранится, население будет богатеть". "Тем не менее, Запад лишается сейчас своего абсолютного мирового лидерства, которое он имел в последние 500 лет. Более того, он уже не будет находиться в ядре нового мирового порядка", – отметил аналитик. "Нет никакого сомнения, что XXI век будет веком Азии. Во многом лицо этого нового мира будет определять Азия. Данный процесс уже происходит, и это видно на примере организации ШОС. На фоне подобных процессов НАТО теряет свои позиции абсолютного альянса. Аналогичные изменения происходит и в других областях, фактически, везде – в искусстве, спорте. Рост богатства Азии создает и новый культурный контекст. В этом смысле Европа становится одним из секторов мира. Нынешний экономический кризис ускорил упадок Запада. Падение его ВВП будет возмещено Востоком и Югом. Азия начинает структурировать мир под свою новую мощь", – подчеркнул Кларк. "Что касается БРИК, то это выдумки журналистов. БРИК не существует как единой группы. Нет ничего общего между Китаем и Индией. Внутри группы нет политического единства", – заявил он. "Однако можно говорить о группе новых стран, находящихся на подъеме и начинающих играть все более значительную роль. Это наряду с Бразилией, Индией и Китаем – Турция, Иран, Вьетнам, возможно, Индонезия. Существующие в сегодняшнем мире правила не подходят для них. В результате эти государства намерены изменить эти правила в соответствии с собственными интересами. Я не сомневаюсь, что эти правила будут изменены.
Но существует проблема международного поведения. Китай пока еще не показал, что способен действовать ответственно. От Пекина поступают противоречивые сигналы, слова расходятся с делами, политика в одном региона противоречит политике в других частях мира. У Китая есть проблемы с использованием своей мощи", – считает Майкл Кларк.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Глобальная экономика   (469)
  2. Мировой финансовый кризис   (268)