В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

США и саммит G20: спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Европейский долговой кризис, как и ожидалось, и не в последнюю очередь "стараниями" Греции, занял центральное место в повестке дня очередного саммита "группы двадцати", состоявшегося 3-4 ноября во французском Канне. Однако, особой уверенности в перспективах решения этой проблемы по завершении нынешнего заседания "двадцатки" так и не появилось. Ясно, пожалуй, стало только одно: решительных усилий, направленных на урегулирование долгового кризиса, "большая двадцатка" ждет прежде всего от самих европейцев и причем в сжатые сроки. Иными словами, участники совещания в Канне недвусмысленно дали понять Европейскому союзу, что спасение утопающих – это в первую очередь дело рук самих утопающих.

Комментируя 5 ноября результаты каннской встречи на высшем уровне, газета "Вашингтон пост" отметила: "Мировые лидеры... послали Европе решительный сигнал, заключающийся в том, что она должна сделать больше для обуздания выходящего по спирали из-под контроля долга и финансовых проблем". Тем не менее, собравшиеся на саммит "не предложили ясной помощи" ЕС, "заявив, что судьба региона находится в его собственных руках", полагает флагман столичной американской журналистики.

С его точки зрения, "самым осязаемым итогом двух дней переговоров, на которых доминировал кризис в Греции, стало согласие правительства Италии, находящегося в затруднительном финансовом положении, на то, чтобы Международный валютный фонд проводил интенсивный мониторинг экономики этой страны". Кроме того, лидеры "двадцатки" условились начать изучать "пути оказания МВФ более оперативной помощи" нуждающимся государствам "в периоды кризисов", пишет "Вашингтон пост".

В схожем ключе оценила в тот же день достижения каннского саммита и авторитетная газета деловых кругов США "Уолл-стрит джорнэл". На ее взгляд, "европейские лидеры не добились продвижения своего плана борьбы с углубляющимся суверенным долговым кризисом и не нашли желающих, не входящих в блок /т.е. в ЕС/, помочь с пополнением фонда финансового содействия" терпящим экономическое бедствие странам Старого света. "Что же касается принятия дополнительных мер через МВФ, то нации /"двадцатки"/ договорились только о том, чтобы продолжать обсуждать данный вопрос", – подчеркивает "Уолл-стрит джорнэл". По ее оценке, на саммит возлагались большие ожидания, связанные с необходимостью выработки детальных мер по преодолению европейского долгового кризиса. Тем не менее, итоги встречи на высшем уровне свелись "главным образом к оказанию еще большего давления на Европу, призванного добиться от нее решительных действий, пока кризис еще более не обострился", убеждена "Уолл-стрит джорнэл".

Соединенные Штаты, впрочем, сразу заявили в Канне о том, что не собираются оказывать финансовую помощь ЕС и вносить вклад в расширение кредитных ресурсов МВФ. Со всей прямотой об этом объявили на брифинге заместители помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс, курирующий вопросы стратегических коммуникаций, и Майкл Фроман, отвечающий за международные экономические дела.

По словам Фромана, вклад Вашингтона в преодоление долгового кризиса в зоне евро заключается прежде всего в обмене "опытом, идеями, касающимися дальнейшего движения вперед" и наработанными на основе борьбы с острейшими финансовыми проблемами и экономическим спадом в США в 2008-09 гг. "С нашей точки зрения, наша способность вносить вклад, вести за собой, влиять на исход этого рода вещей не обязательно привязана к тому, чтобы американский налогоплательщик платил за решение каждой проблемы", – подчеркнул советник американского лидера.

Его также попросили уточнить, примет или нет, насколько известно США, Китай на данном этапе участие в оказании финансового содействия ЕС. "Мы не видели объявления о намерении Китая внести вклад в урегулирование кризиса в зоне евро", – сказал в ответ Фроман, порекомендовав обращаться за дальнейшими комментариями по этому поводу непосредственно к Пекину.

Фроман подтвердил, что между США и ЕС сохраняются разногласия относительно целесообразности введения налога на операции финансовых институтов, на чем настаивает Брюссель. Вашингтон не против того, чтобы "финансовый сектор вносил надлежащий вклад в урегулирование кризисов", заверил Фроман. Вместе с тем, пояснил он, США предлагают "один подход к этому вопросу", а "у европейцев – другой подход".

В свою очередь, у Родса поинтересовались, будет ли входить в повестку дня заседания "двадцатки" вопрос о возможности расширения кредитных ресурсов МВФ. Родс от прямого ответа ушел. При этом он, однако, указал, что, по мнению администрации США, "МВФ располагает значительным объемом ресурсов", позволяющим этой организации "заниматься спектром вызовов в Европе и во всем мире". "У США нет планов предоставлять дополнительные американские ресурсы МВФ", – сообщил высокопоставленный сотрудник Белого дома. В соответствии с изложенными им сведениями, лидеры "двадцатки" обсуждают "больше роль, которую играет МВФ, а не бухгалтерию ресурсов". Речь идет в основном о том, "какую роль играет МВФ", в том числе в качестве "элемента ответа на кризис в зоне евро", повторил Родс.

Между тем, при публичном подведении итогов саммита президент Барак Обама звучал достаточно оптимистично. Как он подчеркнул на пресс-конференции 4 ноября, "после двух дней чрезвычайно содержательных дискуссий могу сказать, что мы /т.е. лидеры "двадцатки"/ объединились и добились важного прогресса в деле перевода нашего экономического восстановления /после недавнего глобального кризиса, зародившегося в США/ на более прочную основу". "Выслушав за последние два дня европейских партнеров, могу сказать, что уверен: Европа способна ответить на вызов", – провозгласил хозяин Белого дома.

"Я знаю, – признал он, – что это не будет легко". "Но что сейчас чрезвычайно важно и чего ожидает весь мир – так это действий. Именно так мы противостояли финансовому кризису в США..., осуществляя самые решительные реформы со времен Великой депрессии. Это было трудно делать, и, безусловно, не всегда наши шаги пользовались поддержкой населения. Но мы делали то, что было необходимо для выхода из кризиса и оказания содействия в спасении глобальной экономики", – сказал Обама.

Как он считает, "Европа сейчас сталкивается с такими же вызовами". "Предстоит еще как следует поработать, и нужно будет принимать трудные решения", – предупредил глава вашингтонской администрации. Вместе с тем, полагает он, "наши европейские партнеры заложили основу для дальнейших шагов, включив в нее все элементы, необходимые для достижения успеха". "Здесь, в Канне, мы продвинулись вперед... Были определены методы, позволяющие миру оказать поддержку действиям Европы", – заявил президент США.

Как он констатировал, "все мы глубоко заинтересованы в достижении успеха в Европе". "Если экономика Европы не будет расти, то мы все испытаем на себе последствия этого. Для США Европа – крупнейший торговый партнер. Если экономический рост в Европе остановится, то нам труднее будет предпринимать шаги, необходимые для американцев: создавать рабочие места, поддерживать средний класс и приводить наш финансовый дом в порядок", – сказал Обама.

"Именно поэтому, – подчеркнул американский лидер, – я ясно дал понять, что США будут продолжать вносить свой вклад в поддержку европейских партнеров в то время, как они предпринимают усилия по выходу из этого кризиса".

В отдельной справке, распространенной Белым домом, указывается, что США рассматривают завершившийся саммит "двадцатки" как новый шаг в укреплении мировой финансовой системы, приписывая себе "лидерство" в этом процессе и возводя принятые в Канне решения к "инициативам, предложенным в Питтсбурге в сентябре 2009 года". Имеется в виду третий саммит "группы 20" после вашингтонского и лондонского.

Среди решений, одобренных в Канне, Белый дом выделяет меры по "укреплению банковского капитала и ликвидности", по "ослаблению риска со стороны крупных системно важных финансовых институтов", а также по "повышению транспарентности и безопасности на рынках дериватив", т.е. производных финансовых инструментов.

В этом же ряду упоминаются "две новые инициативы", также выдвинутые, по мнению США, "под воздействием лидерства президента Обамы". Речь идет об установлении "глобальных стандартов маржи для дериватов, не проходящих через центральной клиринг", и об "идентификации сторон, участвующих в финансовых транзакциях". В последнем случае предполагается создание "единой глобальной системы", позволяющей "лучше понимать подлинную открытость /для потенциальных потерь/ и взаимосвязанность между финансовыми институтами".

Наконец, Белый дом заверяет, что США и впредь намерены опираться на "ключевую роль "двадцатки" при проведении реформ в мировых финансах. Говоря об обязательствах, взятых на себя в Канне и зафиксированных в принятом на саммите "Плане действий в поддержку роста и занятости", США обещают продвигаться к "финансово-бюджетной устойчивости в среднесрочной перспективе" и собираются для этого "принять пакет налоговых реформ и мер по созданию рабочих мест и осуществлению инвестиций в поддержку оздоровления" в своей экономике.

В преамбуле справки констатируется, что со времени предыдущего сеульского саммита "группы двадцати" ситуация в мировой экономике ухудшилась: "резко усилился финансовый стресс, замедлились темпы экономического роста, прежде всего в экономически развитых державах". "Наиболее серьезным", хотя и "не единственным" фактором риска "для глобального оздоровления" назван "финансовый кризис в Европе". Поскольку к тому же "застопорился прогресс в ребалансировке глобального спроса", Белый дом исходит из того, что "страны с формирующимися рынками должны делать больше для усиления внутреннего спроса и поддержки глобального роста".

Что касается конкретных обязательств стран и регионов, составители справки прежде всего указывают, что "европейские лидеры согласились восстановить долговую устойчивость в Греции, укрепить европейские банки, создать "противопожарные стены" во избежание распространения заразы, а также заложить основы для глубокого реформирования /системы/ экономического управления в зоне евро".

Далее сообщается, что Япония согласилась "быстро принять меры по восстановлению" того, что было разрушено недавними бедствиями. Страны со "сравнительно сильными государственными финансами", в числе которых названы Австралия, Бразилия, Германия, Канада, Китай, Индонезия и Южная Корея, выразили намерение работать на так называемых "автоматических стабилизаторах" своих бюджетов и принимать по своему усмотрению "дополнительные фискальные меры, если того потребуют экономические условия".

"Формирующиеся рыночные экономики с крупными профицитами обязуются проводить политику в поддержку роста на основе внутреннего спроса и более быстро продвигаться к рыночным обменным курсам" своих валют, утверждает Белый дом.

Далее, по его словам, все участники согласились с необходимостью "всемерно поддерживать стабильность банковских систем и финансовых рынков", обеспечивать достаточную капитализацию банков, а также "заботиться о том, чтобы у МВФ имелись достаточные ресурсы для исполнения его системных обязанностей". Они также единодушно высказались "за сохранение открытых глобальных рынков, против протекционизма в торговле".

Среди индивидуальных обязательств составители справки выделяют Китай с его "решимостью повышать гибкость обменного курса" юаня, а также Саудовскую Аравию, обещавшую "помогать стабилизировать рынки нефти для поддержки мировой экономики". Россия в документе не упоминается.

Со своей стороны, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард приветствовала итоги саммита "двадцатки" в Канне, включая поддержку антикризисного пакета еврозоны от 26 октября и "решение Италии пригласить МВФ усилить меры по надзору и мониторингу" в этой стране.

Глава МВФ в обнародованном 4 ноября письменном заявлении подчеркнула, что ее "ободряет поддержка" со стороны участников саммита "усилению роли МВФ в трех областях". Прежде всего она приветствовала "обязательство "двадцатки" позаботиться о том, чтобы Фонд и впредь продолжал располагать адекватными ресурсами".

Кроме того, она обещала безотлагательно начать работать вместе с Советом директоров МВФ над новым механизмом кредитования – так называемой "профилактической линией ликвидности" /ПЛЛ/, предназначенной "для предоставления расширенного и более гибкого краткосрочного финансирования в виде ликвидности странам, имеющим сильную политику и фундаментальные показатели, /но/ сталкивающимся с системными потрясениями".

Наконец, Лагард намерена "внести в начале будущего года предложения о новом интегрированном решении по надзору" в мировых финансах с целью повышения его эффективности и в соответствии с решением "двадцатки" о необходимости его "дальнейшего усиления".

Руководитель МВФ приветствовала формальные итоги саммита – "Каннский план действий в поддержку роста и занятости", а также "Когерентные /т.е. связные – прим. ИТАР- ТАСС/ заключения об управлении потоками капиталов". На ее взгляд, в них важно не только стремление и дальше укреплять финансовое регулирование, но и "дух многостороннего сотрудничества", готовности к коллективным действиям. Она считает, что при сохранении такого подхода темпы роста мирового ВВП можно поднять к 2016 г дополнительно на 1,5 проц., а в сфере занятости создать от 20 млн до 40 млн новых рабочих мест.

Тональность высказываний Лагард несколько не вязалась с откликами средств массовой информации на результаты каннской встречи. Информационное агентство АП передало из этого французского города, как и процитированные ранее "Вашингтон пост" и "Уолл-стрит джорнэл", что конкретных договоренностей об усилении "огневой мощи МВФ" для борьбы с европейским долговым кризисом достичь не удалось, и что кроме самих европейцев взносов в региональный спасательный фонд никто не обещал. По мнению АП, в целом саммит подтвердил "отток силы" в мировых финансах к быстро растущим странам, прежде всего в группе БРИКС /Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР/. "Теперь растущие страны, вроде Китая, Бразилии и Южной Африки, должны решать, стоит ли вкладывать средства в оказание помощи Европе", – указало АП в одном из своих материалов из Канна. Лагард, кстати, после саммита "двадцатки" едет с визитами сначала в Москву, а затем в Пекин.

В целом, настроения американской печати, освещавшей саммит в Канне, хорошо отразила строчка из редакционной статьи в "Вашингтон пост" от 5 ноября. Согласно выводам газеты, встреча "двадцатки" завершилась при "сохраняющейся неопределенности относительно финансового кризиса Европы и заламывании рук в определенных кругах, полагающих, что США якобы неспособны повлиять на ситуацию". Эти же круги считают, что теперь "только богатый наличностью Китай в состоянии помочь Европе, воспользовавшись положением в своих интересах", отметила "Вашингтон пост". По ее признанию, "определенная доля правды в таких заключениях есть". Тем не менее, сигнал, который Европе послали на саммите Вашингтон и остальные участники "двадцатки" насчет необходимости действовать собственными силами, "не был отражением слабости США", убеждена "Вашингтон пост". По ее мнению, такая политика отвечала "всем интересам США и всем интересам Европы". "Даже если бы у нас были деньги на спасение евро, оставалось бы неясным, следует ли нам идти на такие инвестиции – до тех пор, пока Европа не исчерпает свои ресурсы, чего пока не произошло. А если европейские лидеры серьезно настроены на то, чтобы играть соответствующую своему весу роль в мировых делах, то делать это они смогут только на основании экономической самодостаточности", – заявила "Вашингтон пост". Тем не менее, резюмировала она, "перспективы преодоления Европой своих проблем после Канна не намного более ясны, чем было ранее".


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Глобальная экономика   (469)
  2. Мировой финансовый кризис   (268)
  3. G8   (33)