В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Нереформированная банковская система Запада опасна для мировой экономики

Мировой финансовый рынок был потрясен 15 сентября известием о потерях крупнейшего банка Европы – швейцарского UBS. За несколько минут до открытия фондового рынка Евросоюза руководство банка выступило с заявлением, согласно которому в результате "несанкционированных действий" одного из брокеров UBS зафиксировал неожиданные убытки в размере 2 млрд долларов. При этом поступило заверение в том, что вклады клиентов банка "не пострадали". С началом торгов акции UBS упали в цене в Европе на 6 проц.

На текущей неделе, проанализировав ситуацию, руководство UBS повысило размер убытков до 2,3 млрд долларов. Однако, по мнению специалистов, эта сумма не является критически опасной для банка, который за первую половину нынешнего года получил прибыль в объеме 2,8 млрд франков /3,2 млрд долларов/. Сильнее будет ущерб для репутации банка, который специализируется на обслуживании богатых клиентов из самых различных стран. В деловом мире не исключают, что нынешний глава UBS Освальд Грюбель будет вынужден уже в ближайшее время уйти в отставку.

Огромные потери ведущего европейского банка произошли ровно 3 года спустя после краха влиятельного американского инвестиционного банка "Леман Бразерс". Потрясения сентября 2008 года поставили на грань паралича мировую финансовую систему, когда она потеряла свою ликвидность.

Только усилиями Центробанков ведущих индустриальных стран, которые напрямую приступили к кредитованию мировой экономики, удалось не допустить полного коллапса мировой экономики. Одновременно многочисленные государства мира взяли на себя долги национальных частных банков с тем, чтобы спасти их от банкротства. При этом было широко объявлено, что будет проведена быстрая и кардинальная реформа мировой финансовой и банковской систем с тем, чтобы не допускать в будущем подобных глобальных кризисов.

Однако, как отмечает британская газета "Дейли телеграф", "прошло три года с момента краха "Леман Бразерс" и выражения упомянутого обещания о проведении реформ, а ничего не сделано". Данная ситуация, полагает издание, и привела сейчас к новым и крупным потерям очередного банка, на этот раз швейцарского UBS.

"Казалось, что после глобального финансового кризиса 2008 – 2009 годов, вызванного опасными спекуляциями банков на рынке недвижимости США, повторение аналогичных потерь невозможно по причине произошедшего ужесточения контроля за работой банковского сектора, – отмечает газета "Санди таймс". – Однако тот факт, что и сейчас один брокер смог вызвать потери в размере 2 млрд долларов, показывает всю глубину проблемы и ставит на повестку дня вопрос о введении дальнейших мер по ужесточению банковского регулирования, вплоть до разделов банков".

Сейчас ситуация вокруг UBS вновь вызвала в мире широкую дискуссию относительно того, насколько неконтролируемой и опасной для мировой экономики стала деятельность ряда западных банков. Некоторые специалисты отмечают, что страны Запада хотя и заявляют о необходимости реформы мировой финансовой системы, однако ничего для этого не делают, так как подобная реформа не в их интересах.

"Запад уже практически потерял первенство в индустриальном производстве перед странами БРИКС /Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/, однако он продолжает практически полностью контролировать мировую финансовую систему, – заявил корр.ИТАР-ТАСС аналитик крупнейшего банка Евросоюза – британского HSBC. – Любая реформа потребует от Запада сокращения своего влияния в мировых финансах и рассмотрения вопроса о позиции доллара США как главной мировой резервной валюты". "Ясно, что подобная ситуация не в интересах Запада", – заметил аналитик, добавив, что "проведения объявленной реформы придется ждать еще очень долго".

Подтверждением того, что мировая банковская система не подверглась перестройке и продолжает представлять большую опасность для всей мировой экономики, и стал факт нынешних потерь UBS. Более того, банки продолжают вести очень опасные и сложные операции, которые практически невозможно контролировать. В результате сейчас в мировой экономике сохраняется глубокое противоречие между частными банками, ставящими своей целью скорейшее обеспечение сверхдоходов для себя и своих акционеров, и долгосрочными задачами поступательного и бескризисного экономического развития современного общества. Все говорит о том, что частный финансовый капитал не способен самостоятельно ограничить себя и действовать без предельного риска и крупных нарушений. Именно в такой ситуации сейчас и оказался UBS, который по каким-то причинам не сумел вовремя обнаружить "несанкционированные действия" своего лондонского брокера Квеку Адоболи. Возглавлявший инвестиционное подразделение банка, известное как Delta One, 31-летний Адоболи является сыном бывшего сотрудника ООН из Ганы.

Отучившись в английской частной школе, которая находилась под управлением квакеров, Квеку Адоболи поступил в Ноттингемский университет, где изучал компьютерные науки и менеджмент. Сначала он работал в лондонском подразделении швейцарского банка Credit Suisse. А в 2006 году поступил в UBS на должность стажера, затем стал аналитиком, а позже возглавил отдел. До недавнего времени он проживал на востоке Лондона в квартире, арендная плата за которую составляла четыре тысячи фунтов /6,3 тыс. долларов, или 190 тыс. рублей/ в месяц.

Он был замечен руководством банка по причине свой феноменальной памяти. В лондонском Сити о нем ходили легенды, так как Адоболи знал позиции всех брокеров в своем секторе. Еще он был известен многочисленными и шумными вечеринками, которые устраивал в своей лондонской квартире, переделанной из огромной общественной столовой.

При этом удачливому брокеру многое сходило с рук. Так, дважды в 2008 и 2009 годах отдел контроля UBS находил у Адоболи сделки, проведенные в нарушение существующих правил. Однако пока они приносили значительные прибыли, брокера не трогали. Но 15 сентября 2011 года в 03.30 утра в дверь квартиры Адоболи постучалась британская полиция. Он был арестован и доставлен в участок. Накануне, 14 сентября, Адоболи получил от отдела контроля банка электронное письмо с целым рядом вопросов. Брокер ответил на них и ушел домой. Однако спустя несколько часов представители отдела пришли на квартиру Адоболи и в течение нескольких часов беседовали с ним, добиваясь ясности. Когда им многое стало понятным, они обратились за помощью к полиции.

UBS 19 сентября кратко проинформировал рынки о том, что потери стали результатом подделки Адоболи в последние три месяца документов на покупку несуществующими клиентами контрактов особого вида ценных бумаг – обменных фондов / Exchange traded funds или ETF/. Они представляют собой популярный среди банков инвестиционный инструмент, который привязан к движению индексов или курсам группы ценных бумаг. Как стало известно, Адоболи играл на биржах с индексами Франкфуртской фондовой биржи, общеевропейским индексом "Стандард энд Пурс" 500, а также индексом EuroStoxx 500. При этом размеры его позиций достигли 10 млрд долларов.

Обычно брокеры страхуют подобные контракты за счет приобретения альтернативных ценных бумаг, однако Адоболи, по словам руководства UBS, не сделал этого, а подделывал документы, согласно которым у него есть покупатели на обменные фонды.

В руководстве банка подтвердили, что брокер теперь содержится в следственном изоляторе в ожидании суда. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве.

Между тем, 16 сентября специально сформированная группа брокеров UBS закрыла все позиции по многочисленным контрактам, заключенным Адоболи. При этом оказалось, что потери превысили на 300 млн долларов предварительные оценки и составили 2,3 млрд долларов. Тем не менее, закрыв сделки, банку удалось в экстренном порядке ликвидировать опасность новых потерь по контрактам, заключенным Адоболи.

Отделы Delta One существуют сейчас во всех крупнейших банках и считаются будущим мирового банковского бизнеса. В минувшем 2010 году банк "Джей-Пи Морган" предсказал, что в предстоящие годы основные доходы будут получены именно от деятельности этих отделов.

Подразделения Delta One создают и торгуют обменными фондами /ETF/, которые представляют собой ценные бумаги, рассчитанные на глобальных клиентов.

В сделках с обменными фондами банк часто выступает как продавец бумаг, которые он сам ранее закупил. Банк получает по ним прибыль в результате небольшой маржи, которую он получает при продаже клиентам данных инструментов. В результате банки заинтересованы в продаваемых объемах: чем они более значительны, тем больше прибыль банка. В свою очередь, приобретший данные бумаги инвестор получает прибыль в случае роста их курсов, что обеспечивается удорожанием лежащими "в их основе" пакетов акций, индексов, цен на сырьевые товары и т.д.

Одновременно Delta One сейчас создают все новые виды обменных фондов, которые традиционно торгуются аналогично акциям. При этом брокеры используют математические модели и компьютерные программы для оценки стоимости данных инструментов. Сейчас обменные фонды превратились в очень популярный спекулятивный инструмент. Следствием этого стал рост объемов операций по ним. В денежном выражении они увеличиваются на 20 проц. ежегодно.

Ряд специалистов отмечают, что обменные фонды сейчас заменили композитные облигации, основанные на ипотечных закладных, которые вызвали тяжелый финансовый кризис 2008 – 2009 годов. Так, в июне Банк Англии предупредил Сити о том, что обменные фонды заключают в себе значительный риск. Сейчас этот вывод подтвердила реальность.

Между тем, нынешние убытки UBS – не первые. В период финансового кризиса 2008 года швейцарский банк потерял больше других европейских банков в результате вложений в американские ипотечные ценные бумаги. UBS пришлось списать инвестиции на сумму в 50 млрд долларов, и банк был спасен благодаря финансовой помощи швейцарского государства. За последние годы UBS удалось восстановить свою репутацию, однако история с трейдером-махинатором вновь бросила на него тень.

Подобные скандалы все чаще происходят в мировой банковской системе. В 1995 году старейший торговый банк Лондона "Бэрринг" потерял 1,4 млрд долларов и обанкротился из-за спекулятивных операций брокера Ника Лисона. В 1996 году японская финансовая корпорация "Сумитомо" понесла убытки в размере 2,6 млрд долларов из-за сделок с металлами, заключенных трейдером Юсуо Хаманакой. В 2008 году французский банк "Сосьете женераль" потерял 4,9 млрд евро /6,7 млрд долларов/ из-за рискованных сделок, заключенных брокером Жеромом Кервелем.

В банках и инвестиционных компаниях действуют внутренние правила по проверке степени рискованности сделок, которые заключаются брокерами и трейдерами. Они должны регистрировать все проведенные ими операции, отчетность затем поступает в отдел проверки документации банка. Однако случается так, что брокерам удается сфальсифицировать отчетность.

Главной функцией брокеров является торговля ценным бумагами по поручению клиентов банка. Однако они могут также вести торговлю за счет собственных средств банка, чтобы заработать для него прибыль. В зависимости от этой прибыли брокеры получают премиальные бонусы. Однако иногда брокер, который принес убытки банку, пытается скрыть их и "отыграться" за счет новых рискованных спекулятивных сделок. В результате, как это было в случае с Лисоном и Кервелем, убытки достигают астрономических размеров. Махинации совершаются не для получения личной выгоды, а с целью сокрытия от руководства убытков, понесенных в результате спекуляций. Жером Кервель во время суда заявлял, что руководство банка знало, что он совершает рискованные сделки, но не препятствовало им, пока они приносили прибыль. Однако суд не поверил бывшему брокеру.

Сейчас финансовые власти Великобритании и Швейцарии приступили к расследованию причин брокерской деятельности Адоболи. Они также намерены установить, почему руководство UBS не смогло вовремя обнаружить нарушения в работе одного из своих подразделений.

Нынешние события вокруг UBS совпали по времени с предоставлением Великобританией первой из стран финансовой "семерки" концепции кардинальной реформы национального банковского сектора. Ее основная цель – не допустить повторения финансового кризиса, аналогичного произошедшему в 2008-2009 годах. Реформа разработана созданной летом 2010 года по инициативе министерства финансов Независимой банковской комиссией под председательством сэра Джона Викерса.

В качестве основной меры комиссия предложила полностью разграничить деятельность инвестиционных и сберегательных подразделений действующих в Соединенном Королевстве банков. Фактически, речь идет о внутреннем расчленении банков по показателю риска их операций. При этом для сберегательной части до 10 проц. увеличено требование соотношения основного капитала к выданным кредитам, что значительно превышает установленный Банком международных расчетов всемирный стандарт – 7 проц. Эта повышенная норма соотношения активов и кредитов должна обеспечить более надежную защиту сбережений вкладчиков в британских банках во время финансовых потрясений. Специалисты отмечают, что комиссия Викерса не стала рекомендовать полный демонтаж и раздел банков, а пошла по более мягкому пути установления в них "внутренних перегородок" для снижения рисков.

Руководство британских банков уже выступило против данной реформы, утверждая, что она ослабит их международные позиции. При этом часть банков дала понять, что в случае введения предлагаемых мер они переведут свои штаб-квартиры в другие страны мира.

Британское правительство заявило, что удовлетворено работой комиссии Викерса и примет все его основные предложения. Однако осуществляться это будет постепенно, а внутреннее разграничение деятельности банков на инвестиционные и сберегательные подразделения произойдет, видимо, не ранее 2015 года – перед очередными парламентскими выборами.

С публикацией концепции реформы банковской системы Великобритания стала первой страной среди ведущих индустриальных государств Запада, начавшей упорядоченную реструктуризацию своего банковского сектора для повышения его устойчивости. Как сообщил министр финансов Великобритании Джордж Осборн, предложения по банковской реформе поступают сейчас на обсуждение парламента для их дальнейшего принятия с возможными уточнениями. При этом он дал понять, что окончательно реформа будет проведена к 2019 году. "У банков еще есть время", – заверил министр.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Глобальная экономика   (469)