В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Венесуэла: "золотая лихорадка" на фоне традиционного противостояния властей и оппозиции

Традиционное противостояние президента Венесуэлы Уго Чавеса с оппозицией, объединенной в Блок демократического единства /БДЕ/, принимает самые разные формы, не меняя при этом своей непримиримой сути. В середине августа Чавес и оппозиционеры "скрестили шпаги" из-за золотовалютных резервов Венесуэлы, значительная часть которых хранится в золотых слитках, причем, за пределами страны.

Сначала оппозиция обвинила власти в подготовке перевода валютных запасов страны в Россию, Китай и Бразилию. Депутат Национальной ассамблеи /парламента/ от оппозиционной партии "Новое время" Хулио Монтойя провел 16 августа пресс- конференцию, представив на ней копию документа, якобы являющегося предложением министерства финансов и Центрального банка Венесуэлы о переводе в течение двух месяцев резервных валютных запасов страны, хранящихся в Европе и Соединенных Штатах, в банки России, Китая и Бразилии. По словам депутата, копию документа ему предоставили "честные чиновники минфина", а предназначался он президенту Уго Чавесу, который в момент составления справки проходил второй курс химиотерапии на Кубе.

Монтойя предположил, что готовящаяся втайне от общественности операция по переводу валютных средств направлена на то, чтобы они не оказались замороженными в европейских и американских банках. "Что мы такого сделали или собираемся сделать, чтобы международное сообщество предприняло столь жесткие меры как замораживание наших валютных запасов?"– спросил оппозиционер, не исключивший и такого варианта развития событий, при котором власти России, Китая и Бразилии потребовали перевести в их банки часть венесуэльских валютных запасов в качестве условия для дальнейшего кредитования режима Чавеса. Самое странное в этой ситуации то, что венесуэльцы ничего не знают о планах властей в отношении валютных запасов собственной страны, подчеркнул депутат.

Ответ президента на выпад оппозиции не заставил себя долго ждать. Уже на следующий день после пресс-конференции Мотойи Чавес заявил о переводе золотых запасов страны из США и Европы в хранилища Центрального банка. "До каких пор страны Юга будут финансировать развитие Севера? Это экономический империализм. Все, хватит, час пробил!" – заявил лидер боливарианской революции.

По словам президента, 99,2 тонны венесуэльского золота хранится в британских банках, его стоимость при цене в 1800 долларов за унцию составляет 4,595 млрд долларов. "В Соединенных Штатах у нас золота на 800 млн долларов, в Канаде с 1992 года – на 381 млн долларов, во Франции с 2004 года хранятся 3 тонны золота, это 184 млн долларов".
Американские и европейские банки не платят нам проценты за хранящееся у них венесуэльское золото, а вот Китай, Бразилия и Россия предоставляют нам кредиты, сказал Чавес. "Экономики Европы и США погружаются в кризис, теперь есть возможность посмотреть, насколько прочны экономики Китая, России и Бразилии".

Кстати, в тот день слово Россия прозвучало из уст президента много раз. Во-первых, заявление Чавеса было сделано во время церемонии вручения боевым частям российского оружия. "Хочу поблагодарить президента Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, всю Российскую Федерацию за самые передовые в мире системы вооружения, изготовленные в нашей дорогой, братской России, – сказал венесуэльский лидер. – Спасибо, Россия". А во- вторых, президент сообщил, что сейчас ведутся переговоры о получении от России кредита на 4 млрд долларов, как минимум, половина которого пойдет на дальнейшую закупку российского оружия и обучение венесуэльских военнослужащих.

В ходе той же церемонии передачи военной техники Чавес заявил, что собирается национализировать добычу золота. Национализация будет осуществлена в зоне так называемой "минеральной дуги Гуайаны" /юг страны/. "Скоро будет принят закон, который позволит занять золотую зону, и я рассчитываю в этом деле на вас, потому что сейчас там царит анархия и действуют мафии контрабандистов, – сказал Чавес, обращаясь к военнослужащим. – Это большое богатство, одно из самых крупных в мире, там есть не только залежи золота, но и бокситы, алмазы, железная руда".

По словам Чавеса, уже подготовлены законы о передаче государству прав на разведку и эксплуатацию месторождений золота. "Мы национализируем добычу золота и превратим его в свои стратегические запасы, золото продолжает расти в цене". Буквально через день после выступления Чавеса мировые цены на золото впервые в истории преодолели рубеж в 1880 долларов за унцию.

Комментируя слова президента, оппозиционная пресса язвительно вспоминала его недавнее заявление о том, что "американские доллары – это ничего не стоящие бумажки". "Сложилась очень тяжелая ситуация для капиталистического мира, которая затрагивает и нас, – сказал тогда Чавес. – Однако все это говорит о том, что мир должен переориентироваться и освободиться от диктатуры доллара и от диктатуры империи янки".

Вслед за этим было созвано экстренное заседание Национальной ассамблеи, на котором выступили министр финансов и планирования Хорхе Джордани и президент Центрального банка Венесуэлы Нельсон Мерентес. Последний объяснил решение о переводе национальных валютных запасов в Бразилию, Россию и Китай "техническими критериями". Выступая перед депутатами, президент Центробанка напомнил, что Венесуэла уже осуществляла подобные операции, когда несколько лет назад перевела свои валютные запасы из американских банков в Европу. "Если бы мы не перевели свои капиталы, хранившиеся в банках Соединенных Штатов, вполне возможно, что нас затронул бы кризис, вызванный обрушением цен на жилищном рынке в США", – сказал Мерентес. "Было бы ужасно", – отметил он, если бы экономические передряги, наблюдающиеся сейчас в Европе, затронули 16 млрд долларов золотовалютных запасов Венесуэлы, размещенных в европейских банках, 11 млрд из которых приходятся на золотые слитки /их общий вес составляет 211 тонн, еще 154 тонны хранятся в хранилищах Центробанка, что позволяет Венесуэле занимать 15-е место в мире по золотым запасам/. "Если в мире начнется рецессия, то где лучше всего сохранятся золотые слитки, как не в хранилищах Центробанка?" – сказал Мерентес. По его словам, значительная часть валютных запасов Венесуэлы хранится сейчас в банках Швейцарии и еще только предстоит определить, когда и куда их можно будет перевести для обеспечения большей надежности.

В свою очередь, министр финансов и планирования Хорхе Джордани заявил в ходе дебатов, что Союз южноамериканских наций /УНАСУР/ рассматривает вопрос о создании совместного валютного фонда, который объединил бы 600 млрд долларов, принадлежащих странам регионального блока. Решение о создании фонда, который не будет зависеть от Соединенных Штатов, должны принять участники совещания УНАСУР в Буэнос- Айресе, проведение которого намечено на 24 августа.

Решения о вывозе национальных золотых запасов из страны принимали правительства, правившие в Венесуэле в 80-90-е годы прошлого века и действовавшие под диктовку Международного валютного фонда, напомнил министр. Делали они это для получения валютных кредитов. Политика правительства Уго Чавеса, напротив, позволила сохранить и преумножить золотовалютные резервы страны. Комментируя выступление министра финансов, Венесуэльское агентство новостей отметило, что к моменту прихода к власти Чавеса валютные запасы страны составляли 9 млрд долларов против 29 млрд в нынешнем году. В 2007 году Венесуэла выплатила все долги Международному валютному фонду и Всемирному банку, совершив таким образом огромный шаг к достижению экономической независимости, не случайно уже на следующий год был достигнут самый высокий уровень золотовалютных запасов – 42 млрд 299 млн долларов.

Министр электроэнергетики Али Родригес, ранее возглавлявший такие ключевые ведомства как министерства энергетики и нефти, финансов, иностранных дел, в беседе с журналистами отметил, что в обстановке постоянных угроз Венесуэле защита национальных золотовалютных запасов представляется делом первостепенной важности. При этом он напомнил, что США не только заморозили 200 млрд долларов, принадлежавших Ливии, но и начали против нее вооруженную агрессию.
По итогам дебатов в Национальной ассамблее депутаты правящей Единой социалистической партии Венесуэлы /ЕСПВ/ поддержали решение правительства о переводе национальных валютных запасов в страны с устойчивой экономикой и переводе золотых запасов страны, хранящихся в зарубежных банках, в хранилища Центрального банка.

Местные наблюдатели не исключают, что оппозиция весьма своевременно произвела вброс информации о готовящемся перемещении золотовалютных резервов. Буквально накануне упомянутой пресс-конференции депутата Монтойи в Национальной ассамблее была создана комиссия по расследованию финансирования оппозиции из-за рубежа. Решение о создании комиссии было принято после того, как Чавес заявил, что оппозиция готовит "международную интервенцию". По его сведениям, оппозиционный Блок демократического единства направил послание в Конгресс США с просьбой оказать помощь "для осуществления переходного периода в Венесуэле". Назвав это послание "верхом лакейства и наглости", Чавес предупредил, что к этому нужно относиться с большой осторожностью и потребовал проведения юридического расследования, поскольку такие действия являются "открытым нарушением национальной конституции". Оппозиция, отметил он, готовится к тому, чтобы оспорить результаты президентских выборов, намеченных на будущий год, "поджечь страну и спровоцировать международную интервенцию". Квалифицировав оппозиционеров как "змеиный клубок", президент сказал, что "за ними стоит империя янки, Пентагон, Белый дом, крайне правые круги США и Европы", которые в 2002 году уже поддержали попытку государственного переворота в Венесуэле.

Ни для кого в Венесуэле не секрет, что фоном перманентного противостояния властей и оппозиции является подготовка к очередным президентским выборам, которые должны пройти в будущем году, хотя их точная дата еще не определена. Чавес изо дня в день повторяет одну и ту же мысль: оппозиция испытывает бессильную злобу, поскольку знает, что не сможет победить на выборах. При этом в речах президента постоянно звучит предупреждение в адрес оппозиции: оставьте в покое армию, она верна революции и не поддастся на ваши провокации.

"Наши вооруженные силы почти полностью очищены от путчистских, экстремистских, фашистских и коррумпированных элементов, – отметил Чавес в одном из недавних заявлений. – И все же план, тщательно разработанный имперскими силами или буржуазией, может вскружить чью-то горячую голову, которая будет использована для того, чтобы спровоцировать отдельную вспышку насилия и поджечь Венесуэлу". Президент подчеркнул, что доверяет вооруженным силам, однако напомнил, что есть еще и отставные генералы, и предостерег оппозицию от "антидемократических действий", ответ на которые будет "очень жестким". Выразив уверенность в том, что накануне президентских выборов "накал политической борьбы будет только нарастать", Чавес призвал своих сторонников к бдительности.

Неудивительно, что в августе Блок демократического единства даже выступил со специальным заявлением, где говорилось, что угрозы Чавеса в адрес оппозиции "свидетельствуют о напряженности, царящей в правительстве и правящей партии, которую можно объяснить состоянием здоровья главы государства". Отнюдь не оппозиция, а сам Чавес "стремится превратить вооруженные силы страны в свою личную армию", говорилось в заявлении, в котором лидеры БДЕ выразили уверенность в том, что в будущем году страна проголосует за демократические перемены, а вооруженные силы проявят уважение к волеизъявлению народа.

Следует отметить, что оппозиция не пропускает ни единого повода, чтобы доказать неэффективность правящего режима. Так, в начале августа вице-президенту Элиасу Хауа пришлось опровергать информацию о работающих в Венесуэле кубинских врачах, появившуюся в американской газете "Нуэво херальд" и перепечатанную оппозиционной прессой. "Неправда, что кубинский врач получает в год 200 тысяч долларов или мы за него платим 200 тысяч долларов, но даже если бы это было так, стоило бы заплатить такие деньги за спасение одной- единственной жизни", – сказал вице-президент /Чавес в это время находился на лечении на Кубе/.

В публикации американской газеты утверждалось, что за каждого из 29 тыс. кубинских врачей, фельдшеров и медсестер, работающих в Венесуэле, правительство Чавеса платит Кубе по 200 тыс. долларов в год, тогда как сами медицинские работники с Острова Свободы получают не больше 500-600 долларов в месяц и с трудом сводят концы с концами. Автор публикации ссылался на данные кубинских властей о доходах, которые страна получает от работы своих специалистов за рубежом. Так, в 2008 году эти доходы составили 6,5 млрд долларов, большая часть которых была получена от Венесуэлы, поскольку более 75 проц. от общего числа кубинцев, выполняющих зарубежные миссии, работает в этой стране. Со ссылкой на венесуэльские правительственные источники "Нуэво херальд" писала, что в Венесуэле работают 13 тыс. кубинских врачей, почти 3 тыс. зубных врачей, более 4 тыс. медсестер и более 9 тыс. фельдшеров и технических специалистов в области медицины.

Оппозиция внимательнейшим образом следит за высказываниями Чавеса, при каждом удобном случае упрекая его в том, что он может проигнорировать итоги очередных президентских выборов. Тем более сам президент нередко "подбрасывает" своим политическим противникам темы для размышлений и измышлений. Например, в начале августа он заявил в телеинтервью, что до сих пор сомневается в том, какой способ осуществления революции более подходящий – вооруженная борьба или демократические выборы. В качестве примера Чавес привел собственный опыт: предпринятую им в 1992 году попытку военного переворота и последующую победу на выборах в 1998 году. "Какая из этих дверей вела к революции? Сомнения, большие сомнения", – сказал президент.

Сомнения охватили его и в 2002 году, когда в результате государственного переворота он был ненадолго отстранен от власти. "В эти часы я думал, что правильная дорога лежала не через выборы, что нужно было опять браться за оружие". Чавес подчеркнул, что его политический проект не имеет ничего общего с кубинским, поскольку "речь идет о двух разных реальностях". Затронув тему президентских выборов, он уже в который раз предположил, что если одержит на них победу с небольшим преимуществом, то оппозиция может организовать заговор, обвинив его в том, что он не хочет добровольно покидать президентский пост.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Латинская Америка   (189)