В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Скандал вокруг медиа-империи Мердока

Смерть таблоида или британский "Уотергейт"?

В воскресенье, 10 июля, в британской столице вышел последний номер крупнейшего таблоида Соединенного Королевства "Ньюс оф уорлд", оказавшегося в центре громкого скандала с прослушиванием сотрудниками СМИ телефонов жителей Великобритании. О закрытии еженедельной газеты со 168-летней историей объявил 7 июля глава издательского дома "Ньюс интернэшнл" Джеймс Мердок, сын одного из самых влиятельных медиамагнатов планеты Руперта Мердока. Последний
назвал шаг по прекращению выпуска таблоида "коллегиальным решением".
Сотрудники издания, первый номер которого был опубликован еще при британской королеве Виктории, вынуждены были прекратить работу из-за резкой критики в адрес еженедельника. Газета, чья главная задача в 1843 году была сформулирована как "бесстрашно стоять на защите правды", не смогла справиться со шквалом обрушившихся на нее "обвинений в нечистоплотности".

Воскресный еженедельник был приобретен Мердоком одним из первых среди других изданий британской прессы. Он, по сути дела, заложил фундамент империи крупнейшего медиамагната планеты, на долю которого до недавнего времени приходилось до 40 проц. газетного рынка Великобритании.

Газета с тиражом почти 3 млн экземпляров запомнилась читателям, в частности, сенсационными статьями о тайных связях английского футболиста Дэвида Бекхэма и употреблении британским принцем Гарри наркотиков. Для многих "Ньюс оф уорлд" ознаменовала собой целую эпоху в истории "желтой" прессы Соединенного Королевства. Приблизит ли ее падение "закат солнца" над империей Руперта Мердока? Станут ли члены команды "Ньюс оф уорлд" "последними из могикан", придерживавшимися ныне действующих в стране негласных морально-этических норм Флит-стрит? Или закрытие издания даст толчок к зарождению нового периода британской таблоидной журналистики? Ответы на эти вопросы могут быть неоднозначными. Вслед за корреспондентами газеты "Гардиан", только одно можно сказать точно – "на кон поставлена репутация британской прессы".

Предыстория "телефонного заговора"

Скандал вокруг воскресного таблоида и методов его работы продолжается не первый год. В 2007 году ведущий сотрудник британской газеты "Ньюс оф уорлд" Клайв Гудман и частный детектив Гленн Малкэйр были признаны виновными в прослушивании телефонных разговоров персонала Кларенс-хаус, официальной лондонской резиденции наследников британского престола – принца Чарльза и двух его сыновей – принцев Уильяма и Гарри. Гудмана приговорили к четырем месяцам тюрьмы, Малкэира – к шести. Британский журналист и детектив получили незаконный доступ к более чем 600 сообщениям, поступившим на служебные мобильные телефоны пресс-секретаря принца Чарльза и служащих, выполняющих секретарские функции для Уильяма и Гарри. В ходе судебного процесса стало известно, что еще в декабре 2005 года Гудман и Малкэир приступили к разработке довольно сложной схемы прослушивания Кларенс-хаус. Когда в середине 2006 года эта схема была раскрыта, сотрудник таблоида и действовавший по его заказу частный детектив признали себя виновными в совершении противоправных действий. Как выяснилось, правонарушители прослушивали также телефонные разговоры австралийской супермодели Элл Макферсон, одного из членов британского парламента и руководителя Ассоциации профессиональных футболистов Англии.

"Телефонный заговор" был раскрыт после появления в британских СМИ нескольких публикаций, авторы которых оказались достаточно хорошо проинформированными о некоторых деталях частной жизни членов правящей династии. Персонал Кларенс-хаус заподозрил наличие "утечки" и, в частности, возможности прослушивания служебных мобильных телефонов. Последнее и было установлено в ходе проведенного расследования. "Ньюс оф уорлд" отстранила Гудмана от работы после того, как в августе 2006 года он был обвинен в указанных противоправных действиях. Тогда же журналист принес свои извинения принцу Чарльзу и его сыновьям за "вторжение в их частную жизнь".
На новый виток скандал вышел в 2011 году. В январе неэтичные методы работы сотрудников "Ньюс оф уорлд" и публикующего таблоид издательского дома "Ньюс интернэшнл" /"НИ"/ вновь дали британским СМИ пищу для обсуждения. В апреле "НИ" был вынужден признать свою причастность к прослушиванию в течение длительного времени телефонных разговоров восьми человек, включая британскую актрису и фотомодель Сиенну Миллер, экс-министра культуры, спорта и СМИ Великобритании Тессу Джоуэлл и ее супруга Дэвида Миллза. В июле "последней каплей", переполнившей чашу общественного терпения, стала история 13-летней Милли Доулер.

"Прослушка", поставленная на поток

Если раньше под пристальным вниманием нечистоплотных сотрудников британской газеты находились, в основном, влиятельные политики и звезды шоу-бизнеса, которым неизбежно приходится сталкиваться с издержками публичной профессии, то недавние события продемонстрировали, что и рядовые британцы не застрахованы от незаконного вмешательства в свою частную жизнь. Столь беззастенчивое вторжение в эту сферу стало для многих жителей Великобритании настоящим шоком. Разоблачения были столь громкими, что они стремительно "потянули на дно" крупнейший таблоид Соединенного Королевства, чему не смог противостоять даже влиятельный Руперт Мердок.
В центре скандала, вышедшего после новых разоблачений на правительственный уровень, оказалось громкое дело об убийстве в марте 2002 года 13-летней Милли Доулер. Школьница была похищена после занятий по дороге домой в городке Уолтон-на-Темзе /графство Суррей/. Как установило следствие, маньяк Леви Беллфилд жестоко расправился с девушкой и оставил ее тело в лесу, где его спустя полгода нашли сотрудники полиции. Практически все британские СМИ пристально следили за ходом расследования. Однако сотрудники "Ньюс оф уорлд" в ходе освещения данного инцидента перешли морально-этическую и правовую грань. В атмосфере повышенного интереса к этой истории они обратились к услугам частного детектива – уже известного по предыдущим громким разоблачениям Гленна Малкэира – и получили незаконный доступ к голосовой почте телефона Милли Доулер. По предварительным данным, часть сообщений в ходе частного расследования британской газеты была удалена.

Сразу после того, как эти скандальные факты стали известны общественности, адвокат ближайших родственников Доулер заявил о том, что будет добиваться привлечения журналистов к ответственности в суде. По его словам, семья погибшей девушки была введена в заблуждение и на протяжении некоторого времени после того, как сообщения были стерты, полагала, что она может быть жива. "Тому факту, что они /журналисты "Ньюс оф уорлд"/ действовали столь чудовищным образом, ставя под угрозу полицейское расследование и вселяя в родственников жертвы ложные надежды, нет оправдания", – подчеркнул юрист.

Между тем, на этом череда разоблачений не закончилась. 7 июля в адрес издания прозвучали новые обвинения. По данным ряда британских СМИ, журналисты таблоида причастны к взлому голосовой почты членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане и Ираке. Кроме того, они, по всей видимости, прослушивали телефонные разговоры родственников жертв терактов, произошедших 7 июля 2005 года в британской столице. Тогда между станциями лондонского метрополитена "Ливерпуль стрит стэйшн" и "Олдгейт" прогремел взрыв. Позднее еще одно взрывное устройство было приведено в действие в автобусе на Тависток Скуэр.

Число лиц, которых в той или иной степени затронул скандал вокруг издания Руперта Мердока, стремительно увеличивалось. Выяснилось, что британский таблоид поставил "прослушку" едва ли не на поток.
В вечерних выпусках новостей 7 июля британский телеканал "Скай ньюс", в частности, обнародовал данные, свидетельствовавшие о том, что "мишенью" противоправных действий частного детектива, по заказу еженедельной британской газеты осуществлявшего незаконный доступ к ящикам голосовой почты телефонов жителей Великобритании, могли стать до 4 тысяч человек. В распоряжение полиции Скотленд-Ярда попали материалы, имеющие отношение к предполагаемым правонарушениям. Комментируя ситуацию, Сью Акерс, которая вошла в состав специальной комиссии, занимающейся изучением данного архива, подчеркнула: "Я понимаю, что многие захотят получить от нас информацию на этот счет. Я убедительно прошу всех сохранять спокойствие и заверяю, что мы свяжемся с теми, кого затронула эта проблема".

Кульминацией непрерывной серии разоблачений стало появление в СМИ сообщений о том, что журналисты таблоида, судя по всему, откровенно покупали нужную им информацию, сотрудничая с закрытыми источниками в правоохранительных органах. В результате подобного взаимодействия сотрудники Скотленд-Ярда, по всей видимости, получили от журналистов и руководства британской газеты более 100 тыс. фунтов /около 160 тыс. долларов/ в качестве денежного вознаграждения за предоставление секретной информации. По данным британской газеты "Ивнинг стандард", "взятки получали сотрудники полиции, которые занимали должности, важные с точки зрения доступа к информации, в обмен на конфиденциальные сведения".

"Час икс" для издания Руперта Мердока

"Час икс" для крупнейшего таблоида Соединенного Королевства пробил 7 июля. "Эффект домино", наконец, сработал, последняя костяшка ударила по, казалось бы, несокрушимому изданию Руперта Мердока и оно рухнуло. "Похоронив" при этом под своими руинами порядка 280 сотрудников редакции, "акул пера" и талантливых репортеров, большинство из которых, надо сказать, не имело никакого отношения к деятельности их нечистоплотных коллег.

О том, что издание прекращает свое существование, сообщил глава издательского дома "Ньюс интернэшнл" Джеймс Мердок. "Те положительные шаги, которые предпринимала "Ньюс оф уорлд", потерялись на фоне неправильного поведения ряда сотрудников. – заметил он. – Если появившиеся подозрения получат подтверждение, то можно сказать с уверенностью, что подобное поведение бесчеловечно, ему нет места в нашей компании. "Ньюс оф уорлд" занималась привлечением к ответственности других, но при этом не смогла справиться с ситуацией, когда дело дошло до нее самой". Последний номер газеты, как и пообещал Мердок-младший, вышел 10 июля. Выпуск получился существенно расширенным, 120-страничным. Кроме того, к газете прилагалась 48-страничная вкладка, посвященная самым громким расследованием и сенсационным материалам издания, получившим освещение на его страницах. "Спасибо и до свидания", – гласила передовица еженедельника, тираж которого был в условиях небывалого ажиотажа увеличен с почти 3-х до 5 млн экземпляров. Между тем, на получение прибыли владельцам издательского дома даже в ситуации резко возросшего спроса рассчитывать не приходилось. Доходы от продаж последнего номера "Ньюс оф уорлд" пошли на благотворительность. Как ранее пообещал Джеймс Мердок, "все рекламные места в последнем выпуске" были "безвозмездно предоставлены благотворительным объединениям и организациям, которые хотели бы рассказать о своих проектах миллионам читателей".

Дежурить у офиса газеты сотрудники СМИ, надеясь раздобыть сенсацию и раньше других увидеть последний номер, начали уже с вечера. Кстати, это тот редкий случай, когда журналисты пишут не о звездах, политиках и спортсменах, а о своих же коллегах, поэтому внутренние правила игры и создания информационного прецедента известны всем. Подобно капитану корабля, одним из последних покидая 9 июля офис, главный редактор "Ньюс оф уорлд" Колин Майлер заметил: "В лучших традициях Флит-стрит мы идем в паб". Ранее обращаясь к сотрудникам, он заметил: "Кто мог еще в минувшее воскресенье предположить, что через неделю мы будем готовить последний выпуск блестящей газеты со 168-летней историей?"

Побочные эффекты

Коллапс "флагмана желтой прессы" и предшествующие ему "предсмертные конвульсии" сопровождались целым рядом негативных для империи Руперта Мердока тенденций. Первым "звоночком" стал отказ ряда крупных компаний размещать материалы рекламного характера на страницах "Ньюс оф уорлд". В числе первых был автоконцерн "Форд", заявивший, что не будет сотрудничать с газетой пока не обнародуют официальные результаты расследования ее деятельности. За ним последовали банковская группа "Ллойдс", гигант мирового машиностроения "Мицубиси" и британская автомобильная компания "Воксхолл". Позднее к компаниям присоединились представители "Королевского британского легиона" /КБЛ/. КБЛ, или просто "Легион" – ведущая в Соединенном Королевстве благотворительная организация, оказывающая финансовую и моральную поддержку миллионам бывших и нынешних военнослужащих, а также их родным и близким.

В обоснование своей позиции представители КБЛ указали, что "заявления о возможной причастности издания к взлому голосовой почты родственников служащих британских ВС потрясли их до глубины души". "Очевидно, что после этого продолжение любого сотрудничества с "Ньюс оф уорлд" будет выглядеть как насмешка над всей нашей деятельностью", – добавили представители "Легиона".
Другим негативным фактором стало падение в Нью-Йорке на 3,6 проц. акций "Ньюс корпорейшн" вследствие скандала вокруг "Ньюс оф уорлд".

Аресты по скандальному делу

Громкие обвинения и повышенное внимание общественности к скандальному делу вынудили отреагировать на происходящее и правоохранительные органы. 7 июля британская газета "Таймс", сообщила о том, что аресты представителей СМИ, подозреваемых в причастности к "прослушке" телефонных разговоров, могут последовать в самое ближайшее время. При этом издание предположило, что задержаны могут быть "пять журналистов и членов руководства "Ньюс оф уорлд", подозреваемых в причастности к скандалу".

Решительные меры со стороны полиции Великобритании не заставили себя ждать. Под стражу был взят бывший главный советник британского премьер-министра по связям со СМИ Энди Коулсон, занимавший с 2003 по 2007 годы пост главного редактора "Ньюс оф уорлд". В 2007 году он ушел из газеты. После формирования коалиционного правительства Великобритании во главе с Дэвидом Кэмероном, в мае 2010 года, Коулсона назначили главным советником премьера по связям с СМИ, но и этот пост он вынужден был оставить /в январе 2011/ из-за возобновления расследования "дела о прослушке".

Затем последовали еще два задержания. Аресту подвергся бывший корреспондент издания Клайв Гудман, уже успевший провести в тюрьме четыре месяца в связи с прослушиванием голосовой почты телефонов сотрудников резиденции наследника британского престола принца Чарльза, Кларенс-хаус. На этот раз журналиста допрашивали в связи с возможными случаями подкупа полиции, после чего отпустили под залог. В ночь на 9 июля появились сообщения о том, что правоохранительные органы взяли под стражу еще одного причастного к скандалу с "прослушкой". По данным Скотленд-Ярда, был задержан был 63-летний мужчина, имя и должность которого не разглашались. Как отмечали ряд британских СМИ, им мог быть частный детектив, действовавший по заказу "Ньюс оф уорлд".
Бывший исполнительный директор "Ньюс интернэшнл" Ребека Брукс была взята под стражу 17 июля и освобождена под залог на следующий день рано утром. Она пробыла под арестом более 12 часов.

Реакция правительства Великобритании

Как только ситуация вокруг крупнейшего британского таблоида начала выходить из-под контроля, стало ясно, что правительство Соединенного Королевства не сможет больше игнорировать происходящее. Первой реакцией британского премьер-министра Дэвида Кэмерона стало заявление /5 июля/ о том, что он шокирован вскрывшимися фактами вмешательства журналистов в частную жизнь граждан и будет настаивать на проведении детального расследования обстоятельств произошедшего. Данную позицию британский премьер озвучил в Кабуле во время совместной пресс-конференции с президентом Афганистана Хамидом Карзаем. Слова Кэмерона, с учетом обстоятельств, в которых они были произнесены, прозвучали настолько знаково, что сразу же "оттянули" внимание от более традиционной афганской проблематики и сроков вывода британского контингента из республики. В большинстве материалов, посвященных визиту Кэмерона в Кабул, британские журналисты в слаглайн вынесли именно его комментарий по "Ньюс оф уорлд", а не заявления о планируемом сокращении численности войск Соединенного Королевства в Афганистане к 2012 году.

По мере того, как ситуация вокруг прослушивания телефонных разговоров накалялась, риторика звучащих на Даунинг-стрит /в канцелярии главы британского правительства/ заявлений, становилась все более жесткой. 8 июля во время специальной пресс-конференции, посвященной "Ньюс оф уорлд", Кэмерон подчеркнул, что Великобритании необходима новая система регулирования деятельности прессы. В ходе общения с журналистами британский премьер указал, что этот "отвратительный пример" /с предполагаемой "прослушкой" разговоров рядовых граждан/ должен послужить уроком не только для СМИ, но и для других британских институтов и политиков.

"Этот скандал касается не только прессы, он касается и полиции, и политики, – отметил Кэмерон. – Я считаю, что нам необходима совершенно новая система /регулирования деятельности СМИ/, и предстоящее расследование представит свои рекомендации по поводу того, что именно нам необходимо изменить. Но, с моей точки зрения, эта система должна быть действительно независимой от самой прессы, чтобы общественность знала, что газеты никогда более не будут сами регулировать свою деятельность, что они полностью независимы от правительства, что политики не пытаются контролировать прессу или затыкать ей рот. Пресса должна быть свободной, чтобы требовать отчета от политиков. Это обеспечит баланс между правами каждого отдельного человека и общественными интересами".
Кроме того, глава британского правительства потребовал провести два расследования вскрывшихся фактов деятельности "Ньюс оф уорлд": одно – судебное, другое – по вопросам этики. Первым, по словам Кэмерона, займется специально назначенный судья. Второе будет вести орган, который придет на смену не выполнившей своего назначения комиссии по жалобам на прессу.

Независимое расследование скандала будет начато после завершения проводимого в настоящее время по этому вопросу полицейского расследования. "Этого требует закон. Но это не означает, что до тех пор мы будем бездействовать. – отметил премьер-министр. – Мы проведем консультации с парламентскими комитетами и с другими структурами. То, что можно будет сделать уже сейчас, мы сделаем. Я хочу заверить каждого в том, что все это будет расследовано. Свидетелям будут заданы вопросы под присягой судьей, и ни один вопрос не останется без ответа".

Несмотря на столь категоричные заявления, разыгравшаяся вокруг "Ньюс оф уорлд" буря может серьезно навредить репутации самого премьер-министра. Дело в том, что в скандал вовлечен вышеупомянутый Энди Коулсон, бывший главный советник премьера по связям со СМИ, занимавший с 2003 по 2007 годы пост главного редактора "Ньюс оф уорлд". Глава британского правительства неоднократно высказывался в поддержку Коулсона. Это уже припоминают Кэмерону, позиции которого могут быть самым серьезным образом поколеблены под напором критики. В атмосфере крайне жесткого давления со стороны общественности он вынужден был повторить, что берет на себя полную ответственность за то, что предложил Коулсону работу в своем офисе. "Это было мое и только мое решение", – подчеркнул премьер. Говоря же о скандале в целом, Кэмерон признал, что "в стремлении заручиться поддержкой газет мы закрывали глаза на необходимость разрешения этого вопроса", расследование которого было начато полицией еще в 2007 году.

Основную вину глава правительства Соединенного Королевства, между тем, постарался возложить на ближайшую сподвижницу Руперта Мердока Ребекку Брукс. Медиамагнат приложил максимум усилий для того, чтобы выгородить ее. По мнению сотрудников ряда британских СМИ, Мердок-старший даже пожертвовал коллективом газеты в составе 280 человек для того, чтобы "спасти отдельных личностей", не последнее место в числе которых занимает и сама Брукс. "Сообщалось, что она в связи с этим скандалом подала в отставку", – отметил Кэмерон. "В подобной ситуации я бы эту отставку принял", – подчеркнул он.

Британский "Уотергейт"?

Объявление о закрытии издания медиамагната Руперта Мердока в британском журналистском сообществе восприняли, в буквальном смысле слова, как "конец света". На следующий день после выступления Джеймса Мердока сразу несколько местных газет разместили на своих первых полосах материалы -"эпитафии", в которых обыгрывали различные семантические значения английского слова "world" /в русском переводе – "мир, свет"/. В результате языковой игры у одного из самых распространенных в эти дни заголовков – "Конец /изданию "Ньюс оф/ уорлд" /"End of World"/ – появился новый, почти апокалиптический смысл. Знаковая эпоха для британских таблоидов подошла к неожиданному финалу. Правила, которые издание диктовало еще с викторианских времен, судя по всему, придется переписывать, а возможно, и с чистого листа создавать новые. Девиз "Король умер – да здравствует король!" – в данном случае не работает. Потому что полноценной замены для самого крупного британского воскресного еженедельника пока нет. Планы по выпуску нового воскресного приложения журнала "Сан" – по некоторым данным, оно будет носить название "Сандэй" – не позволяют говорить о том, что на смену "поверженному флагману" британской "желтой" прессы пришел новый фаворит. "Масла в огонь" добавляет и то, что сама редакция в составе почти 280 журналистов восприняла новость о прекращении выпуска таблоида с самым высоким в стране тиражом как настоящую катастрофу.

Так может ли скандал со взломом голосовой почты стать британским "Уотергейтом"? Этим вопросом задается "Индепендент", вспоминая эпизод из истории Соединенных Штатов, закончившийся в августе 1974 года отставкой находившегося в то время у власти президента Ричарда Никсона. В США политический скандал вынудил главу государства досрочно прекратить исполнение своих обязанностей. Как отразятся громкие обвинения в адрес прессы на положении британского премьера – вопрос, который в эти дни приходит в голову не только политологам. "Закрытие газеты, 4 тысячи потенциальных "жертв" прослушивания, потрясенная до основания медиаимперия и пошатнувшееся положение премьер-министра – все это делает разразившийся скандал сравнимым с американским "Уотергейтом" и грозит серьезными последствиями для Даунинг- стрит /канцелярии главы британского правительства/, журналистского сообщества и полиции", – отмечают сотрудники издания. Впрочем, разделит ли история "Ньюс оф Уорлд" жизнь в информационном пространстве Соединенного Королевства на "до и после" империи Мердока, по всей видимости, покажут ближайшие месяцы.

Скандал вокруг медиа-империи Мердока – удар по авторитету британского премьера

Разразившийся в Великобритании скандал вокруг медиа- империи Руперта Мердока нанес серьезный удар по авторитету премьер-министра страны Дэвида Кэмерона. По мнению местных наблюдателей, под вопрос, по сути, поставлена способность главы правительства принимать правильные кадровые решения, касающиеся его окружения, и его политическая интуиция.

Дэвид Кэмерон даже был вынужден созвать 8 июля экстренную пресс-конференцию с тем, чтобы изложить свое видение развития событий вокруг этого скандала, касающегося незаконного прослушивания сотрудниками еженедельника "Ньюс оф уорлд" телефонных линий почти 4 тысяч британских граждан, а также подкупа полиции с целью получения конфиденциальной информации. Как отметили журналисты, внутренне напряженный Кэмерон "пытался оправдаться" по поводу принятых им решений, включая назначение на пост своего главного советника по СМИ бывшего главного редактора "Ньюс оф уорлд" Энди Коулсона.

Спустя 15 минут после завершения пресс-конференции главы правительства Энди Коулсон был арестован полицией на юге Лондона. В течение последующих семи часов его допрашивали в одном из участков района Луишам. После этого он был отпущен под залог до октября. Коулсон проходит по двум громким делам: о прослушивании и о подкупе полиции. Ему грозит семь лет тюрьмы. Выходя из дверей полицейского участка, он заявил, что "хотел бы многое рассказать, однако не может по причине ведущегося расследования". Он заметил, что "не собирается во всей этой истории быть крайним".
В свою очередь, выступая 7 июля перед редколлегией "Ньюс оф уорлд", исполнительный директор "Ньюс интернэшнл" и ближайшая соратница Руперта Мердока – Ребекка Брукс /она занимала пост главного редактора "Ньюс оф уорлд" в 2000-2003 гг./ заявила, что в ближайшее время достоянием гласности "станут более неприятные вещи", которые творились в редакции еженедельника. "Через год вы все поймете, почему мы приняли решение закрыть газету", – заметила Брукс.

Дэвид Кэмерон принял к себе на работу Энди Коулсона сразу после того, как последний был вынужден в январе 2007 года уйти в отставку с поста главного редактора "Ньюс оф уорлд", когда суд признал виновным и приговорил к четырем месяцам тюремного заключения репортера еженедельника по вопросам королевского двора Клайва Гудмана. Уже летом того же года Кэмерон пригласил Коулсона занять в Консервативной партии должность директора по связям с общественностью. Как сейчас стало известно, по меньшей мере два представителя британских СМИ предупреждали советников Кэмерона о том, что допускать Коулсона в ближайшее окружение премьера опасно. По словам одного из них, тот является "бомбой замедленного действия".

В действительности, положение Коулсона было двусмысленным: он отрицал, что ему как главному редактору "Ньюс оф уорлд" было что-либо известно о прослушивании журналистами еженедельника телефонных линий. Тем не менее, он счел за благо уйти в отставку, чтобы окончательно закрыть эту страницу в истории одного из значительных изданий Руперта Мердока. Последний не забыл этот шаг своего уже бывшего главного редактора: между Коулсоном и кланом медиамагната сохранились тесные отношения.

Именно эти связи сыграли основную роль в решении Кэмерона взять к себе лишившегося поста бывшего главного редактора "Ньюс оф уорлд". Попытки премьера заручиться поддержкой Руперта Мердока понятны. Контролируя 178 органов СМИ /радиостанции, газеты, еженедельники, телестанции, информационные агентства, Интернет-порталы, издательства и киностудии/ Мердок является одним из самых влиятельных фигур в мировом бизнесе и политике.
Этого не могли не учитывать предшественники Кэмерона на премьерском посту – Тони Блэр и Гордон Браун. Сила Мердока состоит в том, что он способен навязывать политическую повестку дня Великобритании не только с помощью рычагов внутри королевства, но и через США /"Ньюс корпорейшн" владеет влиятельным американским телеканалом "Фокс ньюс" и газетой "Уолл-стрит джорнэл"/.

Следует отметить, что отношения между Кэмероном и Мердоком складывались не просто. После того, как молодой политик неожиданно для многих выиграл в декабре 2005 года борьбу за пост лидера Консервативной партии, глава "Ньюс корпорейшн" встретился с Кэмероном. Последний, по словам очевидцев, не произвел на Мердока положительного впечатления. Он посчитал молодого консерватора "неопределенным и недостаточно твердым". В окружении медиамагната говорили о том, что Кэмерон "не дотягивает до уровня премьера". Эти разговоры не были тайной для лидера Консервативной партии.

Однако после досрочной отставки летом 2007 года Тони Блэра с поста премьер-министра и прихода к власти Гордона Брауна отношения между Рупертом Мердоком и британским лейбористским руководством начали быстро ухудшаться. В итоге медиамагнат отказал в поддержке лейбористам и назвал Дэвида Кэмерона лучшей кандидатурой на пост премьер- министра. С начала 2009 года империя Мердока работала на победу Консервативной партии на очередных выборах.
Примечательно, что в мае 2010 года Руперт Мердок стал одним из первых, кого Дэвид Кэмерон в должности премьера принял в своей резиденции. О чем они говорили, не известно – свидание проходило с глазу на глаз.

Однако уже в первые недели премьерства Кэмерона под мощнейшим правительственным прессом в Великобритании оказалась мультимедийная корпорация Би-би-си – главный конкурент Мердока. Финансируемой за счет специального общенационального налога Би-би-си вменили в вину излишнюю трату денег. На компанию наложили жесточайшие бюджетные ограничения, что привело к закрытию многочисленных программ и значительно ослабило ее позиции на медийном рынке, в том числе международном.

При этом "Ньюс корпорейшн" через свое британское подразделение "Ньюс интернэшнл" все настойчивее добивалась установления тотального контроля над капиталом популярной телекомпании Великобритании – "БиСкайБи" /BskyB/, в которую в том числе входит влиятельный новостной канал "Скай ньюс". Владея 39 проц. акций, Руперт Мердок пытался в течение последних нескольких лет приобрести оставшийся 61 проц. акций. Для этого требовалось разрешение правительства Великобритании. Оно ожидалось 8 июля. Однако скандал с "Ньюс оф уорлд" сорвал эти планы. "Ньюс корпорейшн" останется постоянным акционером "Би-скай-би" /BSkyB/, но воздержится от приобретения остальных 61 проц. акций этой компании, сообщил 13 июля заместитель председателя "Ньюс корпорейшн" Чейз Кейри. Решение отказаться от заявки на приобретение "Би-скай-би" Кейри объяснил тем, что в настоящее время сложились неблагоприятные условия для сделки. "Мы полагали, что выдвинутое "Ньюс корпорейшн" предложение о приобретении "Би-скай-би" принесло бы выгоду обеим компаниям, но стало очевидным, что при сформировавшемся климате очень сложно продвигаться к завершению сделки, – сказал Кейри. – "Ньюс корпорейшн" останется постоянным акционером "Би-скай-би", заинтересованным в успехе этой компании". По словам Кейри, "Ньюс корпорейшн" не собирается расставаться с имеющимися у нее 39 проц. акций "Би-скай-би", несмотря на то, что британские власти дали понять, что не хотели бы, чтобы медиахолдинг Мэрдока контролировал "Би-скай-би".

С приходом Кэмерона на Даунинг-стрит 10 в высшем эшелоне британского истеблишмента сложилась устойчивая связка, ведущая на самый верх "Ньюс корпорейшн": советник премьер-министра Энди Коулсон, исполнительный директор "Ньюс интернэшнл" Ребекка Брукс, глава "Ньюс корпорейшн" по Европе и Азии, младший сын Руперта Мердока – Джеймс Мердок.
По некоторым данным, Кэмерон достаточно часто бывал в последнее время в поместье Брукс под Оксфордом, где расположен и его собственный загородный дом. Премьер также регулярно встречается с Джеймсом Мердоком. Правда, в январе нынешнего года Энди Коулсон был вынужден покинуть пост советника премьер-министра по СМИ в связи с началом нового расследования полицией дела о прослушивании телефонных линий сотрудниками "Ньюс оф уорлд".

В момент отставки Коулсона Кэмерон назвал его "одним из наиболее блестящих членов команды". А ранее премьер замечал, что не принимает не принимает ни одного важнейшего решения без его мнения. Сейчас главе британского правительства приходится находить аргументы в защиту своих действий. На пресс-конференции 8 июля Кэмерон заявил, что спрашивал у Коулсона относительно прослушки, и тот дал необходимые заверения о своей непричастности к данному делу. "Видимо, Кэмерона удовлетворили эти слова – настолько сильно он хотел заполучить человека Мердока", – отмечает в этой связи Би-би-си.

В целом, пресс-конференция Кэмерона не удовлетворила ни журналистов, ни британское общественное мнение. "Премьеру не удалось главное – отвести от себя будущие удары в связи с разрастанием скандала в медиа-империи Мердока", – подчеркивает Би-би-си. При этом в Лондоне отмечают, что на вопрос о личных отношениях с Коулсоном Кэмерон ответил, что "считает его другом".

"Нынешние трудности премьера не сравнимы ни с чем, что было в прошлом, – замечает, в свою очередь, еженедельник "Обсервер". – Сейчас невозможно отрицать, что Кэмерон допустил катастрофическую ошибку в оценках, когда он пригласил Коулсона в высшие правительственные сферы, проигнорировав соответствующие предупреждения. Никакие слова или действия премьера не способны скрыть тот факт, что один из самых доверенных советников Кэмерона, человек, которого он называет другом, был арестован. Ущерб нанесен, и он останется пятном на всем премьерстве Кэмерона, поставив под вопрос его способность принимать верные решения".

Эта ситуация отражает ряд особенностей характера и стиля руководства Дэвида Кэмерона, отмечают в Лондоне. Как пишет влиятельный правый еженедельник "Спектейтор", 14 месяцев пребывания 44-летнего Кэмерона у власти "не лишили его свежего внешнего вида и расслабленности в отношении к делам". "Создается впечатление, что премьер продолжает наслаждаться полученной властью", – резюмирует издание.

"Если Тони Блэр считал себя мессией, Гордон Браун приближался к маниакальному состоянию, то Дэвид Кэмерон уже продемонстрировал, что он является тактиком, – указывает "Файнэншл таймс". – Уже стало ясно, что Кэмерон чувствует себя удобно на премьерском месте. Он является хорошим собеседником, который не сомневается в собственных способностях. Члены правительства и официальные лица характеризуют британского премьера как человека, который наслаждается властью и быстр в принятии решений".

Однако сейчас становится ясно, что чувствовать себя хорошо в должности премьер-министра совсем не означает быть хорошим главой кабинета. Местные наблюдатели задаются в этой связи вопросом о компетентности правительства, его способности решить проблемы в сфере государственных расходов и радикальным образом перестроить социальные программы. На Уайтхолле отмечают, что Маргарет Тэрчер также время от времени шла на компромиссы, однако эти шаги никогда не оценивались как тактические. Пересмотр кабинетом Кэмерона уже объявленного курса в сфере здравоохранения и правосудия – отличительная черта нынешнего правительства. Премьер не любит груз бумаг, констатируют обозреватели, делая вывод, что реформы системы здравоохранения и тюрем потерпели неудачу в том числе потому, что он не поработал над их защитой.

Неоднозначная ситуация складывается и во внешней политике. При вступлении в должность премьер заявил, что Великобритания выведет свои войска из Афганистана к 2014 году и больше не будет участвовать в войнах, если они не представляют для страны прямую угрозу. В результате появилась новая концепция национальной безопасности. В этих условиях произошло сокращение бюджета министерства обороны. Однако затем последовало решение начать операцию в Ливии в рамках политики либеральной интервенции. Результатом стала ситуация, когда у Великобритании уже нет возможности вести подобные операции ввиду отсутствия ресурсов. Крупные проекты правительства Кэмерона, основанные на идеологических подходах, отличаются невнятностью и остаются полной загадкой для большинства избирателей, считают наблюдатели. "Следствием этого становится все большая пропасть между удовольствием, которое Кэмерон получает от пребывания на посту премьера, и эффективностью нынешнего правительства. Люди начинают замечать этот разрыв", – резюмирует "Файнэншл таймс".

В свою очередь, "Гардиан" отмечает, что одной из главных черт стиля руководства Дэвида Кэмерона является определенная отстраненность, поскольку он передал значительную часть работы по реализации правительственной программы государственной службе. "Есть определенная проблема в том, что Кэмерон ставит на первое место свою собственную семью. В результате он поздно приходит на рабочее место – к 8.30 – и стремится его быстрее покинуть – к 19.00, чтобы не опоздать на приемы или иные развлекательные мероприятия", – пишет издание. Касаясь стиля работы премьера, еженедельник "Спектейтор" цитирует самого Кэмераона. "Я люблю столкновение аргументов", – заявил глава кабинета, добавив: "Я привык к этому за время своей работы в министерстве финансов /Кэмерон занимал пост помощника министра финансов Нормана Лэмонта в правительстве Джона Мейджора/. Я попытался воссоздать эту атмосферу на Даунинг-стрит 10. Наши дискуссии полны энергии. А так как у меня в окружении находятся люди с сильным характером и четкими взглядами, то нет ничего удивительного в том, что они не всегда и не во всем соглашаются. Мне это нравится, так как для меня важны споры и аргументация". Следствием такого стиля руководства, указывают обозреватели, является тот факт, что Кэмерон предоставляет значительную свободу своим министрам в определении политики правительства.

* * *

Один из крупнейших медиамагнатов планеты Руперт Мердок 16 июля извинился за проступки принадлежащего ему британского таблоида "Ньюс оф уорлд". "Мы извиняемся", – было отмечено крупным шрифтом в опубликованном во всех ведущих газетах Великобритании рекламном объявлении, занявшем целую страницу. "Ньюс оф уорлд" занималась тем, что призывала к ответу других, когда же ответ пришлось держать ей самой, она не справилась", – признал Мердок.
"Мы извиняемся за серьезные проступки, которые имели место. Мы глубоко извиняемся за боль, пережитую затронутыми отдельными лицами", – гласит это подписанное Мердоком заявление. В нем он также выразил сожаление, что контролируемый им издательский дом "Ньюс интернэшнл" действовал не достаточно быстро, чтобы "исправить положение".
"Я понимаю, что просто извинения недостаточно", – отметил Мердок. Он указал, что "Ньюс интернэшнл" продолжает предпринимать шаги по разрешению создавшегося положения.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Информационные войны   (97)
  2. Британия   (144)