В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Доклад лондонского Международного института стратегических исследований "Стратегический обзор 2010"

Международные отношения переживают сейчас сложный период изменения глобального соотношения сил, когда быстро усиливаются позиции государств с новыми рынками, включая группу БРИК /Бразилия, Россия, Индия, Китай/, а традиционные лидеры – индустриальные страны Запада пытаются не допустить дальнейшей эрозии своего статуса. Таков основной вывод представленного 7 сентября в Лондоне доклада Международного института стратегических исследований /IISS/ "Стратегический обзор 2010". Документ объемом в 432 страницы посвящен анализу ситуации, складывающейся в международных отношениях.

"Международное сотрудничество по крупным стратегическим проектам начинает пробуксовывать и многие государства при решении региональных и глобальных проблем склоняются к пронационалистическим подходам", – говорится, в частности, в докладе. Одной из "жертв" этой новой тенденции грозит стать операция международных сил во главе с НАТО в Афганистане, отметил, представляя документ, глава института профессор Джон Чипмэн. "Многочисленные государства более четко и детально определяют сейчас свои собственные национальные интересы и действуют исходя из них", – заметил он. В качестве примера Чипмэн привел действия Бразилии и Турции, которые "нарушили единую линию в отношении Ирана, разработав собственные подходы к Тегерану и его ядерной энергетической программе".

В числе государств, которые стали в текущем году более активно действовать в региональной и международной политике аналитики Международного института стратегических исследований называют Китай, Индию, образующуюся в Азии новую влиятельную "тройку" – Австралия, Южная Корея, Индонезия, а также Турцию.

В отношении России в докладе отмечается, что страна на протяжении последних 12-ти месяцев продолжала укреплять внутреннюю стабильность, в то время как в обществе происходят дискуссии относительно дальнейших шагов в целях проведения модернизации.

Что касается стран Запада, то, согласно докладу, нынешний тяжелый финансовый и экономический кризис продолжает ограничивать их возможности, в том числе и политические. "Подорванная экономика, национализм во внешней политике сокращают их коллективную волю к достижению крупных и важных внешнеполитических целей", – говорится в документе.

В результате, считают его авторы, сегодняшний мир стал более непредсказуемым и мозаичным, в нем возникают самые неожиданные и неустойчивые союзы между различными странами, направленные на решение совершенно определенных, в первую очередь региональных задач.
В нынешнем году значительное внимание в докладе уделено Афганистану. Указывается, что перед США и НАТО стоит насущная задача выработать и принять новую стратегию в Афганистане, так как сейчас ситуация в этой стране оказалась в стратегическом тупике. Начавшаяся с целью разгрома и рассеивания отрядов "Аль-Каиды", операция в Афганистане постепенно превратилась в попытку создать там современное демократическое государство. Сейчас стало ясно, что подобная задача – невыполнима в обозримом будущем и не должна стоять в повестке дня, подчеркивают аналитики института.

"Сегодняшняя стратегия НАТО по противодействию повстанческому движению в Афганистане излишне амбициозна, слишком далеко отошла от главных задач, которые должны быть решены в этой части мира, при этом она ослабляет дипломатический и оборонный потенциал Запада, требующийся как в данном регионе, так и за его пределами", – отмечается в докладе.

В этих условиях, по мнению специалистов IISS, в ведущих столицах мира должны пройти широкие дебаты относительно того, как следует дальше действовать в Афганистане. Одна из целей дискуссии – определить, каким образом следует провести перестройку структуры находящихся в Афганистане вооруженных сил с тем, чтобы не допустить восстановления организованной террористической угрозы из этой страны. В документе отмечается, что Западу следует изменить нынешний курс и перейти к политике "сдерживания и возмездия" в отношении террористов. Боевые части НАТО и США должны уйти на север Афганистана и наблюдать оттуда за развитием событий, вмешиваясь в них лишь в случае необходимости – на основе специального соглашения с правительством в Кабуле. Военные усилия следует сконцентрировать на создании внутри Афганистана сил быстрого реагирования с тем, чтобы не допустить возобновления взаимодействия между талибами и "Аль-Каидой" на территории страны.

Одновременно необходимо противостоять возможным попыткам талибов взять под свой контроль территории, где большинство населения составляют этнические таджики, узбеки и хазарейцы, а также Кабул. Еще одно направление действий вооруженных сил – пресекать любые попытки афганских талибов поддержать антиправительственные силы в Пакистане.

"Степень нынешней вовлеченности Запада в Афганистан и Пакистан отвлекает его от решения других важнейших стратегических задач, включая восстановление экономики после нынешнего кризиса, ядерную энергетическую программу Ирана, вопросы нераспространения ядерного оружия", – заявил Джон Чипмэн. "Угроза, исходящая сегодня из Афганистана, должна быть оценена, учитывая и другие вызовы, брошенные международной безопасности", – подчеркнул он. По его словам, боевые задачи и роль западных сил в Афганистане непропорциональны той опасности, которую афганские талибы представляют за пределами этой страны.

По мнению экспертов, следует превратить Афганистан в федеральное государство, обеспечив, с одной стороны, признание провинциями формального главенства центра, а с другой – предоставление Кабулом провинциям "регионального суверенитета". Более сбалансированная система раздела власти создаст в стране и более безопасный климат.

Парадокс ситуации состоит в том, что ослабление вертикали власти единого государства будет способствовать увеличению стабильности Афганистана, отмечается в докладе. Подобная ситуация, в частности, позволит оказывать более эффективно международную помощь Афганистану в обход Кабула, поскольку, как показала практика, центральное правительство не может выполнять успешно роль распределителя данной помощи. Для подобной реформы необходим пересмотр Конституции. Ее новая версия должна признать существующую реальность и создать структуру, одновременно отражающую первенство в современном Афганистане провинциальных властей при сохранении принципа единства страны. Таким образом, центр сохранит всю полноту власти, относящейся к взаимоотношениям с внешним миром, однако практически полностью отстранится от внутренних дел каждой из провинций.

Эксперты отмечают, что, согласно новой стратегии, национальные вооруженные силы Афганистана также следует децентрализовать. Местные вооруженные силы, составленные из местных жителей, имеют шанс стать более эффективными в обеспечении безопасности в каждой из провинций. США и другие государства должны взять на себя более значительные обязательства в отношении Пакистана и убедить Исламабад в том, что его контакты с более широким представительством афганских групп создадут и более стабильный порядок в этой части мира. Поиски компромисса между стратегическими целями Индии и Пакистана в Афганистане также должны стать важнейшим приоритетом. В этом смысле следует добиваться начала трехстороннего диалога – Афганистан, Индия и Пакистан.

Следует принять во внимание и наличие законной обеспокоенности России, государств Центральной Азии и Ирана в отношении Афганистана. Эти вопросы должны решаться в рамках сокращения в Афганистане амбиций нынешней военной коалиции, подчеркивается в докладе.

На пресс-конференции Чипмэн указал на новые и все возрастающие трудности в ведении военных действий в Афганистане, на усиливающийся скептицизм западного общественного мнения относительно данной операции.

В отношении Ирана в докладе отмечается, что страна по- прежнему противостояла международному сообществу, продолжая вести работы в рамках своей национальной ядерной программы. Однако, отмечается в документе, в последние месяцы в Иране нарастают экономические трудности по причине ужесточения санкций.

Так, безработица достигла 20 проц., а, возможно, и более высокого уровня, государство не может справиться с увеличивающимся дефицитом, на внутреннем рынке ощущается нехватка газа и электроэнергии, наиболее образованные кадры продолжают эмигрировать из страны. Согласно подсчетам, ежегодно из Ирана выезжают до 150 тыс. человек с тем, чтобы жить за рубежом.

Сохраняются и усиливаются трудности в нефтяной промышленности страны. По подсчетам Международного энергетического агентства, производство нефти в Иране упадет к 2015 году на 18 проц. по сравнению с нынешнем уровнем.

В докладе отмечается, что ни санкции, ни попытки вовлечь Тегеран в переговорный процесс не смогли убедить Иран прекратить работы и делать шаги в сторону создания потенциала для возможного производства ядерного оружия.

Согласно выводам аналитиков института, Запад, и в первую очередь – США, начинает задумываться над альтернативным курсом в отношении Ирана, а именно – о политике сдерживания ядерного Ирана. "Постепенно специалисты в США приходят к мысли, что мир вынужден будет жить с Тегераном, обладающим ядерным оружием",– говорится в докладе. "Точнее, речь скорее будет идти об Иране, обладающим ядерным потенциалом, но не конкретными системами ядерного оружия", подчеркивается в документе. "Фактически сейчас Иран является ядерной державой в том смысле, что обладает технологией производства расщепляющихся материалов. Однако лидерам страны придется хорошенько поразмыслить над тем, следует ли создавать ядерное оружие и стать объектом военной атаки", – указывается в докладе.

В отношении Китая в докладе говорится, что он быстрее других стран выходит из нынешнего экономического и финансового кризиса. При этом Пекин сохраняет свое положение главного внешнего кредитора Соединенных Штатов.

Однако усиливается и главный парадокс современного Китая: с увеличением своей экономической мощи и влияния Пекин стремится избежать превращения в ведущую политическую державу, чтобы не взять на себя более значительную роль в решении современных глобальных проблем, отмечают аналитики IISS.

Но, с их точки зрения, в ближайшее время в этом отношении могут произойти значительные изменения. Так, в ряде стран усиливается обеспокоенность тем, что Китай приобретает все большую уверенность в собственной экономической и политической модели. В результате они не исключают вероятность повышения внимания КНР защите своих национальных интересов за пределами собственных границ.

Характеризуя развитие событий в сотрудничестве между Китаем и США, авторы доклада отмечают, что хотя в этом партнерстве имеют место немалые достижения, его результаты не отвечает ожиданиям Вашингтона.
В отношении США эксперты IISS отмечают, что повышенное внимание Вашингтона к задаче выхода из тяжелого экономического кризиса не привело к потере интереса администрации президента Барака Обамы к внешней политике. В минувшие 12 месяцев она отличалась активностью. Однако нынешний международный курс Вашингтона отличается тем, что США осознают пределы своих возможностей. В результате они сейчас исповедуют прагматичный и выборочный подход, который призван не допустить снижения международного влияния США.

Рассматривая ситуацию, складывающуюся на Ближнем Востоке, аналитики IISS отмечают, что в 2009 – 2010 годах произошли два качественных сдвига: усилились расхождения между США и Израилем по ряду ключевых вопросов, а сам израильско-палестинский конфликт претерпел процесс интернационализации, когда к нему подключилась Турция.

России в докладе посвящена пространная глава, что отражает значительное внимание, которое уделяет ей Международный институт стратегических исследований.

В ней говорится, что "прошедший год, в отличие от двух предыдущих, обошелся в России без драматических событий". "Политических потрясений не отмечалось, а на международной арене Москва вела себя менее активно и не столь напористо. В экономику после тяжелого спада вернулся рост, в первую очередь благодаря увеличению мировых цен на нефть".
"Однако за этой картиной нормальной жизни в России набирают силы новые и важные моменты. В политических и экономических элитах идут острые дебаты о будущем страны и стратегических путях ее развития. В ряде моментов эти разговоры напоминают время, предшествовавшее объявлению Горбачевым политики гласности и перестройки, которая в итоге привела к краху советского режима", – отмечается в докладе.

"Создается впечатление, что страна вновь оказалась на историческом перекрестке: Россия может либо продолжить реализовывать по инерции существующую модель экономического развития, которая, как представляется, является синонимом "застоя", либо попытаться провести фундаментальные реформы по диверсификации и оживлению экономики, модернизировать общество и, в конце концов, увеличить степень демократии в политической системе", – говорится в документе.

"Проходящая в элитах дискуссия позволяет сделать ряд заключений. Первое состоит в том, что все большее число людей в правящем классе понимают необходимость отказаться от нынешнего статус-кво, так как он одновременно нежелателен и бесперспективен. Финансовый кризис продемонстрировал недостатки существующей модели, при этом сейчас она оказалась неспособной обеспечить необходимый экономический рост.

Без системных изменений Россия встретит трудности при решении таких проблем, как сокращение населения страны, увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными, отсутствие развития регионов, нехватка технологических инноваций, ослабление оборонного потенциала, падение добычи газа и нефти, изношенность советской инфраструктуры. Неспособность провести ключевые реформы может обречь Россию на стагнацию и упадок.

Второй вывод заключается в том, что хотя и существует широкое понимание необходимости реформ, однако нет единства в том, каким образом их проводить. Здесь возникают пять главных вопросов:
– можно ли совершить экономическую модернизацию без политической;
– должен ли во главе реформ стоять государственный или частный сектор;
– проводить реформу системы одним ударом или реформировать постепенно;
– каковой должна быть модель реформы: вестись сверху или идти снизу, из регионов;
– каковыми будут внешнеполитические последствия подобных внутренних реформ.

Третий вывод сводится к тому, что созданное в России за последнее десятилетие общество, где есть четкая властная вертикаль, практически полностью отсутствует оппозиция и гражданские институты, является слабым и представляет собой одно из главных препятствий для реформ", – говорится в докладе.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Британия   (153)