В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

НАТО и Грузия

Спустя два года после конфликта в Южной Осетии в НАТО произошло серьезное переосмысление отношений с Грузией. Такое мнение высказал в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. По его словам, альянс "перестал рассматривать Грузию сквозь розовые очки, но это отнюдь не сняло заинтересованности НАТО в тесном, исключительно прагматическом сотрудничестве с этой страной".

"За последние два года в НАТО произошло серьезнейшее переосмысление отношения к Грузии, но от этого Грузия не стала дальше от НАТО, – подчеркнул Рогозин. – Если раньше приход к власти Саакашвили и формирование совершенно нового политического режима в Грузии воспринималось в розово- романтических тонах, то после войны 2008 года в НАТО наступило прозрение и сформировалось внутреннее понимание необходимости действовать в отношении Грузии крайне прагматично".

Рогозин подчеркнул, что сегодня у альянса также не осталось иллюзий в отношении личности президента Грузии: "Все понимают, что это человек крайне неуравновешенный и ждать от него можно чего угодно, однако при этом здесь исходят из того, что альтернативы Саакашвили нет".

"НАТО исходит из того, что грузинская оппозиция крайне разрозненна и не имеет реальных шансов с улицы войти в президентский дворец. Поэтому НАТО рассматривает нынешний режим, как достаточно стабильный, с которым, нравится или нет, но дело иметь приходится по самым разным причинам", – сказал он.

Российский постпред выделил три фактора, на которых строится "брак по расчету" НАТО и Грузии.

Во-первых, это Афганистан. "Грузия направляет в Афганистан серьезный контингент, в общей сложности около тысячи человек. Это очень много, по сравнению даже со странами-членами НАТО. Грузия не считается в этом вопросе с общественным мнением, которого, возможно, и не существует. Также она не считается с потерями среди своих военных, оправдывая их отправку в столь далекую страну тем, что грузинские вооруженные силы после поражения 2008 года нуждаются в повышении своей боевой подготовки, под контролем американцев. По крайней мере это то, что Саакашвили говорит внутри Грузии. Таким образом, одним пушечным мясом Грузия заслуживает признательность НАТО и определенных бонусов", – сказал Рогозин.

Вторая причина – геостратегическая. Территориальное положение Грузии позволяет западным странам усилить свое влияние в районе Кавказа, и особенно это важно в контексте напряженной ситуации вокруг Ирана.
"Грузия это "запасной аэродром" для США и НАТО в регионе. Кроме того, существование такого союзника, как Грузия, "дисциплинирует" члена НАТО – Турцию. Грузия размывает монополию Анкары, ее особое положение в контактах со странами этого региона и в качестве плацдарма для возможных экспедиционных миссий", – сказал Рогозин.

Третий фактор – это Россия. "Грузия является звеном, "оттягивающим" внимание России на Южном Кавказе. Для некоторых, достаточно влиятельных сил в НАТО это важно. По сути дела, Грузия используется как раздражающий фактор, некая сдерживающая сила, которая пытается ограничить влияние России на разрешение армяно-азербайджанского конфликта, ограничить возможности РФ по усилению своих позиций в Черноморском регионе", – подчеркнул российский постпред.

По словам Рогозина, сегодня НАТО уже признала наличие новой практики во взаимоотношениях с другими государствами, которая может заключаться не только в формальном членстве в НАТО, но и в членстве "неформальном". Такими "неформальными" членами альянса являются многие страны, которые внешне придерживаются нейтральной позиции, а на практике участвуют в самых продвинутых программах НАТО, вплоть до участия, например, в силах реагирования НАТО, в единой системе противовоздушной обороны в обмене всеми видами военно-технической информации и опытом ведения военных действий.

Таким образом, хотя сегодня "речь не идет об официальном членстве Грузии в НАТО, эта страна имеет большой набор возможностей для широкого партнерства с альянсом". "Отличие от членства только в том, что Грузия не имеет права голоса в НАТО и на нее не распространяется 5-я статья о коллективной обороне основополагающего документа альянса – Вашингтонского договора ", – заключил Рогозин.

НАТО сегодня уклоняется от обсуждения темы Грузии и войны 2008 года в рамках политических контактов с Россией.

"В Совете Россия-НАТО у нас с нашими партнерами из альянса достигнуто понимание, что нет таких тем, которые не могли бы попасть в поле нашей дискуссии. Тема Абхазии и Южной Осетии, Грузии, конфликта 2008 года поднималась мной неоднократно на посольских заседаниях как Совета Россия- НАТО так и Совета Евроатлантического партнерства /СЕАП/, однако со стороны партнеров я не видел никакого желания ее развивать.

Это можно объяснить двояко. Во-первых, внутри НАТО есть понимание, что с Грузией надо иметь дело, не форсируя публичную сторону этих отношений, а во вторых они опасаются обсуждать эту тему с Россией, полагая, что она может испортить наши отношения, а портить отношения с Россией странам НАТО сейчас очень не хочется. Сейчас альянс наоборот пытается по отдельным направлениям замириться с Россией, поэтому лишний публичный шум вокруг такой проблемной темы им не нужен", – сообщил Дмитрий Рогозин.

Сразу после проведения Россией трехдневной операции по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии в августе 2008 года США заблокировали работу Совета Россия-НАТО /СРН/. На собранном в рекордные сроки экстренном заседании Североатлантического совета на уровне министров иностранных дел альянс осудил "диспропорциональное применение силы" Россией в отношении Грузии. Пытаясь оказать давление на РФ, альянс объявил, что не намерен вести дела с Россией "как будто ничего не произошло", и заморозил работу СРН и военное сотрудничество с Россией.

Уже в декабре 2008 года, на встрече глав МИД альянс переосмыслил свою позицию и объявил о поэтапном восстановлении отношений с Россией. Политический диалог начал возобновляться с 30 апреля 2009 года, когда состоялось первое заседание СРН на уровне послов, а военное сотрудничество было возобновлено в январе этого года. Новую позицию НАТО в отношении России сформулировал генсек альянса Андерс Фог Расмуссен. "У нас сохраняются разногласия по ряду вопросов, но мы не должны позволить им бросать тень на весь комплекс наших отношений, особенно по тем направлениям, где наши интересы совпадают", – заявил он на своей первой пресс-конференции после вступления в должность 3 августа 2009 года.

Что касается Грузии, то, несмотря на звучавшие осенью 2008 года призывы ряда государств НАТО обеспечить прием этой страны в альянс по ускоренной программе, большинство континентальных западноевропейских государств альянса выступили категорически против этого. Сегодня официальный прием Грузии в НАТО фактически невозможен, поскольку членом альянса не может стать государство, имеющее неурегулированные территориальные проблемы. Вместе с тем, альянс при каждом удобном случае подтверждает, что остается в силе решение саммита НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года, на котором альянс пообещал Грузии и Украине "со временем стать членами НАТО", никак не определив временных рамок этого процесса. По мнению Рогозина, именно это обещание стало важным фактором, спровоцировавшим агрессию Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года. По его оценке, Саакашвили "однозначно воспринял это обещание как сигнал о необходимости в скорейшие сроки подчинить Тбилиси неподконтрольные регионы и гарантию поддержки перед лицом России".

Россия сегодня особенно пристально отслеживает все поставки оружия из стран НАТО и ЕС в Грузию.

"По каждому конкретному случаю мы делаем представления странам, осуществляющим поставки, требуя, чтобы никакие вооружения и техника, которые могут применяться в агрессивных действиях против Южной Осетии в Грузию не поступали", – сказал он.

"Запад точно знает, что мы здесь спуску не дадим, и им приходится постоянно идти на различные ухищрения для осуществления военных поставок", – подчеркнул российский постпред.

По мнению Рогозина, страны НАТО сегодня пытаются содействовать экономическими методами реинтеграции Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии.

"Грузии оказывается массированная экономическая помощь, чтобы она на границах Южной Осетии демонстративно выстраивала "витрину грузинского капитализма", чтобы соблазнить своими достижениями жителей новых республик", – сказал российский постпред.

По его мнению, эти тенденции "весьма опасны, поскольку в случае провала или недоработок руководства Абхазии и Южной Осетии и всех тех, кому поручено заниматься восстановлением их экономики, возникнет неприятный экономический дисбаланс с приграничными районами Грузии, который будет активно использоваться в пропагандистских целях как иллюстрация успехов Грузии и провала новых государств".

"Все это усугубляется тем, что в отношении Южной Осетии и Абхазии существует тотальная экономическая блокада, которая не снята никем из западных стран, и лишь Россия способствует их восстановлению", – отметил он.

"Альянс последовательно поддерживает территориальную целостность Грузии, причем делает это на фоне продавливания независимости Косово. Более того, страны НАТО оказывают дипломатическое давление на другие государства, включая исторических и ближайших союзников России, чтобы они ни в коем случае не пошли на признание независимости Южной Осетии и Абхазии", – сообщил российский постпред.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Расширение НАТО   (65)
  2. Грузия   (102)