В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Распространение идей ближневосточных исламистов в учебных заведениях Германии

Постоянно живущие в Германии мусульмане, являющиеся в настоящее время крупнейшим религиозным меньшинством, обнаружили в региональных и национальных организациях такие удобные «зонтики», как Центральный совет мусульман в Германии, Исламский совет, Исламская федерация в Берлине, отмечает эксперт Кристиан Рот. В числе «зонтиков» – структуры исламского религиозного образования в государственных школах и в частных учебных заведениях. К ним относятся, например, исламская начальная школа в Берлине под эгидой ассоциации Islam Kolleg e.V., исламская начальная школа в Мюнхене (так называемая немецко-исламская школа), исламская школа в Штутгарте, работающая в субботу и в воскресенье, исламская школа в Нюрнберге, академия короля Фахда в Бонне.

Это учебные заведения, доступ в которые представителям прессы, как правило, запрещен. Запреты объясняются первым же беглым знакомством с учебными планами, при котором сразу обнаруживается, отчего та же боннская академия является «магнитом для радикальных исламистов». Это подтверждено многолетними (академия открылась в 1994 году) наблюдениями и исследованиями (в том числе и транснациональными, указывает телеканал ARD) полиции Бонна. Обнаружены и подтверждены контакты с лицами и организациями, подозреваемыми в связях с «Аль-Каидой». Представитель полиции Гарри Кольбе, комментируя факты, отметил, что в интересах следствия не может раскрывать всей информации, но «приток определенных лиц, связанных с ближневосточными экстремистами» свидетельствует о радикализации обстановки в академии. Идеи «священной войны с неверными» заложены в учебные программы, однако реализуются не только во время непосредственных занятий: в академии есть общежитие.

Хотя руководство ее отрицает обвинения в организации борьбы с неверными, учебные программы опровергают эти попытки; к примеру, в учебнике для шестого класса указано: ислам рассматривает в качестве основных врагов христиан и иудеев, и «для его триумфа, который продолжается уже 1400 лет, требуется джихад, во имя которого следует принести жертвы, в том числе и в собственных рядах борцов». Беседы с родителями учащихся произвели на работников властных структур Бонна удручающее впечатление. Многие из родители – живущие на ПМЖ и прибывшие из Сирии, Иордании, Ирака – на вопрос, отчего решили отдать детей в эту академию, объясняли: потому что за обучение не надо платить денег. Между тем, любое начальное и среднее образование в Германии бесплатное, к тому же любая нуждающаяся семья получает различные пособия, на взрослых и на детей. Поэтому ссылки отсутствие денег на обучение несостоятельны.

Бесплатно (на саудовские деньги) учился в свое время питомец академии Бекай Харраш, гражданин Германии с марокканскими корнями, который прославился осенью 2009 года, когда озвучил в видеообращении требования «Аль-Каиды». Заслуживший славу самого юного пропагандиста «Аль-Каиды», который вещает на ФРГ на безукоризненном немецком языке, и прошедший впоследствии школу террориста в Пакистане – продукт боннской академии. Бывший ее слушатель призывал к священной войне, к идее мученической смерти в борьбе с евреями и христианами. По этой причине ректору академии, прежде профессору Университета короля Сауда в Эр-Рияде Ибрагиму аль-Муснаду трудно настаивать в беседе с журналистами на мирном характере обучения в его учебном заведении. Руководству боннского питомника экстремизма сложно возразить в ответ на обвинения в пропаганде радикального ислама, и оно лишь подчеркивает «идею академии как моста между культурами Запада и Востока».

Возможно, мост, но политически весьма уязвимый для немецкого закона. Ведомство по охране конституции земли Северный Рейн-Вестфалия, опасается, что радикальные исламисты сознательно направляют своих детей в школы наподобие боннской академии, а также в частные школы, хотя большинство из родителей утверждают, что хотели бы, к примеру, вернуться через 10 лет в Турцию или в другую страну Ближнего Востока, где они родились. Таким образом, экстремисты создают впечатление того, что находятся в ФРГ временно, и немцам не следует опасаться их вероятно опасной для общества деятельности.

Однако немцы видят иную реальность. Они сомневаются. Как во временном (на период учебы или работы) пребывании мусульман в ФРГ, так и в успешной интеграции турок, представителей других народов Ближнего Востока, исповедующих ислам, первая волна которых прибыла в ФРГ в 1960-1970 гг. Это были, в основном, малоквалифицированные безземельные крестьяне с низким уровнем образования и без него, которые увидели в пребывании в Европе реальную возможность выживания, а затем и накопления средств для последующего пенсионного этапа жизни. О будущем своих детей, многие из которых стали рождаться на земле Германии, они думали по принципу «как уж получится». Этим объясняется неизменно сохраняющееся в течение 3-4 поколений турок ощущение непостоянного пребывания в ФРГ. Диаспора подразумевает сохранение корней в стране, откуда прибыли. Чтобы в новой стране проще было решать бытовые проблемы, во многих городах были сформированы исламские гетто. Ввиду замкнутого характера гетто, где мусульмане продолжают жить по своим религиозным нормам и национальным обычаям, проще обеспечивать конспиративный характер, чем и пользуются засылаемые в ФРГ с Ближнего Востока активисты мусульманских экстремистских групп. Здесь они неизменно успешно вербуют последователей: люди в мусульманских гетто ввиду собственной добровольной оторванности от германского общества не чувствуют себя его частью, Германию называют второй родиной или отчизной считанные мусульмане.

Такова общая схема, используя которую дейстуют ближневосточные эмиссары из богатых стран региона, привозящие с собой, наряду с деньгами, и учебные планы с соответствующими идеями. По сути, идет открытый экспорт экстремизма. Они с выгодой для себя используют тот факт, что определенная часть мусульман воспринимают Германию как вынужденное пристанище. Страна, которая распахивает двери своих учебных заведений для того, чтобы новоприбывший поскорее стал осваивать язык, а с его помощью и остальной поток историко-культурных и профессиональных знаний, и поныне не ощущается бывшими жителями Туниса, Алжира, Ирана, Ирака и Сирии как страна, в которой предстоит провести десятилетия. Действующие в ней законы, основанные на принципах демократии, понимаются, в лучшем случае, как экзотические, в худшем – как враждебные, ни в чем не совпадающие с мусульманскими нормами жизни.

Тем легче исламистским вербовщикам настраивать рекрутов на «священную борьбу с неверными». Самая большая угроза для безопасности в Германии, по мнению баварского министерства внутренних дел, исходит со стороны не неонацистов, а исламистских террористов. Они распространяют «конкретные угрозы Германии», которые ведомство воспринимает со всей серьезностью. В докладе шефа земельного МВД в марте 2010 года было указано: усилился поток видеобращений, «чтобы вдохновить молодых джихадистов бороться, увеличить мобилизацию и набор» в ряды бойцов за дело Аллаха.

Проводить работу по рекрутированию, не вызывая подозрений, лучше всего, используя благовидный предлог – изучение арабского языка и Корана, чтобы читать его в оригинале. Промывание мозгов мусульманской аудитории в ФРГ ведется, разумеется, не всегда открыто, а, к примеру, путем комментирования отдельных сур Корана, при изучении биографии пророка, в ходе конкурсов по выразительному чтению Корана и других священных книг. Готовность умереть за Аллаха, карая при этом приверженцев других конфессий, втолковывает, разъясняя содержание сур, один из духовных лидеров мечети в районе Хаузен города Франкфурт-на-Майне Сабахаддин Тюркиилмаз. Имам уже давно на примете немецких спецслужб. Информация о его деятельности, в частности, о том, что в берлинском районе Нойкельн он не раз встречался с ливанскими исламистами и иранскими дипломатами, была в германских СМИ. Он неизменно твердит о шиитской солидарности и кланяется, как пророку, изображению Насраллы на плакатах. Содержание его бесед с детьми – исламизация Европы и построение «на земле неверных» государства по образцу Ирана. Мечеть в районе Хаузен в руках антисемитов и экстремистов, сообщило в апреле 2010 года радио Hessischer Rundfunk. Между тем, когда она открывалась, шиитской общиной Hazrat Fatima было объявлено: новая мечеть будет местом встреч, толерантности и транспарентности. Вместо этого – подстрекательства против Израиля. Сабахаддин Тюркиилмаз, имам, один из отвечающих за «толерантность» и ведущий занятия с группой детей, сфотографирован как участник демонстраций мусульман, он вместе с ними скандировал «Смерть Израилю!» Под маской либерала скрывается радикал, которому мусульмане поручают обучение детей, разоблачают Тюркиилмаза немецкие журналисты.

Экстремизм ближневосточного толка нашел в лице действующих легально учебных заведениях, многочисленных кружков по изучению Корана в мечетях и молитвенных домах Германии удачные способы распространения своих идей. Это касается школ с исламским наполнением различного уровня (начальные, выходного дня, частные, государственные), исламских институтов во Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, мусульманской академии в Берлине.

Обособленность, как форма существования в чужой стране, выразившаяся в создании мусульманских гетто (как правило, турецких) была как модель поведения перенесена в деятельность учебных заведений. К примеру, в числе 20 партнеров мусульманской академии Германии, основанной в Берлине в 2004 году, – а это расположенные в Берлине, Бремене, Аусбурге, Вольфсбурге, Баварии федеральные ведомства, интеграционные и частные фонды, мультикультурные академии и институты, евангелические и католические структуры, библиотеки – нет ни одной организации, представляющей представителей иудаизма и других конфессий, приверженцев которых по сравнению с мусульманской диаспорой в Германии не столь много. Между тем, в числе главных задач академии, как отмечено в ее манифесте, – способствование диалогу с представителями всех народов, религий и культур, населяющих Германию. Проекты академии представляют собой серию исследований положения женщин, воспитания детей, интеграционного процесса, кроме изучения роста радикального исламизма, хотя, по логике, именно такого рода исследовательские работы могли бы представлять особую ценность в борьбе с исламским экстремизмом и предотвращением радикализации. Напротив, осуществляется тесная связь «с многочисленнными мусульманскими организациями, представляющими различные ветви и направлениями ислама» из Турции, Ирана, Египта, Афганистана, Марокко, Судана и Пакистана. Естественно, об формированиях радикального толка ни слова, они скрыты за туманной формулировкой «организации, представляющие плюрализм мнений». Европейская толерантность допускает подобные дефиниции. Между тем, очевидна связь с действующими в названных странах радикальными группами.

Не случайно в августе 2005 года (август – начало учебного года в большинстве школ ФРГ – авт.) правительство Баварии отказало «в государственной поддержке и одобрении» исламской начальной школе в Мюнхене. По данным, обнародованным экспертами земельного МИДа, ассоциация попечителей, в ведение которой входит и данная школа, не что иное, как «ответвление экстремистской группировки». Эти доказательства представлены, в частности, земельным ведомством по охране конституции. Оно указало на тесную связь учителей школы с экстремистами египетских «Мусульманских братьев», идеи которых распространялись в ходе занятий.

Призыв к расширению исламского учения с годами – по мере прибытия новых мусульманских потоков – раздается все громче. Но министры культуры, федеральный и земельные, до сих пор не имеет законного представителя в качестве партнера по переговорам. Несмотря на то, что статьей 7 Основного закона ФРГ допускается «религиозное обучение в соответствии с принципами религиозных общин», немецкие чиновники не знают о содержательной базе такого обучения. Представители различных этно-исламских общин не в состоянии договориться о единой программе обучения: представление об исламских ценностях у арабов и турок, суннитов, шиитов и алевитов различны. Создание же отдельных учебных планов в расчете на подобные особенности может отнять десятилетия. Столько, сколько, собственно, и длятся сложные и взрывоопасные переговоры между представителями различных мусульманских течений, конца которым не видно. По этой причине еще 2 ноября 2001 года административный суд Дюссельдорфа признал, что ни одно из самых крупных на тот момент мусульманское объединений – ни Центральный совет мусульман Германии (ZMD), ни исламистская группа Milli Goerues – не вправе представлять мусульманское религиозное сообщество.

Германия практически стала страной иммигрантов, в том числе и благодаря проживающим здесь мусульманам, число которых, по разным оценкам, оценивается между 3,2-4,3 млн человек. Поскольку мусульманские традиции поощряют чадолюбие, семьи многодетны. Таким образом, доля детей, юношества, молодежи колеблется в этой многонациональной конфессиональной группе от 40 до 70 процентов. Это гипотетически означает высокий процент учащихся в школах различного уровня, от начальной до высшей.

Вот тут и рождаются для немцев проблемы. Одна из них – как, не ущемляя традиционного самосознания мусульман, совместить светскую систему образования с закрытым характером жизни в кварталах, где живут приверженцы ислама и идеей введения исламского религиозного образования в немецких школах.

Пока германские чиновники озабочены данной проблемой, в специальных школах по изучению Корана, организованных служителями мечетей, нередко идет откровенная агитация против культуры Запада, наблюдаются признаки пропаганды превосходства мусульманских устоев, отмечает исследователь ислама из Марбурга Урсула Шпюлер-Штегеманн. Согласно ее анализу, воспитание детей в духе «истинных борцов за ислам» противоречит документам баден-вюртембергского земельного ведомства по охране конституции. Мы можем со временем получить массу малообразованных националистов , говорит она, комментируя инструкции Исламского центра в Мюнхене. Этот документ нацеливает мусульман на то, чтобы «использовать любой шанс для учреждения исламского порядка во всех сферах жизни», намеренного обособления от демократии «неверных». Установки экстремистских лидеров дают свои плоды. Начиная с 2002 года, наблюдается тревожная тенденция: дети из мусульманских семей бросают учебу в немецкой школе. В 2002 году таковых было 27 %, в 2007-м – треть, в 2009-м – 35%.

Это лишь один из примеров того, как мусульмане де-факто демонстрируют свое пренебрежение к государству, в котором живут.

Понятно, что без знания немецкого языка, истории и культуры новой страны проживания врастание в общественное производство сводится к минимуму. Оставшаяся на вторых ролях молодежь – лучшая мишень для рекрутирования в ряды «борцов за дело Аллаха». Она прекрасно поддается обработке со стороны экстремистов-подстрекателей, превозносящих законы шариата над светскими. Чем хуже социальное положение мусульман в Германии, тем более они уязвимы для экстремистов, утверждает Урсула Шпюлер-Штегеманн.

Радикалы стремятся не перевоспитывать мусульман, а воспитывать их с самых юных лет. С этой целью несколько лет назад в Штутгарте была предпринята попытка организации двух нелегальных школ-интернатов. Турецкие ребята, с утра посещавшие обычную школу, с трех часов дня отправлялись на другие занятия, организованные Ассоциацией исламских культурных центров (VIKZ). Вся программа обучения – заучивание сур Корана с упором на мистический, строго-традиционный ислам. Когда полиция неожиданно пожаловала на занятия, оказалось, что самозванные учебные заведения представляли помещения, где нарушены «все строительные и гигиенические нормы, правила пожарной безопасности». То, что учреждения представляют, по существу, казармы для малолетних и нигде не зарегистрированы, руководство школ искренне удивило: оно впервые узнало, что на организацию школ требуется одобрение властей и соответствующих служб. Мало того, едва стало известно о появлении в Штутгарте подобных школ-интернатов, в правительство земли Баден-Вюртемберг посыпались запросы о создании еще 20 подобных учреждений, уже на легальных основаниях, с оплатой работы педагогов на полную ставку. По этому примеру, в таком же неприспособленном помещении, пожелали открыть школу и в Дуйсбурге. Для того, чтобы журналисты не смогли убедиться в экстремистском содержании создаваемых учебных программ, им было отказано в посещении дуйсбургского района Брукхаузен, где планировалось открыть учебное заведение. Руководители VIKZ считают нормальным явлением зубрежку Корана: «Это лучшее занятие, чем то, чем заняты обычные немецкие дети, – часами просиживать у телевизора».

Аргумент кажется убедительным. Но если бы все дело ограничивалось зубрежкой Корана. Картина экстремистского ислама в Германии довольно запутанна и неопределенна, говорит эксперт по исламу Йоханнес Кандель из фонда Фридриха Эберта. Однако если 5 тысяч голосов в едином порыве восторга скандируют «Если интеграция, то полная свобода!», понятно, на каких условиях молодые мусульмане готовы врастать в общество, на что они нацелены. На явное попрание светских законов, по которым живет Германия, уточняет Йоханнес Кандель. Сотни мусульман с удовольствием цитируют сверхконсервативного египетского имама Омара Абдель Кафи, который обращался к собратьям по вере, живущим «в государстве неверных»: «Наша важнейшая задача – распространение ислама. Мы должны покорить весь мир и исламизировать его».

Отчасти им это удается. Однако, повторяем, отчасти. Исламская федерация Берлина недавно отметила юбилей – десять лет назад федеральный административный суд официально разрешил преподавание основ ислама. Это было сделано властями столицы намеренно: в качестве противовеса преподаванию основ религии в медресе. Теперь, решили власти Берлина, это преподавание переходит под контроль правительства, при этом утверждается и согласовывается учебный план. На основе данного прецедента в земле Северный Рейн-Вестфалия (здесь наибольший процент мусульман в стране) такие же инструктивно-информационные планы созданы для 55 школ.

Нововведение оказалось настолько необычно, что поначалу дети растерялись. Вначале только 11 школьников выразили желание изучать ислам. «Тогда сотрудники Исламской федерации стали распространять идею с помощью листовок, позвав родителей и посещая их на дому. Через три недели число желающих возросло до 90, – рассказывает председатель правления Исламской федерации Бурхан Keсичи. – Да, нам пришлось распространять листовки, но это было на законных основаниях». Несмотря на правовую основу, многие родители поостереглись: зная ситуацию с распространением исламского экстремизма, либеральные семьи опасались, что их дети окажутся благодаря наличию исламской школы вовлечены в распространение радикальных идей. Подобное уже случилось, к примеру, в ряде школ земли Баден-Вюртемберг, где был услышан призыв швабского отделения турецкой исламистской организации Milli Goerues. «Вы должны выполнить посланные Аллахом через пророка Мухаммеда предписания и все сделать, чтобы они соблюдались. Вы должны понимать, насколько ложны и абсурдны другие религии и держаться подальше от них. Юные муджахеды! Вы хотя бы раз задумывались, как выполнить эти задачи?» Ответ «юных муджахедов» неизвестен. Что же касается реакции земельного ведомства по охране конституции, то она последовала незамедлительно. На призыв по формированию «стальной воли, готовности к самопожертвованию и мученичеству для осуществления воли Аллаха» оно заложило запрет за деятельность провокаторов.

Удается подобное далеко не всегда. Преподающий ислам Амир Зайдан, бывший председатель исламской религиозной общины земли Гессен, придерживался тезиса о том, что «мусульманские женщины, совершающие многодневную поездку с ночевками вне родительского или супружеского дома не имеют права оставаться там без сопровождения махрама (кровного родственника), поскольку это идет вразрез с исламскими правилами». Порядочность даже взрослой мусульманской женщины, не говоря о девочках, он измерил в километрах – удаление ее от родного очага должно быть не более чем 81 км; это то расстояние, которое может в среднем покрыть за сутки караван верблюдов в аравийской пустыне. Так неожиданно старинные ближневосточные мерки вошли в сегодняшние германские реалии.

Фундаменталисты обязывают единоверцев, живущих в Германии, придерживаться жестких правил, установленных в Мекке и Медине много столетий назад, не обращая внимание на то, что данные правила идут вразрез с германским законодательством XXI века.

В ряде высших учебных заведений действуют пропагандисты экстремизма в рамках условно названной прессой ФРГ организации Islam AG – по крайней мере, здесь все чаще обнаруживают литературу по пропаганде джихада. Как работал пропагандистский аппарат, рассказали впоследствии задержанные студенты, и даже показали, демонстрируя видеоролик о свадьбе пособника террористов Саида Бахаджи. Не свадьба, а пропагандистский ролик продолжительностью 50 минут. Террорист Рамзи Бинальшиб заявляет, что каждый мусульманин имел целью «освободить исламскую землю и землю неверных от попрания и тирана» («исламская земля» – это про Иерусалим, «земля неверных» – Германия). Затем он читает стихи об освобожденном (от евреев, естественно) Иерусалиме и выражает уверенность, что мусульманские бойцы ударят, как единая «волна огня и крови». Затем подозреваемый в терроризме Абдельгани Мзоуди вместе с мусульманами-чеченцами показывает отрезанную голову российского солдата. Текст под изображением: «Джихад порой труден. Особенно для неверных, которым наша религия предписывает перерезать горло. И хотя это для нас тоже трудная вещь, мы убиваем и продолжим убивать потомков неверных». Среди тех, кто разделяет эти взгляды, ныне сидящий в тюремной камере Мохамад Ульд Слахи, бывший студент, изучавший электротехнику в Дуйсбурге, земля Северный Рейн-Вестфалия, и кончившие более трагично – погибшие в Чечне мусульмане из Баден-Вюртемберга, чьи паспорта были найдены после боя и переданы немецким дипломатам в Москве.

Пропаганда неприкрытого насилия претит коренным жителям Германии. Поэтому соблюдение принципа взаимного доверия, на котором должны строится отношения коренных немцев и мусульман, живущих в Германии, как турки, в третьем-четвертом поколении, нередко не реализуется. Бывший баварский министр внутренних дел Гюнтер Бекштайн свое личное отношение объясняет просто: «Я регулярно читал доклады ведомства по охране конституции». О тех учителях ислама, к которым принадлежит, к примеру Ахмед аль-Халифа, родом из Египта, более 30 лет живущий в ФРГ и служащий в мечети Мюнхена, чиновник говорит так: «Внешне он выглядит как умеренный мусульманин, который стремится говорить со всеми социальными кругами. Внутри он оказывается жестким – бескомпромиссным, исламистским». Это неудивительно: в окружении Ахмеда аль-Халифы есть исламистский террорист, который был четырежды приговорен судом США к пожизненному заключению. «Всего-то два раза я с ним встречался», – невозмутимо говорит мюнхенский исламовед, не вдаваясь в подробности о содержании этих встреч. Не будем играть в наивность, замечает Г.Бекштайн. На протяжении многих лет эти внешне благообразные люди ведут исламистскую агитацию против евреев, как никто другой, и одного этого уже достаточно, чтобы не доверять им полностью.

Антисемитская, антиизраильская, антиамериканская агитация – существенная часть деятельности исламистов в светских школах, а также в школах по изучению Корана при культовых учреждениях. Если кому-то из немцев много лет казалось нелепостью обвинение соседа в совершении террористического преступления, то после 11 сентября 2001 года все стало на свои места. Многие уже не заблуждаются относительно существования мощного экстремистского мусульманского крыла в Германии. Стало понятно, что утерял свой статус безобидного и дружелюбного города Гамбург, где, как оказалось, в мечети аль-Кудс встречались студенты, причастные к угону самолетов, прошивших Всемирный торговый центр и Пентагон. Здесь, на немецкой земле, террористы, которых учили в школах Германии, принесли клятву – они готовы умереть, чтобы убивать как можно больше неверных.

Исследуя причины распространения идей ближневосточных экстремистов в учебных заведениях ФРГ, эксперты приходят к следующему выводу. Наиболее благоприятная почва складывается в среде отверженных в турецких гетто, как сами турки определили свое место и свою обособленность, селясь крупными семейными кланами в определенных кварталах немецких городов. С одной стороны, это удивительно: турки платят немцам неблагодарностью за то, что те некогда предоставили им возможность прибыть в Германию, чтобы участвовать в сотворении экономического чуда. С другой стороны, турки откровенны: они демонстрируют, что не желают встраиваться в немецкие реалии, не произнося в родных кварталах ни слова по-немецки.

Кстати сказать, турецкий язык дается им отнюдь не легче, чем немецкий. Об этом говорят данные опубликованного в апреле 2010 года в немецкой прессе исследования. Доля турок наименьшая среди других многочисленных групп иммигрантов, кто получил документ о завершении среднего образования в школе (в том числе и в гимназии), – 16 процентов, что означает: лишь каждый шестой турок заканчивает ее. Наилучшие показатели в этом секторе у поляков и у жителей бывшей Югославии, соответственно 22,7% и 20,7%. Каждый седьмой турок оставляет школу, тогда как у поляков этот показатель не превышает 1%. В результате турки – наиболее частые обладатели лишь начального образования, это сомнительное первенство они делят с итальянцами, соответственно 61% и 60,1%. Они значительно хуже, чем вышеназванные группы иммигрантов, знают не только немецкий, но и, как указывалось, родной турецкий язык.

Со знания немецкого начинается интеграция. Выступая в Анкаре 4 февраля 2008 года с докладом «Интеграция турецких мигрантов в Германии», в ту пору федеральный министр внутренних дел В.Шойбле расшифровал, «что мы понимаем под интеграцией, что мы ожидаем от иммигрантов и что они могут ожидать от нас». Интеграция означает не просто ассимиляцию в немецкий образ жизни, в то время как надо отказаться от своих культурных корней. « Интеграция не имеет ничего общего с отрицанием происхождения и самобытности, а позитивное восприятие жизни и ценностей в новом доме». Это – принадлежность к сообществу, общее понимание того, как жить вместе в обществе. «Интеграция означает, прежде всего, участие в жизни общества – социально, экономически, культурно и политически. Здесь мы имеем в общей сложности все, чем человек богат», подчеркнул министр. Богатство подразумевает и европейский общеобразовательный уровень. Практика показывает, что в этом вопросе существуют проблемы.

Несмотря на то, что турки в Германии присутствуют дольше остальных групп мигрантов (с 1961 года, фактически 50 лет), их степень интегрированности оценивается как наихудшая. Наиболее эффективный путь к освоению профессии и дальнейшему развитию карьеры – поступление в высшую школу. По данным 2006-2007 гг., на одного турка-студента вуза приходится четверо поляков и два грека. Пособие по безработице получают 15,2% турок при том, что греков – вдвое меньше. Число самостоятельно работающих турок втрое меньше, чем поляков, и в 2,5 раза меньше, чем греков. Численность турчанок, получающих образование, самое высокое в названных группах (10,5%), однако и доля среди них домохозяек наиболее высокая: вдвое выше, чем итальянок, в полтора раза выше, чем полячек; полностью и частично занятых женщин в общественном производстве у турчанок – 22%, тогда как у итальянок, полячек, гречанок, жительниц бывшей Югославии – 40-43%.

Все эти исследования проходят в рамках действующего в ФРГ с 1 января 2005 Закона об иммиграции, на основе которого развивается диалог с различными этническими группами, прибывшими в ФРГ на ПМЖ. Согласно Закону, осуществляется интеграционный курс для всех прибывших из-за рубежа с долгосрочным разрешением на жительство и предоставляющий больше прав для иммигрантов, уже проживающих в Германии. Программа предусматривает не только изучение немецкого языка (600 часов обучения), но и преподавание основ правовой и политической системы Федеративной Республики Германии. Это касается областей права, истории и культуры. Концепция обучения построена таким образом, чтобы дать представление, в том числе и прибывшим из стран арабского и неарабского Востока, о ценности германской Конституции, помочь принять позитивную оценку немецкого государства, заинтересованном в скорейшей интеграции прибывших. С этой же целью федеральное министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи (BMFSF) сформировало в апреле 2006 года воспитательно-образовательный альянс, в который входят представители различных конфессий. По существу, создано общенациональное объединение организаций, которые работают на интересы семей, независимо от религии, которую они исповедуют, христианскую, иудейскую или мусульманскую. Цель данной инициативы, направленной, прежде всего, на глав семей, – воспитание навыков толерантности в условиях многокультурного и многоконфессионального германского общества. Она дает возможность не закрываться в национальной диаспоре, придерживаясь рутинных устоявшихся форм жизни, но и активно общаться с представителями иных национальностей, религий, культур. Концепция общенационального объединения, предпринятая BMFSF, направлена в том числе и на поощрение уважения человеческого достоинства и борьбы со всеми формами экстремизма. В рамках данной федеральной программы в 2007-2010 гг. проводятся ограниченные по времени пилотные проекты, в которых важную целевую группу составляют мусульманские иммигранты.

Одновременно сделаны выводы по результатам завершившихся в министерстве внутренних дел исследований. Они представляли собой комплексное научное изучение по теме «Интеграция и интеграционные барьеры для мусульман в Германии». Оно также предусматривало широкую перспективу для понимания процесса радикализации мусульман и противодействия ему.

Определенную роль в процессе играет деятельность созданной в сентябре 2006 года «для диалога между немецким государством и мусульманами Германии» немецкой исламской конференции (DIK), работу которой поддержал тогдашний федеральный министр внутренних дел Вольфганг Шойбле. Фактически это был первый в истории современной Германии межкультурный диалог немецкого государства и мусульман на федеральном уровне. Встречи в рамках DIK, представлявшей различные исламские организации, земли и общины, помогли определить пути социальной интеграции мусульман, проживающих в Германии. Три рабочие группы обобщили как вопросы религиозной практики, так и пути сотрудничества в различных областях жизни: этнической, культурной и внутриконфессиональной. Особое место заняли обсуждения за круглым столом по теме «Безопасность и исламизм». Было решено, в частности, укрепить усилия по борьбе с исламистским экстремистским влиянием, шире пропагандировать общечеловеческие ценности среди мусульман. Обсуждая эти проблемы, эксперты неизменно выражали тревогу по поводу нарастающей угрозы радикальных настроений, характерных для немецких школ с исламским наполнением. Идеи насилия по-прежнему овладевают сотнями умов, становясь барьером между «юными моджахедами» и немецким законом.

Использованы данные сайтов федерального МВД, земельных ведомств по охране конституции, EuropeNews, Der Spiegel и других немецких СМИ.


И.С.Берг
Источник: "Институт Ближнего Востока "


 Тематики 
  1. Германия   (332)
  2. Радикальный исламизм   (241)