В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Глобальная ситуация, перспективы мирового развития и задачи антиглобалистского движения

Особенностью текущего исторического момента является интенсивное формирование единого духовного (идейно-религиозного, научно-технологического и культурного) и экономического мирового пространства, в сочетании с созданием единой системы безопасности, как важнейшего условия выживания Человеческой цивилизации в будущем.

Важнейшими факторами, определяющими направленность развития цивилизации на современном этапе, являются:

1.Начавшийся процесс глобальной интеграции человечества на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности развития.

2.Интенсивное формирование единой мировой системы власти в условиях доминирования в мире блока стран западной цивилизации во главе с США.

3.Интенсивый рост численности населения Земли в условиях нарастания объемов потребления западной цивилизации с приближением к критическому порогу уровня экодавления на всю сферу обитания Земли.

4.Глобальный промышленно-сырьевой дисбаланс, состоящий в том, что наибольший промышленный потенциал сосредоточен в США, странах Европы и Японии, тогда как основные энергетические и сырьевые ресурсы сосредоточены в России и странах третьего мира.

5.Появление на мировой арене самостоятельных геополитических субъектов транснационального характера.
Именно эти черты привели к несоответствию существующего мирового порядка (сложившегося во второй половине 20-го века в рамках биполярной системы) реалиям начала 21-го века.

Следствием этого несоответствия стал глобальный кризис, ведущее противоречие, которого лежит между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.
Этот кризис является одним из самых глубоких и масштабных в истории Человечества и носит цивилизационный характер, охватывая практически все стороны жизни современного Человечества.

Примечание: Следует подчеркнуть, что развивающийся мировой кризис не является финансовым, как его пытаются подать нынешние мировые лидеры, оправдывая гигантские и ничем не оправданные финансовые вливания в банковский сектор, а носит именно всеобщий, цивилизационный характер. Именно по этой причине меры, ориентированные на преодоление именно финансового кризиса не позволяют и, можно смело утверждать не позволят, разрешить этот кризис, а значит, и устранить его проявление в финансовой сфере – финансовый кризис.

К основным диспропорциям и противоречиям, непосредственно породивших развивающийся кризис можно отнести:

1. Противоречие между ростом производства-потребления и имеющимися ресурсами, необходимыми для развития, возможностями экосистемы Земли.
Разрешение этого противоречия возможно только за счет сокращения потребления. Возникает вопрос – как и за счет кого?

2. Диспропорциями в распределении промышленных мощностей и сырья, породивших конфликт интересов между промышленно развитыми странами и странами-поставщиками сырья.

Разрешение этого конфликта возможно, либо установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо достижением контроля промышленно развитых стран над основными планетарными сырьевыми ресурсами путем установлением их господства (в какой-либо форме) над странами-поставщиками сырья.

3. Противоречием между «бедными» развивающимися странами и «богатыми» промышленно развитыми.
Его разрешение также возможно, либо за счет установлением более справедливых глобальных товарно-денежных отношений, либо фактическим уничтожением суверенитета развивающихся стран, установлением над ними в той или форме военно-политического контроля стран промышленно развитого Запада.

4. Противоречием между нациями, национальными элитами и транснациональной элитой.
Его разрешение возможно, либо построением единого мирового государства, где будут доминировать наднациональные органы власти и различные иные транснациональные субъекты, с радикальным ослаблением или полным устранением государственных суверенитетов, либо создания мирового порядка, как сообщества суверенных государств, отражающих интересы своих народов, где наднациональные органы играют лишь координирующую роль, а транснациональные структуры не имеют самостоятельной политической субъектности.

5. Противоречие между объемом мирового «финансового пузыря» и масштабом реального сектора мировой экономики.
Его разрешение возможно либо устранением (в какой-либо форме) мирового «финансового пузыря», что чревато утратой власти транснациональной финансовой элитой, либо его «конверсией» в реальный сектор экономки, что будет означать установление безраздельного экономического господства транснациональной финансовой элиты над миром.

6. Противоречие между огромной мировой финансовой властью транснациональной финансовой элиты и отсутствием ее политической субъектности.
Его разрешение может быть осуществлено либо построением единого мирового государства, с преобразованием нынешней транснациональной финансовой элиты в единственный субъект мировой власти, либо устранением финансового господства транснациональной финансовой элиты в системе международных экономических отношений с восстановлением экономического суверенитета государств.

7. Противоречие между бездуховностью «свободного рынка», порождающей власть денег и духовными основами существования различных цивилизаций, формирующих цивилизационные различия, порождающих власть идей (в той или иной степени).

Разрешение этого противоречия возможно только за счет установления единой духовной основы мирового порядка.
Диспропорции и противоречия, породившие начинающий свое развитие цивилизационный кризис охватывают все сферы жизнедеятельности Человечества и соответственно изменения в обществе, направленные на устранение этого кризиса должны будут охватить все аспекты мирового порядка. То есть речь идет построении качественно нового мирового порядка, по всем основным аспектам, отличающимся от настоящего.

Эта проблема не нова. Уже со средины 90-х годов вопрос о построении нового мирового порядка, его облике и стратегии формирования активно обсуждается в политической и экономической элитах, а также в экспертном сообществе практически всех ведущих стран мира.

А различные представители администрации Буша открыто в самом начале 21 века неоднократно провозглашали целью внешнеполитической деятельности США в 21 веке создание нового мирового порядка.

Возможные пути преодоления цивилизационного кризиса

Выход из этого кризиса возможен только за счет устранения ведущего противоречия породившего его, которое может быть разрешено по одному из двух путей: либо сокращением численности потребителей с сохранением и дальнейшим ростом всех видов потребления у оставшихся, либо изменением образа жизни, когда будет сокращена наиболее экоопасная часть потребления – "престижная", а ценность человека (если хотите его "престиж") будет определяться уровнем его личного развития, в первую очередь духовного, во всем его многообразии.

В условиях, когда происходит глобальная интеграция человечества в единую семью экономически, информационно и духовно, выбор пути разрешения глобального кризиса будет означать много большее – установление единой для всего человечества основы – идеи существования. Соответственно двум путям разрешения глобального кризиса возможны две модели – две идеи строительства Единого глобального общества:

Первая, которую можно назвать сообразно ее сути, как "мир цивилизационной иерархии", когда немногие "избранные", определив себя как "интеллектуальное ядро человечества", сохраняют и увеличивают достигнутый уровень потребления, за счет жестокой эксплуатации остального Человечества с искусственным сокращением его численности, доведением до критически минимального уровня его материального потребления и духовной деградации.

Идейной основой этого направления стала абсолютизация экономических аспектов глобализации, предполагающая доминирование интересов развития "межнациональных производящих ядер" над интересами развития отдельных народов и цивилизаций.

По существу это механический перенос узкофункциональной организационно-технической системы, ориентированной на материальное производство и потребление на живой организм – цивилизацию – ее омертвление, логичный результат развития идей "прогрессизма".

Реализация этой модели предполагает исчезновение межцивилизационных различий – "унификацию" народов, по сути исчезновение самих цивилизаций, с разделением всего человечества на две "суперцивилизации" – "Золотой миллиард" и все остальные "эксплуатируемые недочеловеки".

Этот подход предполагает узкую специализацию народов и цивилизаций на основе мирового разделения труда, которая неизбежно ведет к резкому сужению их "поля развития" и деградации, как эксплутируемого большинства, так и самого "Золотого миллиарда". Это гибельный для человеческой цивилизации путь.

Вторую модель Единого глобального общества можно было бы назвать как "цивилизационная взаимоподдержка" или "цивилизационная гармония", концептуальной основой которой является идея о глобализации мира, как новом этапе развития единого живого организма – человеческой цивилизации в целом, во всем многообразии ее цивилизационных типов и Планеты как среды ее обитания, когда цель глобализации состоит не в "унификации", а в развитии всех существующих цивилизаций, с сохранением и расширением для каждого народа и цивилизации "поля развития", что составляет основу развития каждого из них и всех вместе. Это путь в будущее. Его некоторые основные черты будут рассмотрены ниже.

То есть по сути дела сегодня борьба ведется за то, на каких духовных основах будет построен новый мировой порядок: или в основе нового мирового порядка будет положен индивидуализм, эгоизм, подавление одного субъекта другим, принцип выживания за счет других, или в основу мировых отношений будет положена общинность, доминирование общих интересов совместного выживания и развития, над частными, принцип совместного выживания за счет взаимоподдержки.

Основные геополитические силы и противоречия, возможные варианты разрешения глобального кризиса

Развитие Цивилизации определяется тремя основными геополитическими силами – транснациональным сообществом, Западной цивилизацией, главным образом ее элитой, и совокупностью "традиционных духовных цивилизаций", к числу которых, прежде всего, относятся исламская, православная, буддистская и конфуцианская (китайская).
При этом, элита Западной цивилизации и транснациональное сообщество действуют как единая система, поскольку задачи и методы их действий на данном этапе у них совпадают.

Элиты Западной цивилизации и транснационального сообщества, вместе с сомкнувшимися с ними частью политико-экономической элиты других народов, определив себя как "Золотой миллиард", наиболее развитая часть всей человеческой Цивилизации, призванная доминировать над остальными народами и цивилизациями, опираясь на экономическое, информационное и военное могущество Западной цивилизации, строит монополярный мир с применением всех видов духовного, информационного, экономического и военного насилия.

"Традиционные духовные цивилизации", в первую очередь, это исламская, православная и конфуцианская (китайская) противостоят установлению мирового господства элит Западной цивилизации и транснационального сообщества и стремятся к созданию многополярного мира.

Это противостояние составляет существо главного геополитического противоречия современности, которое проявляется:

– в экономической сфере – в противопоставлении стремления элит стран Запада, прежде всего США, расширить и закрепить свой глобальный экономический контроль с обеспечением для себя односторонних преимуществ и стремления других стран мира вырваться из-под этого контроля и создать собственную высокоэффективную экономику;

– в духовной сфере – противопоставлении либеральных ценностей западной цивилизации, индивидуализма, приоритета личности над обществом, порождающих власть денег, и традиционных ценностей, характерных для Православия и Ислама, доминанты общинности, приоритета общего над частным, порождающих власть идей;

– в сфере безопасности – противопоставлении двух принципов обеспечения безопасности “доминирующего подавления” и “баланса силы”. Первый принцип предполагает существование единого абсолютно превосходящего центра силы, которые проблемы мировой безопасности решает прямым военным подавлением или угрозой такового, с ограничением государственного суверенитета и расширением полномочий наднациональных органов власти. Второй – обеспечение безопасности за счет формирования баланса сил на глобальном и региональном уровне, с усилением суверенитета государств.

К числу других противоречий геополитического уровня относятся:

1. В экологической сфере – между растущим промышленным производством ведущих стран мира и ограниченными возможностями их экологии. Это противоречие пытаются разрешать в рамках модели мондиализма за счет “экспорта отходов”.

2. В демографической сфере – между перенаселенностью одних стран, прежде всего стран Азии и Африки, и низкой плотностью населения в других районах мира.

3. В экономической сфере – между ускоренным ростом промышленности стран Европы, а также развитых стран Азии с соответствующим нарастанием объемов потребляемого сырья и его ограниченными запасами на Планете.
Анализ возможных вариантов разрешения дисбалансов и противоречий, породивших этот кризис показывает, что они носят антагонистический характер и без существенного ущемления интересов тех или иных крупнейших геополитических субъектов этот кризис разрешен не будет. А это означает высокую вероятность применения военной силы для их разрешения.
Учитывая мировой характер кризиса можно полагать, что и масштаб применения военной силы для его разрешения может приобрести мировой масштаб.

Таким образом, можно утверждать, что развивающийся цивилизационный кризис с весьма высокой вероятностью может породить новую мировую войну и может быть разрешен по ее итогам.

Некоторые принципиальные черты перспективного мирового порядка по модели «цивилизационной гармонии»

После распада социалистического лагеря и СССР в мире безраздельно господствует капитализм, порой в самых диких, первобытных формах.

На геополитическом уровне это проявляется в проводимой в мире глобализации по модели «Золотого миллиарда». По сути дела строится новое, уже глобальное рабовладельческое общество.

К сожалению надо констатировать, что пока противодействие деятельности «глобализаторов» недостаточно эффективно, несмотря на то, что ресурс противостоящих им сил достаточен для срыва этого сценария.

Одной из главных причиной этого является отсутствие четко проработанного облика глобального мироустройства, отвечающего требованию всестороннего, равноправного и бесконфликтного развития всех цивилизаций Земли соответствующего реалиям постиндустриального, информационного общества или хотя бы принципов глобального мироустройства, обеспечивающих выживание и развитие цивилизационного многообразия в условиях глобализации.

Анализ фундаментальных основ (исключая внешнюю, обрядовую форму) жизнедеятельности традиционных цивилизаций, а также религий и идеологических систем, лежащих в их основе, позволяет сформулировать некоторые основополагающие принципы мироустройства, которые им отвечают.

Эти принципы определяют тип цивилизационного развития, в соответствии с которым строится Мировое сообщество. От того, на каких основах строится Мировой порядок в определяющей степени зависит не только благополучие, но и само выживание того или иного государства, а значит и народа.

Мировой порядок определяет условия обмена различными ресурсами на Планете, без которого сегодня невозможно развитие ни одного народа. Если этот порядок несправедливый, дискриминационный, то одни народы развиваются за счет других, лишая их перспективы развития, порождая войны и вооруженные конфликты.
Мировой порядок определяет и характер угроз практическим всем государствам мира, вне зависимости от их могущества.

Как показывает анализ, наиболее полно отвечает основам жизнедеятельности традиционных цивилизаций такой миропорядок, в основе которого положена идея равноправия цивилизаций, когда нет «плохих» и «хороших» народов.

В числе основных принципов, на которых мог бы основываться такой миропорядок можно отметить следующие:
Неограниченности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что каждая цивилизация и государство не ограничивается в направленности своего совершенствования путем "привязки" к какой-либо функции в рамках мирового разделения труда.

Согласованности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что развитие каждой из цивилизаций осуществляется так, чтобы обеспечить всестороннее развитие всего сообщества в целом. Реализация этого принципа позволит избежать неравномерности развития различных цивилизаций, обеспечит гармоничное развитие всех сфер деятельности всего сообщества и каждой из цивилизаций в нем.

Цивилизационной взаимоподдержки, существо которого состоит в том, что основой межцивилизационных отношений вместо конкуренции становится взаимоподдержка и взаимопомощь.

Цивилизационного равноправия, существо которого состоит в том, что межцивилизационная взаимоподдержка должна строиться на основе равноправного и равноценного обмена материальными и духовными ценностями, при котором исключается эксплуатация одних стран и цивилизаций другими.

Взаимной безопасности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что в своем развитии различные цивилизации и государства не допускают ущемление возможностей развития других цивилизаций (стран) сообщества и исключают создание им каких-либо угроз.

Перечисленные принципы определяют некоторые важнейшие черты облика перспективного мироустройства, геополитической конфигурации мира, которая определяется таким вариантом расстановки геополитических центров силы, их группированием по геополитическим союзам, их экономическому, духовному и военному потенциалу и уровню влияния на развитие духовной и экономической сфер жизни Цивилизации в целом, а также на состояние ее безопасности.

Совершенно очевидно, что мир должен быть многополюсным, когда каждая из цивилизаций представлена достаточно самостоятельным и могущественным центром геополитической силы.

Основным и единственным субъектом международного права должны оставаться государства, поскольку только государства могут представлять, олицетворять и защищать все аспекты народной самобытности и права народов во всем их многообразии.
Различные транснациональные образования, вне зависимости от их могущества, не могут быть субъектами международного права поскольку они представляют собой клановые структуры, преследующие частные интересы преимущественно в материальной сфере.

Новый мировой порядок должен быть ненасильственным, когда применение военной и иной силы допускается только для защиты прав народов, в случаях, закрепленных в международно-правовых документах.

Регулирование жизнедеятельности Человечества в целом должна опираться на эффективную международно-правовую базу, с использованием дееспособных органов управления цивилизационным развитием в целом, обеспечивающих регулирование жизнедеятельности Цивилизации в целом.

Одним из важнейших направлений в этом направлении может стать возрождение авторитета и влияния ООН, с превращением ее в действительно основной орган реализации международного права, а не в инструмент оправдания действий тех или иных могущественных государств или коалиций.

Можно полагать, что миропорядок, построенный на таких принципах будет привлекателен для большинства народов мира.

Однако очевидно, что для детальной выработки облика этого миропорядка необходимо участие ученых, политиков и духовных лидеров всех основных стран, представляющих все основные цивилизации планеты.
Партии и движения антиглобалистов могли бы стать инициаторами формирования такого сообщества.

Цели и задачи мирового антиглобалистского движения на ближайшую перспективу

Важнейшими проблемами мирового антиглобалистского движения, которые не позволяют развернуть эффективные действия в мировом масштабе и существенно повлиять на развитие мировой ситуации, можно отнести следующие:

1.В идеологическом отношении – отсутствие полноценного обоснования идеи борьбы. Это выражается в том, что выступая против проводимой сегодня модели нового миропорядка, международное сообщество антиглобалистов не предложило в замен ему альтернативную модель перспективного мироустройства и понятной стратегии его строительства.

2.В организационном отношении:

– отсутствие эффективной системы управления на международном уровне, что существенно осложняет оперативное реагирование всего международного сообщества антиглобалистов на различные внезапно возникающие события, требующие своевременной реакции;

– отсутствие планирования деятельности мирового антиглобалистского движения, что вынуждает работу международного сообщества антиглобалистов строить на принципе реагирования на деятельность глобализатопров;

– применение в работе не самых эффективных методов, что определяется отсутствием должного научно-практического обоснования выбора методов борьбы.

3. В материальном отношении – ограниченным располагаемым материальным ресурсом, что определяется (помимо двух выше указанных причин) недостаточным влиянием в органах власти национальных государств, а также в бизнес сообществе, прежде всего в среде среднего и малого бизнеса, которые будут одними из первых жертв глобализации по модели «Золотого миллиарда» и поэтому объективно являются опорой мирового антиглобалистского движения.

4. В социальном отношении – явно недостаточный охват потенциальной социальной базы мирового антиглобалистского движения, что определяется недостаточно эффективной пропагандистской и аналитической работой.

5. В интеллектуальном отношении – низкой эффективностью интеллектуального обеспечения целенаправленных практических действий мирового антиглобалистского движения. При наличии значительного интеллектуального потенциала в составе мирового антиглобалистского движения это связано с отсутствием на международном уровне должной организации научного сотрудничества.

Сегодня ситуация у «глобализаторов» также достаточно сложная.

Геополитическое положение мировых элит, строящих новый мировой порядок по модели «Золотого миллиарда» пока ещё является недостаточно устойчивым и существенно пошатнулось в последний год.

Решительно укрепить его только за счёт инструментов экономического, информационно-психологического, дипломатического и иного давления, а также применения военно-полицейских операций, по типу действий в Югославии, Афганистане, Ираке, уже невозможно.

Попытки с опорой на военную мощь США и части стран НАТО проводить военно-полицейские операции в исламском мире привели к возникновению противоречий со стратегическими союзниками, но не достигли конечного результата.

Неспособность США самостоятельно довести до победного конца свои действия в Ираке и Афганистане, на фоне вынужденного отказа в военной поддержке этого со стороны даже ближайших сателлитов, означают глубокий кризис политики проводимой доминирующим мировым центром силы.

Ситуация усугубляется нарастающим процессом региональной консолидации – созданием региональных союзов стран в Южной Америке, на Ближнем Востоке и на евразийском континенте, ориентированных на проведение самостоятельной политики, не зависимой от глобального центра силы, а порой откровенно противостоящего ему (в частности в Южной Америке).
Исключительно сложной является ситуация в экономике, внося в действия доминирующего мирового центра силы временные ограничения и порождая его стремление ускорить глобальные преобразования.

Ускоренными темпами ухудшается ситуация для «глобализаторов» в духовной сфере.

Развивающийся кризис демонстрирует несостоятельность существующей экономической модели, основанной на либеральных ценностях.

Сильно подорвали влияние либеральной идеологии грубые внеправовые действия руководства США и стран НАТО в первом десятилетии 21-го века, особенно развязанные ими вопреки международному праву войны в Югославии, Ираке и Афганистане, а также военные операции Израиля в Ливане и Палестине.

Большой вклад в дискредитацию либеральных идей вносит легализация наркотиков и различных форм половых и иных извращений, в частности гомосексуализма, политика двойных стандартов в международных отношениях.
В итоге либерализм, как идеологическая основа разрушения традиционных идейно-религиозных систем (что является важнейшим этапом строительства глобального мира по модели «Золотого миллиарда») продолжает утрачивать свое влияние в мире.

Таким образом, сегодня складываются весьма благоприятные условия для развертывания качественно более эффективной борьбы на международном уровне против проводимой модели глобализации.
Для этого необходимо устранить те слабые стороны мирового антиглобалистского движения, которые мешают его эффективной деятельности.

В этой связи целью действий международного антиглобалистского движения на ближайшие 2-3 года может быть избрана: достижение необходимого для эффективных действий на мировой арене уровня организации антиглобалистского движения, прежде всего, в международном масштабе и завершение полного оформления, хотя бы на концептуальном уровне идейной основы своей борьбы.

   Достижение этой цели может быть осуществлено решением следующих основных задач:

1. Формирование принципов строительства и Облика перспективного мирового порядка на новом этапе развития Человеческой Цивилизации.

2. Достижение минимально необходимого, для согласованных систематических действий на мировой арене, уровня организации международного антиглобалистского движения.

3. Выработки наиболее эффективных методов борьбы с использованием последних достижений в области современных технологий политического и иных видов социально-политического противоборства.

4. Расширение влияния в среде среднего и малого бизнеса, органах власти национальных государств, для обретения минимально необходимого материального и информационного ресурса для ведения эффективных международных действий.

Решение этих задач возможно осуществить сосредоточив усилия по следующим приоритетным направлениям в ближайшие 2-3 года:

1. Идеологическое, состоящее в выработке принципов мирового устройства на новом этапе развития Человечества, отвечающего интересам выживания всех народов Планеты, а также облика мирового устройства, хотя бы в основных его чертах. Для этого необходимо сформировать инициативную рабочую группу, главным образом, из видных ученых и организовать ее работу в Интернет-пространстве.

2. Научно-практическое, состоящее в выработке наиболее эффективных в современных условиях методов и форм борьбы, а также целесообразных организационных структур. Для этой работы также необходимо создание инициативной рабочей группы с организацией ее работы в Интернет-пространстве. Однако ее основу должны составить практики и ученые, связанные с исследованием проблем социальной борьбы в различных формах.

3. Организационное, состоящее в формировании основы международной системы управления с переходом плановые и согласованные в международном масштабе систематические действия.

4. Пропагандистское, состоящее в выработке достаточно универсального для различных стран пропагандистского материала с его распространением в различных формах в национальных государствах.

В качестве исключительно важного направления, следует также признать индивидуальную работу с представителями бизнес-сообщества и властных структур национальных государств.


Сивков К.В.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга
Источник: "Геополитика.ру "


 Тематики 
  1. Мир под эгидой США   (1331)
  2. Глобальная экономика   (469)