В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Газовому картелю быть

Алжир, который 19 апреля 2010 г. принимает участников заседания Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ), начал прощупывать международную реакцию на перспективы превращения этой пока консультативной организации в газовый аналог нефтяного картеля ОПЕК. Глава алжирского Министерства энергетики и шахт Шакиб Хелиль призвал сократить экспорт газа, чтобы остановить падение цен.

Все информационные агентства процитировали высказывание алжирского министра, сделанное 18 марта на сессии стран – экспортеров нефти ОПЕК в Вене: «Необходимо восстановить баланс спроса и предложения на мировом газовом рынке, следует сократить объемы поставок газа». На правах хозяина ближайшего заседания Алжир предлагает повестку дня, основной упор в которой будет сделан на состояние газового рынка и усиление координации действий между ведущими членами ФСЭГ. Постоянными членами форума наряду с Алжиром являются Россия, Катар, Египет, Венесуэла, Нигерия, Ливия, Иран, Боливия, Экваториальная Гвинея, Тринидад и Тобаго.

Однако координация действий может пониматься по-разному. Судя по заявлению Шакиба Хелиля, целью организации должно стать квотирование объемов поставок газа для оказания повышательного воздействия на газовые цены. А это и есть картельная практика, против которой так отчаянно выступали страны-потребители газа.

Сегодняшняя ситуация на рынках такова, что даже всегда лояльный потребителям Алжир вынуждает настаивать на сдержанности в экспортных аппетитах производителей газа. Это в первую очередь относится к поставщикам сжиженного природного газа (СПГ). Прорыв американских производителей в области добычи нетрадиционных видов газа, прежде всего сланцевого, в сочетании с экономической рецессией и небывалой волной новых поставок СПГ привёл к перенасыщению рынка США и тем самым «закрыл» крупнейший рынок для экспортеров. В первую очередь пострадали поставщики СПГ, которые наращивали мощности по сжижению и транспортировке газа с прицелом на рынок США. В 2009-2010 гг. только в странах АТР намечены к вводу новые мощности по производству СПГ в объеме 34 млрд. куб. м, и это тоже ускорит перенасыщение американского рынка. Что касается Европы, то после ввода в действие новых ближневосточных заводов Qatargas-2 и Ras Laffan-3 общей мощностью примерно в 40 млрд. куб. м к числу перенасыщенных станет относиться и европейский рынок. По оценкам Wood Mackenzy, в период 2010-2012 гг. ёмкость свободного рынка газа (не включающего долгосрочные поставки или контракты «бери или плати») в Европе составит около 70 млрд. куб. м. А предложение в этом сегменте составил около 140 млрд. куб. м трубопроводного газа и СПГ.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), сейчас превышение предложения СПГ над спросом составляет около 30%. И эти объёмы ставшего ненужным американцам СПГ оказались на европейском и азиатском спотовых рынках, в результате чего буквально обрушились спотовые цены на газ – в 2,5 раза по сравнению с максимумами 2008 г. По прогнозу газеты Financial Times, спотовые цены к лету могут снизиться до восьмилетнего минимума – $110 за тыс. куб. м. Это притом, что Россия, например, поставляет газ в среднем по долгосрочным контрактам $230-250 за тыс. куб. Столь низкие биржевые котировки заставляют покупателей сводить к минимуму отбор газа по долгосрочным контрактам и оказывать давление на поставщиков с целью облегчить условия, призванные гарантировать экспортерам хотя бы объемы – вроде принципа «бери или плати».

«Россия экспортирует газ по долгосрочным контрактам, так что для нас эта тема [предложение Алжира] неактуальна», – процитировала газета «Ведомости» мнение замминистра энергетики РФ А. Яновского. Однако заместитель министра, возможно, поспешил: стремление покупателей снизить отбор газа по схеме «бери или плати» до нижней допустимой контрактом границы и максимально перейти на спотовый рынок вполне может привести к пересмотру самих контрактов с точки зрения этой нижней границы. И коснётся это не только продавцов трубопроводного газа, но и поставщиков СПГ, которые уже в прошлом году начали предлагать покупателям немыслимые ранее уступки вроде гибкого объёма поставок или участия в акционерном капитале СПГ-проектов. Несут они и ценовые потери. К октябрю 2009 г. индекс цены СПГ по японской нефтяной корзине (JCC) был на 14% ниже паритетной цены (газ = нефть по теплоёмкости).

Не лучше и ситуация с трубопроводным газом. Газпром вынужден не только прощать покупателям неустойку за невыбранные объёмы, но уже оказался втянут в совсем ненужные ему переговоры по смягчению условий имеющихся долгосрочных контрактов, жертвуя прибылью и гарантиями в обмен на максимальное сохранение объёмов. В результате сокращения спроса доходы от экспорта российского газа в Европу сократились более чем на 50%.

Судя по всему, ситуация продолжит ухудшаться, и рынок будет всё больше благоприятствовать покупателям газа. Именно об этом говорилось 22 марта на состоявшейся в ИМЭМО РАН презентации серьёзного аналитического доклада, подготовленного компанией Wood Mackenzie совместно с Центром изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН.

Исследование под названием «Новая эра для российского газового сектора: в поисках равновесия» посвящено анализу неопределённостей, с которыми предстоит столкнуться российской газовой отрасли до 2030 года. Нерегулируемый инерционный прирост мощностей СПГ-проектов приведёт к ещё большей конкуренции с трубопроводным газом и обострению конкуренции производителей на основных рынках. Безусловно, в докладе не шла речь об организованном сокращении предложения газа на рынках, однако само содержание работы и прогнозы специалистов приводят именно к такому решению. Ажиотажное наращивание мощностей и дальнейший бездумный выброс избыточных объёмов на спотовые рынки – основная причина нынешних ценовых трагедий и неопределённого будущего.

Поэтому, что бы ни говорили о долгосрочных контрактах и неких гарантиях отбора, защититься по схеме «бери или плати» скоро станет крайне сложно. Как и отстаивать свою долю рынка и удерживать запланированные объёмы поставок. Принцип «каждый за себя», который до сих пор проповедовали поставщики газа, сработал на руку потребителям. Поэтому призыв Шакиба Хелиля к скоординированным действиям газовиков на мировых рынках сейчас особенно актуален. Надо полагать, его услышат и участники конференции ФСЭГ в алжирском Оране.

В Москве появились признаки сближения с позицией Алжира. России и Катару, являющимися крупнейшими в мире производителями углеводородного сырья, прежде всего газа, необходимо координировать совместную работу на газовом рынке, заявил 23 марта премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с премьер-министром Катара Хамадом бен Джасемом Аль Тани. А координация действий этих трёх основных поставщиков газа в Европу, к которым в любом случае присоединятся Иран, Венесуэла, Оман, позволит выработать новые методы стабилизации европейского газового рынка. Пусть это будет даже временное сокращение предложения газа.

Да и в Европе специалисты начинают понимать необходимость регулирования и координации ставшего слишком уж непредсказуемым газового рынка. «Я не думаю, что мы уже достигли стадии формирования газового картеля. Однако, если продолжится падение цен, мы окажемся в иной ситуации к середине этого года. Картели работают, когда производителей загоняют в угол», – заявил аналитик Оксфордского института энергетических исследований Джонатан Штерн.


Игорь ТОМБЕРГ – Руководитель Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН, профессор МГИМО МИД РФ.
Источник: "Фонд стратегической культуры"


 Тематики 
  1. Энергополитика   (222)