В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Запад мобилизует усилия, стремясь добиться ревальвации юаня

Признаки мобилизации странами Запада усилий с целью добиться от Китая ревальвации его национальной валюты – юаня отчетливо проявили себя на прошедшей неделе. В частности, речь идет о событиях, которые продолжили и усилили тенденцию к нарастанию взаимного недоверия между США и Китаем, возникшую несколько недель назад после объявления Вашингтоном о продаже Тайваню современных вооружений, встречи президента Барака Обамы с далай-ламой, неожиданного заявления компании "Гугл" о намерении покинуть китайский рынок по причине цензуры Интернета.

Сейчас к этому списку добавилась еще одна – не такая уж новая, но актуализировавшаяся тема противоречий: 16 марта 130 членов Конгресса США направили министру финансов Тимоти Гайтнеру письмо с призывом официально признать в готовящемся к публикации полугодовом докладе Минфина тот факт, что Китай "манипулирует обменным курсом своей валюты, завышая его".

Одновременно пять сенаторов по главе с демократом Чарльзом Шумером внесли законопроект о введении более жесткого мониторинга обменных курсов валют со стороны администрации президента США. Защищая необходимость подобного документа, Шумер заявил, что "манипуляции Китая с курсом своей валюты способствовали нынешней рецессии, а сейчас затрудняют выход мировой экономики из кризиса".

По мнению Шумера, сейчас обменный курс юаня завышен на 27,5 проц. На эту сумму сенатор предлагает увеличить налог на импорт в США китайских товаров и услуг.

Минфин США должен представить свой полугодовой доклад 15 апреля. В результате, по словам лондонской газеты "Файнэншл таймс", "сейчас на президента Барака Обаму усиливается давление части американского политического истеблишмента и бизнеса с тем, чтобы объявить Китай "валютным манипулятором" и, если Пекин не откажется от привязки курса юаня к доллару, начать экономические действия против Пекина".

Со своей стороны, правительство Китая не считает, что нынешний обменный курс юаня занижен.

По завершении в середине марта очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил: "Я не считаю, что курс юаня занижен. Мы выступаем против того, чтобы государства показывали друг на друга пальцем или делали жесткие заявления в целях заставить других повысить курс своих национальных валют, подобный шаг /ревальвация юаня – прим. корр.ИТАР-ТАСС/ не благоприятствует реформе обменной системы юаня".

При этом Вэнь Цзябао не исключил вероятности роста курса юаня по отношению к доллару США в будущем, однако отметил, что "необходимости в этом нет".

С середины 2008 года – пика нынешнего финансового и экономического кризиса – Китай жестко удерживает курс национальной валюты в соотношении 1 доллар – 6,83 юаня.

В связи с ростом давления на Китай, Пекин призвал Вашингтон "не политизировать" вопрос об обменном курсе юаня, чтобы "не усложнять ситуацию еще больше".

Как заявил 19 марта высокопоставленный представитель министерства коммерции КНР Хэ Нин, "необходимо принять все меры к тому, чтобы избежать всплеска эмоций в дискуссиях и политизации вопроса о соотношении курсов юаня и доллара".

"Ситуация значительно усложнится, если в нее будут привнесены политические факторы, это повлияет на переговоры и диалог, мы не хотим этого", – подчеркнул Хэ Нин.

Министр коммерции КНР Чэнь Дэмин в своем выступлении 21 марта в Пекине на международной конференции Форум развития Китая предупредил США о недопустимости попыток ввести ограничения на импорт китайских товаров и услуг на американский рынок под предлогом того, что обменный курс юаня занижен. Он подчеркнул, что "давление на Китай с целью вызвать увеличение стоимости юаня никому не делает добра".

Чэнь Дэмин заявил, что "любые санкции против Китая станут протекционизмом и увеличат риск повторного вступления мировой экономики в стадию спада".

При этом он подчеркнул, что если Минфин США объявит Китай "валютным манипулятором", то Пекин "не оставит это незамеченным".

Независимые аналитики лондонского Сити отмечают, что кампания, нацеленная на то, чтобы заставить Китай пересмотреть свою нынешнюю валютную политику и провести ревальвацию юаня, не является ни случайной, ни изолированной. Косвенным подтверждением этого стало сделанное 17 марта неожиданное заявление главы Международного валютного фонда /МВФ/ Доминика Стросс-Кана, согласно которому обменный курс китайского юаня "сильно занижен".

Стросс-Кан выступил в Брюсселе перед депутатами Европарламента. "Неизбежным является тот факт, что обменный курс валют ряда стран должен быть повышен с тем, чтобы ликвидировать существующие в мировой экономике дисбалансы", – подчеркнул руководитель МВФ.

"Всем известно, что по поводу Китая и стоимости его валюты сейчас ведутся широкие дебаты. Наша позиция, мнение МВФ заключается в том, что обменный курс юаня очень занижен", – заявил Стросс-Кан.
Глава МВФ подчеркнул, что "логика восстановления баланса в мировой экономике диктует необходимость увеличения обменного курса юаня".

Обращенное к Европарламенту выступление Стросс-Кана показывает, что индустриальные страны Запада, которыые уже именуют "старыми экономиками", готовы совместными усилиями добиваться от Пекина повышения обменного курса юаня, что снизило бы конкурентоспособность китайских товаров и услуг.

Тот факт, что именно сейчас Запад ставит данный вопрос в качестве одного из наиболее важных в повестку дня мировой экономики, не случен.

Как отмечают эксперты лондонского Сити, мировая экономика вступила сейчас в посткризисный период, когда должны быть приняты важнейшие концептуальные решения по перестройке всей ее модели. При этом западные страны стремятся отстоять часть своих позиций за счет ослабления конкурентов.

В качестве последних они видят государства с новой экономикой и прежде всего группу БРИК – Бразилию, Россию, Индию, Китай.

Именно этим объясняется, в частности, и отказ в конце минувшего года американского автогиганта корпорации "Дженерал моторс" от уже согласованного контракта по продаже российско-канадской группе знаменитой немецкой автостроительной компании "Опель".

Нынешнее развитие событий добавляет веса точке зрения тех аналитиков, которые утверждают что мир вступает в фазу деглобализации, которая будет сопровождаться усилением протекционизма.

Так, в опубликованной 20 марта в "Файнэншл таймс" передовой статье под заголовком "Мировые лидеры выбирают рецессию", подчеркивается, что мир оказался перед проблемой изменения макроэкономического баланса.

Потребители и государства на Западе, включая США и Великобританию, "обременены долгами", говорится в публикации. "В этой ситуации, – считает газета, – они должны сделать перерыв в своем ненасытном потреблении". "Однако кто в этих условиях должен заплатить за обеспечение устойчивого экономического роста?" – задает вопрос "Файнэншл таймс". Влиятельные силы в США считают, что это должен сделать Китай, отмечает она.

"Валютная политика Китая заключается в том, чтобы субсидировать зарубежных потребителей, которые покупают китайские товары. На своем пике в 2008 году экспортный двигатель работал с гигантским позитивным сальдо внешней торговли – 426 млрд долларов".

"Китай продолжает придерживаться меркантилистской политики, – отмечает далее "Файнэншл таймс". – Так, в текущем году превышение экспорта над импортом должно составить, согласно прогнозам, 291 млрд долларов".

"В период кредитного бума китайские товары раскупались охотно. Однако сейчас, после краха, Китай превратился в источник излишнего предложения, и отказ Пекина от увеличения внутреннего потребления негативно сказывается на мировой экономике",– подчеркивает издание.

"Китайскому народу должно быть позволено увеличить потребительские расходы", считает газета. "Этот шаг станет мучительным и не только по причине необходимости сократить экспорт, что приведет к потере рабочих мест. Он потребует также проведения социальных реформ – чтобы потребители откладывали меньше денег на "черный день", реформ финансового сектора – чтобы инвесторы получили более высокие доходы от своих вложений.

Ясно, что это невозможно сделать за одну ночь. Ясно также, что от такого шага следует ожидать и политических последствий. Тем не менее это может быть реализовано".

"Сейчас мир стоит перед дилеммой: либо ведущие страны- экспортеры – Китай и Германия – сделают выбор в пользу расширения внутреннего спроса и создания нового баланса в мировой экономике, либо Пекин и Берлин не захотят пойти на это, и тогда новый баланс в мировой экономике будет установлен за счет стагнации",– заключает "Файнэншл таймс".

Иными словами, по мнению влиятельных сил на Западе, Китай должен ограничить свой экспорт, /давая возможность расширять производство другим индустриальным странам/, а также увеличить спрос на собственном внутреннем рынке при одновременном расширении импорта.

Если же Пекин не пойдет на подобные меры добровольно, то Запад, согласно источникам в лондонском Сити, попытается достичь этого за счет жестких мер давления на Китай.

Тем не менее пока не ясно, каким образом можно этого добиться. Все последние расчеты показывают, что Китай продолжит быстрое развитие и сохранит позиции крупнейшего экспортера.

Так, согласно оценке Всемирного банка /ВБ/, валютные резервы Китая увеличатся к концу текущего года до 2 трлн 818 млрд долларов США, а к завершению 2011 года – до 3 трлн 289 млрд долларов.

В минувшем 2009 году валютные резервы Китая составляли 2,4 трлн долларов и были самыми крупными среди всех стран мира. Их структура является государственным секретом, однако, согласно оценкам западных экспертов, до 70 проц. резервов составляют номинированные в американской валюте облигации и другие активы, а также наличные доллары, лежащие на специальных счетах.

При этом Всемирный банк пересмотрел в нынешнем месяце в строну увеличения – до 9,5 проц. – свой прогноз темпов роста ВВП Китая в 2010 году. "Китайская экономика удачно противостоит нынешнему кризису и перспективы ее роста – очень хорошие", – заявил главный экономист пекинского отделения ВБ Луис Кийс. Он предупредил в то же время, что Народному банку Китая следует ужесточить свою кредитную политику с тем, чтобы не допустить возникновения в ряде секторов национальной экономики, и в первую очередь на рынке жилой недвижимости, спекулятивных пузырей. Уровень инфляции по оценке Всемирного банка, составит в нынешнем году в Китае 3,5 – 4 проц.

Сейчас многие специалисты считают, что Запад уже опоздал и попытки "остановить" Китай – тщетны. Так, в февральском номере влиятельного американского журнала "Форин Полиси" /Foreign Policy/ лауреат Нобелевской премии в области экономики американский профессор Роберт Фогель опубликовал статью, в которой сделал вывод, что к 2040 году китайская экономика достигнет объема в 123 триллиона долларов, три раза превзойдя объем всей мировой экономики по состоянию на 2000 год.

Согласно этому прогнозу, доход на душу населения составит в КНР 85 тыс. долларов – в два раза больше показателя, который, как ожидается, будет достигнут на этот же момент в странах Евросоюза.

Согласно сделанным Фогелем расчетам, в 2040 году на Китай придется 40 проц. мирового ВВП /11 проц. в 2000 году/. Для США эта цифра составит 14 проц., для Индии – 12 проц. и для Евросоюза – 5 проц.
По словам Фогеля, Китай быстро превращается в экономического "гегемона".

Безусловно, Пекину предстоит еще решить ряд ключевых проблем. Одна из них – свободная конвертируемость юаня.
Китайский юань неизбежно станет мировой резервной валютой и составит на финансовых рынках конкуренцию американскому доллару и евро. С таким прогнозом выступил на днях влиятельный аналитик, главный экономист американского банка "Голдман Сакс" /Goldman Sachs/ Джим О"Нил.

"Правительство КНР постепенно снимет нынешний курсовой контроль и превращает юань в свободную конвертируемую валюту", – считает О"Нил. "В результате в мировой финансовой системе будут существовать три ведущие резервные валюты: доллар США, евро и юань, которые и составят ее основу", – убежден аналитик.

О"Нил получил всемирную известность после того, как в 2001 году сформулировал и ввел в обиход термин "страны БРИК" – Бразилия, Россия, Индия, Китай. При этом он предсказал их быстрое развитие и превращение в лидеров новой мировой экономики.

По мере усиления экономической мощи КНР аналитик прогнозирует превращение юаня в одну из лидирующих мировых резервных валют.

Сегодня кажется невероятным, что центр мира переместится с побережий Атлантического океана в Китай, отмечает Фогель. Однако по словам ученого, с исторической точки зрения такое движение является логичным и восстанавливающим долгосрочный баланс. Он напоминает, что из последних 20 веков истории человечества в течение 18-ти столетий Китай был самой крупной экономикой мира.


Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Китай   (650)
  2. Глобальная экономика   (469)