В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Новые газопроводы Туркмении ускоряют раздел газового рынка Евразии

В 2010 год Туркмения вступила с четырьмя газо- экспортными направлениями. К двум действующим – в Россию и Иран прибавились в декабре 2009 года в Китай и в январе 2010 года – еще один газопровод в Иран. Обладание внушительным трубопроводным арсеналом общей мощностью до 110 млрд кубов газа в год придало Ашхабаду решимость и дальше заниматься диверсификацией экспортных маршрутов основного сырьевого товара – природного газа.

"Я поручаю поработать в 2010 году над другими векторами вывода энергоресурсов на мировые рынки", – заявил президент Гурбангулы Бердымухамедов, определяя в январе приоритеты развития нефтегазовой отрасли страны. "Эту работу надо провести быстро и эффективно, подобно тому, как мы совсем недавно освоили два новых направления транспортировки энергоресурсов", – отметил глава государства.

"Открытие газопроводов, – сказал президент, – продемонстрировали всему миру способность нашей страны реализовывать широкомасштабные инвестиционные проекты, убедительно подтвердили успех реализуемой Туркменистаном энергетической стратегии, нацеленной на диверсификацию маршрутов вывода туркменских энергоносителей на мировые рынки".

"С открытием газопровода в Китай Туркменистан утвердился в статусе самодостаточного, экономически независимого государства", – заявил Бердымухамедов 14 декабря на торжественной церемонии открытия газопровода, в котором приняли участие главы государств всех стран- участниц. Действительно, по объему планируемых поставок /до 40 млрд кубов газа в течение 30 лет/ китайское направление сопоставимо с поставками в Россию, которая последние пять лет была основным покупателем туркменского газа.

Конкретные шаги по смене российского "Газпрома" другим стратегическим покупателем туркменского газа были сделаны еще в 2007 году, когда новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов подписал в Пекине документы купли-продажи газа, а затем впервые в истории страны предоставил право добывать газ на суше иностранной компании – Китайской национальной нефтегазовой корпорации. До сих пор она является единственной в этом роде. Все другие иностранные партнеры ведут добычу лишь на шельфе Каспия.

Договоренности президентов России, Туркменистана и Казахстана /также 2007 года/ о строительстве прикаспийского газопровода до сих пор остаются лишь в проектах. Как, впрочем, и планы реконструкции с целью увеличения пропускной способности действующего со времен СССР магистрального газопровода Средняя Азия – Центр.

Мировой финансовый кризис 2009 года еще более отдалил эти проекты. Сигналом о разладе туркмено-российского партнерства в газовой сфере стал взрыв на туркменском участке газопровода Средняя Азия – Центр. Он прозвучал 9 апреля – труба не справилась с большим давлением газа, так как стороны не согласовали момент снижения поставок топлива. Затянувшееся разбирательство причин аварии, а затем переговорный процесс по уменьшению объемов и новой цене на газ затянулся до декабря.

Прекращение постановок в Россию вынудило концерн "Туркменгаз" законсервировать скважины на месторождении "Довлетабад" – самом крупном разрабатываемом месторождении, обеспечивающем последние 20 лет основной объем экспорта газа. Так, в 2008 году Россия закупила 42,5 млрд кубов туркменского газа. По словам работников отрасли, из-за остановки экспорта ежемесячно Ашхабад терял до 1 млрд долларов США.

Ощутив конкретную зависимость от поставок газа в Россию, Ашхабад начал искать альтернативного покупателя, чтобы снизить потери от вынужденного простоя Довлетабада. Им стал соседний Иран. Его северо-западные провинции, расположенные вдали от собственных газоносных районов, уже получали с 1998 года туркменский газ по 200-километровому газопроводу Корпедже-Курт-Куи мощностью 8 млрд кубометров в год. В июле 2009 года стороны договариваются о строительстве второго газопровода – Довлетабад-Серахс- Хангеран – к северо-восточным провинциям, также испытывающим дефицит топлива. Газопровод, протяженностью 30,5 км был сдан в эксплуатацию 6 января 2010 года, увеличив мощности экспорта туркменского газа в Иран с 8 до 20 млрд кубов в год.

"Наращивание сотрудничества с Ираном в области поставок природного газа,– отметил на торжестве открытия газопровода Бердымухамедов, – отвечает стратегии диверсификации экспорта энергоносителей, взаимной выгоды, экономической целесообразности и здоровой конкуренции".

Конкуренция, в первую очередь, относится к России, так как теперь оба государства завязаны на один сырьевой источник – Довлетабад. Его остаточные промышленные запасы составляют не более 1 трлн кубометров. Это же месторождение обозначено сырьевой базой в проекте газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, который Ашхабад не перестает считать перспективным.

В ближайшие годы запасов Довлетабада возможно будет достаточно для удовлетворения запросов России и Ирана. В 2010 году Россия существенно снизила объем покупки туркменского газа – с планируемых в 25-летнем соглашении 2003 года 80-ти млрд кубов до 11 млрд кубометров. Ежесуточно, как сообщили в госконцерне "Туркменгаз", начиная с 9 января, в Россию подается 30 млн кубометров газ. И все же на этот год российский "Газпром" пока остается самым крупным покупателем туркменского газа.

Иран в наступившем году закупит до 10 млрд кубов с учетом нового восточного газопровода. Для "Поднебесной" законтрактованный объем нынешнего года не превышает 6 млрд кубометров, в 2011 году планируется довести экспорт до 17 млрд , а на проектную мощность – 40 млрд – газопровод выйдет к 2015 году.

Ввод в эксплуатацию газопровода Довлетабад-Серахс- Хангеран станет хорошим стимулом для развития газового сотрудничества между Туркменистаном и Ираном, укрепит энергобезопасность региона, а также послужит выводу туркменского газа через Иран к Персидскому заливу и на мировые рынки. Это мнение высказал президент ИРИ Махмуд Ахмадинежад на торжественном открытии газопровода 6 января 2010 года. "Укрепится не только торгово-экономическое партнерство наших государств, но и отношения Запада и Востока", – отметил иранский президент, выразив уверенность, что "есть все предпосылки для увеличения в ближайшие пять лет товарооборота с Туркменистаном с сегодняшних 3 млрд до 10 млрд долларов США в год".

Действительно, все сложилось к 2010 году так, что многие в Туркменистане начали задумываться о возможностях использования иранского транзита в доставке газа к вожделенной Европе. Тем более, что этот вариант уже разрабатывался в 1993-1995 годах. Это проект Туркмения /Довлетабад/-Иран-Турция-Европа. Мощность его рассчитывалась на уровне 28 млрд кубометров в год. Протяженность по территории Ирана составляла по проекту 1300 км и с конечной точкой в Турции – у города Догубаязит. В апреле 1994 года в Ашхабаде даже был создан Международный консорциум по реализации трансконтинентального газопровода Туркменистана-Иран-Турция-Европа. ТЭО проекта готовила тогда французская компания "Софригаз".

Проект был заморожен уже в 1995 году, когда Ашхабад с подачи Вашингтона переключился на трансафганский проект также с сырьевой базой в Довлетабаде и рынком в Пакистане. Его принялась готовить американская компания "Юнокал", но работа была приостановлена в 1998 году – в связи с антиамериканскими выступлениями на востоке и затем террористической атакой на Нью -Йорк в 2001 году.

Транзит туркменского газа для Европы Тегеран сегодня может успешно использовать как дипломатический инструмент для продвижения своего газа на этот же рынок. Однако "иранский газ может включиться в трубопровод "Набукко", если этому не будет политических препятствий", – предупредил в 2008 году иранский министр иностранных дел Манучехр Моттаки.

В настоящее время у Ирана уже есть газопроводная система от Хангерана до Астары. Тегеран поставляет газ в Азербайджан и Турцию. Кроме этого, Ашхабад может договориться с соседом поставки на север Ирана обменивать на поставки углеводородов из южного Ирана через Персидский залив.

Планам Ирана и Туркмении вывести свой газ на рынки Европы благоприятствует современная политическая обстановка в мире. Европа нацелена на отстаивание перед Вашингтоном своих интересов предпринимательства и бизнеса в Иране, в том числе и участие в "Набукко". Многое зависит от того, насколько велико будет стремление ЕС диверсифицировать источники энергопоставок.

Основным предметом конкуренции для покупателей туркменского газа – Китая, России и Ирана, имеющих 25-30-летние газовые соглашения с Ашхабадом, становится крупное месторождение Южный Йолотань – Осман с запасами газа от 4 до 14 трлн кубометров. Китай здесь уже занял лидирующее место, предоставив Ашхабаду летом 2009 года 3 млрд долларов на разработку этого крупного месторождения.

"Мы надеемся, что эти средства будут должным образом использоваться для ускоренной реализации проекта разработки месторождения Южный Йолотань", – заявил председатель КНР Ху Цзиньтао во время открытия 13 декабря газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. Известный прием Пекина выстилать дорогу миллиардными кредитами к достижению цели уже имел успех в быстрой реализации трансазиатской газовой магистрали. Также вышло и с месторождением Южный Йолотань.

29 декабря госконцерн "Туркменгаз" подписал ряд контрактов на промышленную разработку месторождения Южный Йолотань на общую сумму 9,7 млрд долл США. Среди них контракт с "Китайской национальной нефтегазовой корпорацией" /CNPC – Chuanqing Drilling Engineering Company Limited/ на 3 млрд 128 млн долл США. Она займется бурением скважин и добычей 10 млрд кубов газа в год.

Крупными инвесторами разработки месторождения стали и две компании из Объединенных Арабских Эмиратов. Так, " Петрофак" /Petrofac International/ построит комплекс по сероочистке производительностью в 10 млрд кубометров товарного газа в год, а также создаст наземную инфраструктуру, мощностью в 20 млрд кубических метров. Стоимость этого контракта составляет 3 млрд. 978,5 млн. долларов США . Подземные сооружения и эксплуатационные скважины, которые обеспечат добычу ежегодно 20 млрд кубометров газа, построит компания "Гульф Оил энд Газ Фзэ"/Gulf Oil & Gas Fze/ с суммой контракта в 1 млрд 150 млн долларов США.

Контракт, подписанный с консорциумом южнокорейских компаний "Эл Джи"/LG International Corp./ и "Хундай"/Hyundai Engineering Co. Ltd/, предусматривает проектирование и возведение на месторождении завода по сероочистке газа мощностью 10 млрд кубометров товарного газа. Стоимость контракта 1 млрд. 484 млн 569,5 тыс. долларов США.

"В 2010 году мы намерены привлечь на освоение нефтегазовых очагов страны около 10 миллиардов долларов США инвестиционных средств", – отметил глава Туркменистана на заседании правительства в январе. Так что, шансы у российских и иранских компаний еще есть. Структура Южный Йолотань – Осман потребует еще много инвестиций, перспективно также расположенное недалеко месторождение Яшлар с запасами газа более 1,5 трлн кубов.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Энергополитика   (222)
  2. Центральная Азия   (51)