В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Долги «Нафтогаза» потянут Украину на дно

Это первый январь за много лет, который обходится без традиционного газового скандала. «Газпром» не заламывает Киеву руки, российское топливо бережно транспортируются через территорию Украины, а европейская общественность, сидя в тёплых кабинетах, всячески одобряет стабильность газотранспортной магистрали «Уренгой – Помары – Ужгород». Однако расслабляться рано: долги «Нафтогаза» потянут Украину на дно.

Всё, нет повода для спора. Контракт подписан, цена определена. Ни дисконтов, ни взаимозачётов (вы нам газ, мы вам транзит). Стоимость топлива рассчитывается по европейской формуле. С учётом всех постоянных и переменных, на 2010 год выйдет где-то в районе 300 долларов за тысячу кубометров. А дальше цена на газ будет плавать в зависимости от стоимости нефти. Ставка транзита, впрочем, по сравнению с европейской слегка занижена – но тут уже за всё в ответе Юлия Владимировна Тимошенко. Она договаривалась.

Мы шли к этому с самого первого дня оранжевой революции. С момента расторжения кучмовского договора, по которому газ был зафиксирован по 50 долларов, а транзит по 1,09. Потому что такие цены могли быть только для стран с единой экономикой, что и предусматривалось интеграционным проектом ЕЭП. То, что с единой экономикой ничего не сложится, стало понятно ещё пять лет назад – и уже тогда газ для Украины мог сразу же подскочить до европейского уровня. Однако на деле процесс подорожания растянулся на годы. Это только в шариате для того, чтобы оформить развод, достаточно при свидетелях трижды сказать жене: «Ты свободна», – и сразу же паковать чемоданы.

Газовые договоры последних нескольких лет на самом деле были промежуточными этапами этого развода. Помните явно коррупционные схемы с посредниками и мифическими смесями туркменского и российского газа разной стоимости? Это были временные договоренности – они так и воспринимались обеими сторонами. Ценовой ориентир, к которому рано или поздно мы должны были прийти, был отчётливо виден с самого начала. Период с 2005 по 2010 был лишь временной отсрочкой, которую можно было использовать для адаптации промышленности и жилищно-коммунального хозяйства к новым условиям.

Понятно, что на деле никто не готовил экономику к европейским ценам на газ. Прекраснодушные разговоры об энергосберегающих технологиях остались на уровне магических заклинаний и иррациональных верований во всемогущую силу рынка. Мол, рынок всё отрегулирует и вынудит промышленников модернизировать свои предприятия. Уже вынудил…

Скажем больше – в нынешних условиях такая масштабная модернизация, наверное, вообще невозможна. За такой короткий срок подготовить украинскую промышленность к европейским ценам на газ возможно разве что в режиме сталинских пятилеток. Посменная работа без выходных, каторжные стройки, жёсткая экономия ресурсов… Невозможно даже представить себе, что наша власть вдруг поставит перед страной такие задачи и попытается их реализовать. Помимо всех издержек (вспомните тот же Голодомор в 30-е годы), это ещё невероятно сложно в организационном плане. Просто несоразмерно тем личностям, которые сегодня руководят страной. Это не на «Ауди» от тротуара отъехать.

Рынок таки по-своему отрегулировал экономику. В химпроме, где доля газа в себестоимости является критической, производство упало в разы. В металлургии уменьшилась рентабельность. В жилищно-коммунальном хозяйстве – как ни странно, практически ничего не изменилось. Отопление, горячая вода и газ для населения, конечно, стали дороже, однако повышение тарифов сильно отстаёт от новых цен на голубое топливо. В планах «Нафтогаза» намечено 20-процентное повышение тарифов – но это капля в море. Если населению газ идёт по цене от 0,4 до 1,2 гривен за куб, то на границе он стоит 30 американских центов. Это ещё без учета стоимости доставки до потребителя. Кто будет покрывать разницу?

До сих пор это делал «Нафтогаз». Именно поэтому «Нафтогаз» сегодня практически уже банкрот. Хотя в структуре компании есть рентабельные отрасли (транзит российского топлива в Европу, добыча отечественного газа), однако прибылей от них уже не хватает для того, чтобы дотировать льготные тарифы. Тем более, что есть проблема также с тарифами для промышленных потребителей. Здесь ставка значительно выше – 2,02 гривны за 1 кубометр, но этого тоже мало.

Дефицит финансовых ресурсов «Нафтогаза», который весь 2009 год компенсировался кредитами МВФ, превышает 30 миллиардов гривен. С этого года цена на газ выросла еще на 20%. Соответственно, выросли и объёмы дотаций. Поэтому не исключено, что финансовые проблемы компании проявятся сразу же после второго тура президентских выборов.

Не обязательно автоматически последует банкротство «Нафтогаза». Наверняка будут попытки спасти компанию, а тем более – сохранить весь ворох льготных тарифов. Вопрос, насколько тогда хватит запаса прочности у самого государства.

ВАЛЕНТИН ЖАРОНКИН
Источник: "Однако" (Украина)


 Тематики 
  1. Украина   (604)
  2. Энергополитика   (222)