В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Осложнение ситуации в Иране

Начавшийся 2010 год грозит превратиться в судьбоносную веху в современной иранской истории. Его приход ознаменован грозным обострением антиправительственных выступлений, шагающих по стране почти непрерывно с июня прошлого года и связанных с упорством оппозиции по поводу необходимости пересмотра итогов летних президентских выборов и проведения в стране назревших политических и социальных реформ. В последние дни уходящего года стало заметно, что власти решили покончить с некоторой либеральной атмосферой последних месяцев, когда они не предпринимали серьезных мер для пресечения антиправительственных выступлений и не запускали по максимуму в действие репрессивный аппарат. Нам представляется, что логика такого поведения властей определялась следующим обстоятельством: им казалось, что они все же контролируют ситуацию, и не дают протестным акциям перейти взрывоопасный рубеж. Сейчас страна приблизилась к этой точке и власти поняли, что настало время пресечь сползание ситуации к неконтролируемой фазе. Введение тяжелой военной техники в Тегеран и ее использование в разгоне демонстрантов знаменует переход к новой тактике. Стало ясно, что отныне власти не остановятся ни перед чем, только бы не допустить резкого и опасного усложения внутренней ситуации. Невольно возникают ассоциации с тем, что было в стране в месяцы, предшествовавшие падению шахского режима. Развитие событий покажет, насколько такие сравнения правомерны.

На пороге года истек ультиматум мирового сообщества по поводу принятия предложений по дообогащению урана на иностранной территории как гарантии недопущения накопления внутри страны больших запасов урана, что правомерно рассматривается в мире как индикатор реализации в Иране военного компонента его атомной программы. Вполне вероятно, что начало года будет связано с решением трудной задачи: сумеет ли мировое сообщество найти такие рычаги воздействия на Иран, чтобы побудить его серьезно и с осознанием своей ответственности рассмотреть те требования, которые оно выдвигает для того, чтобы отвести опасность вхождения этой страны в клуб ядерных государств. Именно с этим связаны опасения по поводу того, что мир может решиться на силовое решение иранской атомной проблемы, одинаково губительное и для того, кто станет его объектом, и для тех, кто решится на его реализацию, и для стран, находящихся по соседству с Ираном, равно как и тех государств, что связаны с Ираном различного рода экономическими и политическими связями. Впрочем, оказываемое на Иран давление может иметь и другой эффект, сплотив иранский народ перед лицом внешней угрозы. В то же время, это может подвигнуть исламский режим усилить репрессии против собственного народа, благо он может использовать достаточно благовидный повод – необходимость преодоления внутреннего инакомыслия в условиях грозящей стране опасности. Но может случиться и так, что санкции, вводимые мировым сообществом, могут оказаться настолько мощными и настолько разрушительными для иранской экономической и политической системы, что приведут к ее коллапсу, и может повториться то, что было в стране всего три десятка лет назад, когда рухнул незадолго до этого казавшийся незыблемым шахский режим. И этому, несомненно, помогут многие потрясения внутренней жизни – политические демонстрации, длительные забастовки, экономические неурядицы.

Разумеется, то, что происходит в Иране в последние недели, серьезно беспокоит правительство страны и консервативное духовенство. На прошедших в стране 1 января пятничных намазах раздавались прямые призывы к властям немедленно арестовать главных "смутьянов" – Мир-Хоссейна Мусави и Мехди Карруби, которые были объявлены врагами ислама. Руководивший намазом в Тегеране аятолла Ахмад Джаннати сказал, что исламский режим не может мириться с подобными деятелями. "За тридцать лет исламского правления мы поставили на колени Америку, и расправиться с такими как вы для нас не представляет никакого труда". Сурового наказания оппозиционерам потребовал и спикер парламента Али Лариджани, имевший до недавнего времени реноме прагматика-либерала. В деяниях лидеров оппозиции он увидел измену исламу, придав таким образом их антиправительственной деятельности религиозный оттенок. Их смерти требовали и участники организованных властями многочисленных проправительственных демонстраций, заполнивших в пятницу улицы Тегерана. Сам Мусави в тот же день заявил, что готов идти до конца и ценой собственной жизни добиться справедливости. Он призвал правительство взять на себя всю ответственность за кровавую вакханалию, заполнившую в последнее время улицы иранских городов. Другим его требованием было безотлагательно провести новые президентские выборы, которые должны быть максимально демократичными и прозрачными. Мусави призвал власти выпустить политзаключенных и гарантировать народу свободу печати, митингов и собраний, обеспечить других неотъемлемые права. Сын Карруби сказал тогда же прессе, что его отец также не готов поступиться собственными принципами. Сам Карруби выпустил обращение, в котором изложил свою программу. Она включает в себя отмену результатов выборов, освобождение политзаключенных, декларирование главных политических свобод. Сегодня стало заметно, что власти могут пойти на серьезные меры с целью физического устранения двух главных зачинщиков беспорядков – Мусави и Карруби. По всей видимости, они полагают, что это приведет к постепенному угасанию протестных акций. Однако, это может дать не прогнозируемый властями эффект и еще более разжечь страсти.

Уличные демонстрации, ставшие повседневным элементом внутренней политической жизни и охватившие многие иранские города, демонстрируют радикализм выдвигаемых их участниками лозунгов, которые затрагивают уже не конкретно нынешнее правительство Ахмадинежада, а святая святых исламского строя – принцип "велаяте факих", личность до недавних пор непререкаемого духовного лидера страны. К великому сожалению для президента и его окружения, не повторилось то, что случилось после прежних президентских выборов, когда достаточно неожиданная для многих победа Ахмадинежада после немногочисленых выступлений сторонников проигравшего тогда выборы политического тяжеловеса Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани стала безусловным фактом политической жизни страны. На этот раз протестные настроения, связанные с желанием оппозиции аннулировать результаты сфальсифицированных выборов, никак не сходят на нет, и власть все более отчетливо понимает, что достаточно многочисленные сторонники таких оппозиционных деятелей как бывший премьер-министр страны Мир-Хоссейн Мусави, или вице-спикер парламента, ветеран политической жизни страны Мехди Карруби, или сосредоточивший в своих руках руководство двумя важнейшими исламскими структурами – Советом экспертов и Ассамблеей определения целесообразности выносимых решений, дважды экс-президент Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, которые принципиально не согласны с отводимой им Ахмадинежадом ролью статистов, намерены всерьез бороться за выдвигаемые ими требования, причем, бороться до конца. Чрезвычайность нынешней ситуации в том, что режим испытывает перманентное и практически не ослабевающее давление как изнутри, так и извне. И то, и другое действует на него весьма разрушительно, подрывая основы и лишая как внутренней , так и внешней поддержки.

Крепнущие и неуклонно радикализирующиеся антиправительственные лозунги сочетаются с консолидирующимся требованием мирового сообщества остановить опасность, исходящую от иранской атомной программы. На пороге 2010 года истек срок ультиматума, выдвинутого американской администрацией для ведения переговорного процесса и в ближайшие недели определится временной график введения жестких санкций против Ирана. 3 января влиятельная американская " The New York Times" сообщала, ссылаясь на ближайших советников президенгта Б.Обамы, что в Иране налицо признаки народного восстания, а последние антиправительственные демонстрации настолько усложнили ситуацию, что проблема иранской атомной программы становится еще более значимой. Как пишет газета, усиление антинародных репрессивных мер силовых органов, в первую очередь – Корпуса стражей исламской революции (КСИР) диктуют безотлагательную необходимость введения серьезных санкций. По всей видимости, этому будет сопутствовать продолжение протестных акций. Еще недавно они казались невозможными, ибо за все тридцать лет, прошедших после установления в стране исламского режима, прецедента столь последовательных и протяженных во времени антиправительственных выступлений просто не наблюдалось. Не было и такого количества жертв, которые, по данным оппозиционных СМИ, уже превысили 200 человек. Это показывает, что режим готов пойти на репрессивные меры любой интенсивности, чтобы покончить с инакомыслием, корни которого в исламском Иране традиционно ищут на Западе. Однако именно Запад, до сих пор окончательно не отрешившийся от привлекательности торгово-экономического сотрудничества с Ираном как нефтегазовой державой, сумел в последнее время решиться на открытое обсуждение внутренней ситуации в этой стране. С осуждением проводимых в Иране жестоких репрессий против собственного народа выступил и Совет по правам человека ООН. Все это укрепляет в мысли, что пришло время принятия серьезных решений по ситуации в Иране. Одновременно вырисовываются индикации того, что в самом Иране грядет эпоха серьезных коллизий.

В.И. Месамед
Источник: "Институт Ближнего Востока "



* * *


Запад потерпит провал в дестабилизации Ирана

Бывший командующий пакистанской армии сказал, что западные страны добиваются дестабилизации в Иране, но потерпят неудачу в этой затее.

Отставной генерал Мирза Асламбек, подчеркнув сегодня роль Ирана в политическом и силовом раскладе в регионе, заявил: "Запад в стремлении вынудить Иран к капитуляции прибегает к любой акции, в том числе экономическому нажиму и провокации внутренних беспорядков, но все эти усилия обречены на провал".

По его словам, "сложившаяся вокруг иранской ядерной проблемы конъюнктура является искусственной и проистекает из болезненной чувствительности западных стран к прогрессу Ирана".

Высоко оценив стратегическое положение Ирана в регионе, он отметил: "ИРИ ввиду своего географического и геополитического положения вынуждена взаимодействовать и поддерживать активные отношения с другими международными игроками. Именно это конструктивное взаимодействие и широкий обмен подготовили почву для развития и распространения идей исламской революции".

Пакистанский военачальник заключил: "Иран за прошедшие тридцать лет в одиночку противостоял американскому произволу, и поэтому Запад опасается независимости и могущества Ирана".


Источник: "I.R.I.B."

 Тематики 
  1. Иран   (284)