В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Индия-Китай: есть ли путь к взаимопониманию?

После состоявшегося в индийской столице 13-го раунда переговоров по пограничной проблеме между Индией и Китаем Нью-Дели столкнулся с необходимостью разъяснить свое видение нынешнего состояния двусторонних отношений. Поводом, заставившем вновь усомниться в возможности продвижения двух стран к подлинному взаимопониманию, преодолевая регулярно возникающие ухабы и препоны, послужила публикация на новом веб-сайте китайского Международного института стратегических исследований /www.iiss.cn/ статьи, в которой фактически расписана детальная "дорожная карта" территориального раскола крупнейшего государства Южной Азии.

В статье, появившейся 8 августа и подписанной неким обозревателем с псевдонимом Чжань Люе /Zhan Lue – стратегия в переводе с китайского/, утверждается, что в действительности Индия никогда не существовала в истории как нация. Она удерживалась вместе как государство только благодаря "декадентскому " индуизму, который поощрял кастовое деление и эксплуатацию, настаивает автор. Исходя из такого посыла, он и дает свою рекомендацию раздробить соседнюю страну на 20-30 независимых государственных образований. "Чтобы расколоть Индию, Китай может подчинить своему влиянию такие страны, как Пакистан, Непал и Бутан, поддержать Объединенный фронт освобождения Ассама /ULFA/ в достижении его целей предоставления независимости Ассаму, содействовать устремлениям таких индийских народностей, как тамилы и нага, поощрить Бангладеш на подталкивание к независимости Западной Бенгалии и, наконец, возвратить 90 тысяч кв км территории Южного Тибета /северная часть штата Аруначал-Прадеш – прим. корр./," – указывается в аналитическом материале.

Публикация явно вызвала недоумение в индийском МИДе, оказавшись весьма неприятным сюрпризом на фоне переговорного раунда по пограничной проблеме, который проходил на уровне спецпредставителей Пекина и Нью-Дели – члена Госсовета КНР Дай Бинго и советника по национальной безопасности премьер-министра Индии Майанкоте Келата Нараянана. Напомним, что очередная встреча в рамках диалога, ведущегося уже несколько лет без заметных и ощутимых результатов, завершилась на прошлой неделе на позитивной ноте. Индийская сторона отметила, что китайским спецпредставителем была "подчеркнута необходимость выстраивать стратегическое доверие с Индией и поднимать стратегическое партнерство с ней на новый уровень, включая координацию по глобальным проблемам, таким как экономический кризис, изменение климата, энергетическая и продовольственная безопасность".

В ходе переговорного раунда Дай Бинго передал послание от премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, адресованное Манмохану Сингху. Согласно появившимся в индийской прессе публикациям, в нем указывается, что Китай "позитивно оценивает прогресс, достигнутый Индией в сфере социально- экономического развития и поддерживает ее более значимую роль в международных делах". Китайский премьер "подтвердил приверженность консолидации стратегического и дружественного партнерства, установленного между двумя странами в 2005 году, во всех сферах на всеобъемлющем уровне".

Казалось бы, перспективы были обозначены вполне внятно. Поэтому появление дерзкой по содержанию статьи стало полным диссонансом заявленным пекинским подходам, что немало озадачило Нью-Дели. Вряд ли можно было ожидать, что она останется незамеченной или будет сознательно проигнорирована индийской стороной еще и по той причине, что с 1 августа секретарем по иностранным делам индийского МИД стала видный дипломат Нирупама Рао, переместившаяся на эту должность прямо из Пекина, где была в последние годы послом Индии. Примечательно, что за период работы в качестве главы индийской дипломатической миссии в КНР она не раз сталкивалась с различным демаршами китайских коллег. Но, похоже, не была готова к тому, что получит такое "крещение" на своем новом посту – самом высоком в профессиональной МИДовской иерархии, если не считать главных политических фигур – министра и двух госминистров иностранных дел.

Тем не менее официальная реакция на публикацию оказалась на удивление сдержанной. По сути Нью-Дели ясно дал понять Пекину, то не склонен драматизировать ситуацию, а продолжает ориентироваться на официально обозначенные подходы к двусторонним связям. Уже 11 августа, комментируя итоги переговоров и не затрагивая скандальную статью, государственный министр иностранных дел Шаши Тхарур заявил журналистам, что Индия имеет "в общем и целом здоровые" отношения с Китаем. Он подчеркнул, что состояние индийско- китайских связей "нельзя рассматривать только в контексте имеющихся проблем". "Мы должны также смотреть на них и с точки зрения перспективы", – убежден госминистр. "Мы можем с удовлетворением признать, что в общем и целом – и это подтверждает сам факт проведения пограничных переговоров – наши взаимоотношения остаются здоровыми", – подчеркнул он.

Показательно, что и появившееся на исходе дня заявление официального представителя МИД Вишну Пракаша, отреагировавшего уже на саму публикацию, также совершенно не походило на отповедь. Отвечая на поставленный вопрос, споуксмен прежде всего отметил, что "Индия и Китай имеют стратегическое и дружественное партнерство". "Между двумя странами установлено многосекторное взаимодействие, и темпы обменов набирают в последние годы обороты, – пояснил он далее. – Обе стороны договорились продолжать это движение, пытаясь одновременно найти решения сохраняющихся проблем, включая пограничный вопрос, путем мирного диалога и консультаций и взаимно откликаясь на озабоченности друг друга".

Вишну Пракаш напомнил, что китайская сторона довела до сведения Нью-Дели, что в подходе к отношениям с Индией "Китай придерживается пяти принципов мирного сосуществования". "Один из этих принципов подчеркивает уважение территориальной целостности и суверенитета, – заметил споуксмен. – Вызвавшая вопрос статья представляется выражением персонального мнения и не соответствует официально заявленной позиции Китая по индийско-китайским отношения, которая была до нас доведена в ряде случаев, в том числе и на высшем уровне, а совсем недавно – членом Госсовета КНР Дай Бинго во время его визита в Индию на прошлой неделе". "Мы продолжаем полагать, что мнения и суждения по состоянию индийско-китайских отношений должны выражаться после тщательной оценки, основанной на долговременных интересах созидания стабильных взаимоотношений между двумя странами", – заключил споуксмен.

Примечательно, что публикации центральной индийской прессы, в которых было изложено это заявление, а также содержание вызвавшей его статьи, сопровождались фотоснимками вооруженных до зубов, с виду весьма воинственных китайских коммандос и сообщениями о том, что в Китае развернуты массированные тактические военные учения – крупнейшие из когда-либо проводившихся. Собственно, и в большинстве комментариев, появившихся после непредвиденной "виртуальной" коллизии, ведущие обозреватели, в отличие от МИДа, не скрывали своей тревоги по поводу позиции, заявленной китайским коллегой. "На основании того, как статья была воспроизведена на ряде стратегических и военных веб-сайтов в Китае, – писала 17 августа в редакционной статье "Стейтсмен", – Индия не может проигнорировать ее как частное мнение отдельного автора".

В этом контексте газета обращала внимание на то, что главным камнем преткновения между двумя странами остаются пограничные противоречия и, прежде всего, притязания Пекина на северо-восточный штат Аруначал-Прадеш. По ее мнению, "не может не заинтриговать" решение Индии отказаться от объявленного ранее плана возобновления перевозок по транспортной артерии "Ситуэл роуд", построенной еще в период Второй мировой войны. "Эта дорога, соединяющая городок Ледо в Аруначал-Прадеше с провинцией Юньнань в Китае, должна была бы открыть новые возможности для развития торговли индийского северо-востока со странами АСЕАН", – указывалось в статье.

По мнению "Стейтсмен", "Китай никогда не простит самому себе односторонний отвод своих войск в 1962 году с 90 тысяч кв км индийской территории, оккупированной им в Аруначал- Прадеше". Она напоминает, что в 1980 году Пекин предложил снять свои притязания на Аруначал-Прадеш при условии, что Нью-Дели признает удерживаемый им район Аксайчин китайским, однако индийская сторона оказалась тогда не готовой к такому решительному шагу. "В то время, как Аксайчин стратегически важен для Китая из-за его близости к беспокойной провинции Синьцзян, он не представляет никакой особой ценности для Индии, – считает газета. – Но с тех пор позиция Пекина ужесточилась. А правительство Манмохана Сингха в свою очередь, после долгих лет забвения, обратило свои взоры на Аруначал-Прадеш, развернув там первоочередные программы по развитию инфраструктуры и уделяя больше внимания потребностям армии и ВВС".

"Стейтсмен" делает вывод, что "будет благоразумным ожидать, что Китай станет более настойчивым в своих территориальных притязаниях в ближайший период, несмотря на то, что два соседних государства согласились отметить в следующем году 60-летие установления своих дипломатических отношений под знаком Года Дружбы".

Довольно симптоматично, что серьезная обеспокоенность за будущее индийско-китайских отношений с учетом курса Пекина на укрепление своего военного влияния "в зоне стратегических интересов" Индии стала главным мотивом последнего публичного доклада председателя комитета начальников штабов, главкома военно-морских сил Индии адмирала Суриша Мехты перед его предстоящей отставкой 31 августа. Выступая на конференции в индийской столице, посвященной проблемам национальной безопасности и практически совпавшей с проведением 13-го раунда и публикацией злополучной статьи, он выразил убеждение, что "в военном отношении – как в потенциале обычных, так и нетрадиционных вооружений – Индия не имеет возможности, равно как и намерения уравняться с Китаем". "Это действительно благоразумные оценки, а потому наша стратегия подхода к Китаю подразумевает примирение с такими реальностями", – подчеркнул военачальник. Он признал, что "здравый смысл диктует, что сотрудничество с Китаем будет предпочтительней соперничеству или конфликту с ним, поскольку было бы совершенно опрометчивым считать Индию и Китай равными".

"Как с точки зрения объемов ВВП, расходов на оборону или по каким-либо иным экономическим, социальным критериям и параметрам динамики роста разрыв между двумя странами слишком велик, чтобы его можно было нивелировать, и он увеличивается с каждым днем", – считает Мехта. Он напомнил, что оборонный бюджет Индии /примерно 30 млрд долларов в 2008-09 финансовом году/ составляет менее половины от того, что тратит на те же цели Китай. "Официальные военные расходы Китая заявлены на уровне ниже 40 млрд долларов, однако широко признано, что в действительности страна тратит по этой статье в два раза больше указанных объемов", – напомнил адмирал.

По его мнению, в военном отношении стратегия подхода к Китаю должна быть нацелена на "сокращение разрыва в военной мощи и снижение китайского присутствия в регионе Индийского океана". "Традиционный подход соответствия по численности подразделений должен уступить место усилению опоры на современные технологии для создания надежного фактора сдерживания", – полагает военачальник. Он видит основные побудительные причины, потенциально способные вызывать напряженность в отношениях с Китаем, в таких проблемах как неурегулированный пограничный вопрос, автономия Тибета, китайско-пакистанское взаимодействие, соперничество за стратегические позиции в Индийском океане. В стратегическом и оперативном планировании следует также учитывать "известные пристрастия" Китая, проявившиеся в "интервенции в космическом пространстве" и в "кибернетических военных действиях", убежден Мехта.

В целом в числе наиболее серьезных вызовов он особо выделил нарастающую угрозу кибер-войн и компьютерного шпионажа. К этому, как отметил адмирал, следует добавить также усиливающуюся опасность вмешательства негосударственных структур и реакцию на их действия со стороны властей страны. Он подчеркнул важность укрепления взаимодействия между различными спецслужбами и интеграции между тремя родами войск вооруженных сил Индии.

В качестве резюмирующего мнения о том, что за этап переживают сейчас связи Нью-Дели и Пекина, уместно привести суждения, высказанные на днях в статье президента делийского Центра политических исследований Пратапа Бхану Мехты и помещенные газетой "Индиан экспресс". Автор комментария убежден, что, несмотря на заявления руководителей Индии и Китая о намерении "удерживать индийско-китайские отношения на заданном пути", "в обеих странах нарастает ощущение того, что их отношения становятся все более вздорными". "Обсуждение пограничной проблемы вряд ли способно принести сколько-нибудь существенный прорыв в ближайшем будущем, – рассуждает автор. – Экономические отношения также удручают. Растет число антидемпинговых дел, обвинения в китайском заговоре, нацеленном на то, чтобы надуманно обвинить индийские компании в фальшивой афере с лекарственными препаратами и попытки Китая заблокировать предоставление Индии кредита Азиатского банка развития /часть которого предназначалась на нужды Аруначал-Прадеша – прим. корр./ – все это добавляет тревоги определенным кругам в Индии в отношении того, как дальше вести дела с Китаем". Публикация статьи, по мнению автора, только подстегнула в Индии нарастающее ощущение "дефицита доверия" между двумя соседями.

В комментарии отмечается, что есть по меньшей мере три фактора, осложняющих двусторонние отношения. Во-первых, сохраняется мнение, что со стороны Китай нет реальной заинтересованности в скорейшем урегулировании пограничной проблемы. "Отчасти это подогревается убеждением, что внутренняя политическая экономика на обеих сторонах не допустит простого урегулирования", – констатирует автор. Во- вторых, пишет он далее, "индийско-американские отношения воспринимаются как часть заговора с целью сдерживания Китая". Но еще один – самый важный, как считает автор, аргумент – сводится к тому, что "успехи Индии представляют вызов для китайского режима". Основной подтекст скандальной статьи, опубликованной пекинским аналитиком, как раз и заключается в том, полагает Мехта, что "Индия может угрожать режиму Китая не столько своей силой, сколько своим успехом".

"Индийско-китайские отношения всегда были сложными, – отмечает он. – Налицо две цивилизации, пытающиеся задействовать все механизмы, имеющиеся в распоряжении национальной государственной машины, при том, что каждая действует по-своему, преодолевая свое колониальное наследие на пограничных рубежах и имея очень небольшое внутреннее пространство для маневра. Поверх всего возвышаются различия в геополитических подходах, которые стали более сложными – отчасти из-за большей раздраженности Китая в последние месяцы, чем это было когда-либо ранее. Здравый экономический подход мог бы послужить антидотом для подавления такой растущей напряженности. Однако он имеет свои ограничения. Хотя индийская индустрия чувствует себя более уверенно, опасения китайского избыточного производственного потенциала и ценового механизма сохраняются. Сотрудничество в рамках других многосторонних форумов, хотя и несет огромные возможности, будет подрываться взаимной подозрительностью. Суждения Индии и Китая друг о друге осложнены, поскольку они повязаны с их запутанными процессами раскрытия самих себя. Уменьшить дефицит доверия будет далеко не легким делом. Но, хотя важно сохранять бдительность, не менее важно и применить холодный душ, чтобы унять нарастающую паранойю" в двусторонних отношениях.


Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Индия   (285)
  2. Китай   (650)