В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Радикалы о состоянии и перспективах джихада в Ираке

Отсутствие в Ираке серьезных террористических операций в первой половине текущего года, заметные успехи по борьбе с «Аль-Каидой» коалиционных сил совместно с суннитскими вооруженными отрядами «советов спасения» — «сахва» вызвали в радикальных исламистских кругах вопрос о перспективах джихада в этой стране. Ирак по-прежнему остается в центре внимания идеологов исламизма. Об этом свидетельствуют их публикации, а также обсуждения на радикальных форумах. «Аль-Каида» признает существенные потери и вполне справедливо связывает их с активным подключением «сахвистов» к контртеррористической операции в Ираке.

На текущем этапе, судя по заявлениям сторонников «чистого ислама», необходимо сохранить имеющийся военный потенциал, вести пропагандистскую работу как на локальном, так и на международном уровне, чтобы, несмотря на неудачи, поддерживать интерес мусульман к проблеме Ирака. Наряду с этим «иракские ветераны» предлагают провести перегруппировку, складировать оружие, собирать информацию о потенциальных целях для диверсий, наращивать террористические акции по мере передачи коалиционными силами «зон ответственности» местным силовым структурам. Решающая же фаза военных действий намечается после вывода из страны американских войск в 2011 г.

Особое внимание исламисты намерены сосредоточить на проведении терактов в «зеленой зоне» Багдада и в отношении лидеров «сахвистов». Идеологи считают целесообразным на данном этапе придерживаться трехэтапной стратегии, предложенной в начале 2000-х гг. лидером «Аль-Каиды в Саудовской Аравии» Ю. Аири (уничтожен спецслужбами королевства в 2003 г.). В частности, он предлагал «имитировать полное поражение» — демонстрировать утрату возможностей для проведения диверсий с целью уменьшения количества контртеррористических операций в отношении муджахедов. В случае успешного завершения первой фазы рекомендуется сосредоточить внимание на проникновении в госструктуры, армейские подразделения. На этом же этапе, по мнению Аири, следует уделить внимание эвакуации муджахедов в безопасные районы страны. На заключительном этапе, даже при наличии возможности одновременного проведения диверсий по всей стране, Аири рекомендует точечно наносить удары по государственным учреждениям, иностранным представительствам в крупных городах. При этом он считает, что следует полностью свернуть операции в тех областях, где будут сконцентрированы основные силы муджахедов.

Американская стратегия по использованию «сахва» для противодействия «Аль-Каиде» начала приносить плоды к середине 2007 г. Движение «сахва» началось в западной провинции Анбар и постепенно расширило свое влияние по всем суннитским провинциям Ирака. Под напором этих суннитских отрядов «Аль-Каида» утратила свои опорные пункты в большинстве провинций. Эти отряды оказались настолько эффективны в борьбе с «Аль-Каидой», что прежний президент США Дж. Буш посетил Рамади и встретился с идейным вдохновителем «сахвистов» шейхом Абдулом Саттаром Абу Ришой (был убит террористом-смертником спустя неделю после этой встречи).

От момента их появления до недавнего времени американские военные оказывали поддержку и выплачивали значительные суммы суннитским ополченцам. Помимо этого «сахвисты» рассчитывали, что их формирования станут частью регулярной иракской армии. Не секрет, что среди членов «советов спасения» было немало бывших активистов радикальных исламистских группировок, в том числе и «Аль-Каиды».

После выполнения той миссии, ради которой они, собственно, и были созданы, «советы спасения» (число их сторонников достигает порядка 200 тыс. человек) стали представлять угрозу для режима. Со стороны властей началась кампания по их дискредитации, нередко под разными предлогами проводятся аресты их лидеров. Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики пообещал, что 20% «сахвистов» могут быть приняты на службу в армию и полицию. Остальных ждет гражданская специальность либо пенсия.

В то время пока правительство затягивает решение вопроса «сахвистов», отмечается рост числа недовольных среди суннитов. Осознавая всю серьезность ситуации, власти опровергают сообщения информагентств о вооруженных столкновениях с «сахва», выдавая их за ликвидацию ячеек партии «Баас».

Правительство Ирака и шиитские политики часто обвиняют «сахвистов» в том, что в их ряды проникло много радикальных исламистов. Имеют место столкновения с органами правопорядка и войсками. Так, весной текущего года в окрестностях Багдада произошел вооруженный инцидент между иракскими органами безопасности и «сахвистами». Поводом для конфликта послужил арест одного из известных лидеров суннитских отрядов Адиля аль-Машадани. После двухдневной совместной с американцами операции боевики рассеялись, потеряв двух человек убитыми и 11 ранеными. Представитель иракского правительства заявил, что аль-Машадани был причастен к террористической деятельности.

В дополнение к указанным событиям в последнее время были задержаны 11 влиятельных руководителей «советов». Лидеры «советов» в свою очередь не исключают проникновения в их организацию отдельных представителей радикальных исламистских группировок, но считают это результатом необдуманной политики властей. Такие инциденты свидетельствуют о том, что отношения между иракским правительством и советами являются серьезным фактором, способным негативно повлиять на ситуацию в стране. Аднан аль-Джанаби, лидер племени, населяющего районы южнее Багдада, предупредил, что в подконтрольной ему области «ситуация с безопасностью может рухнуть». Он критикует правительство за невыполнение им своих обещаний по набору «сахвистов» в регулярные войска.

Исламисты стремятся не упустить складывающуюся ситуацию и сыграть на противоречиях между правительством и «сахвистами». В этой связи лидер «Аль-Каиды в Ираке» Абу Хамза аль-Мухаджир призвал бойцов «советов спасения» переходить на сторону исламистов. В частности, он отметил, что «если они искренне раскаются в предательстве интересов ислама, то Аллах простит их, а муджахеды не будут их преследовать». Интересно, что Мухаджир уже на протяжении двух лет не делал никаких пропагандистских заявлений. Представители иракской исламистской организации «Фронт джихада и перемен» также заявили, что многие бывшие активисты «советов спасения», считающие себя обманутыми властями страны, готовы перейти на сторону исламских сил сопротивления. «Наш призыв обращен к тем, кто осознает масштабы заговора (против «сахва») и понимает, в какую американскую они ловушку попали. Американцы использовали бойцов «сахвы» в своих оккупационных целях; когда же суннитские отряды сделали свою работу, необходимость в них отпала, и теперь решено от них избавиться».

Стремясь политически оформиться и отстаивать свои требования на более высоком уровне, «советы спасения» стали формировать политические группы, приняв участие в прошедших в январе с.г. провинциальных выборах. За исключением Анбара, где подавляющее большинство населения — сунниты, «сахвистам» не удалось провести своих кандидатов. Отсутствие возможностей для отстаивания требований на политическом уровне, а также элемент обиды способствуют вступлению бойцов «сахва» в ряды радикальных группировок.

Участники исламистских интернет-форумов не прекращают дебаты относительно будущего Ирака. В частности, их интересует вопрос о перспективах введения шариата в суннитских районах и факторах, препятствующих реализации этого проекта. «Иракские ветераны», анализируя ситуацию в стране, отмечают низкий уровень религиозности среди населения, что существенно осложняет муджахедам задачу по взятию ситуации в суннитских районах под свой контроль после вывода американских войск в 2011 г.

Они выделяют следующие факторы, препятствующие созданию исламского государства в Ираке:

– слабая идеологическая приверженность иракских суннитов исламу;

– отсутствие подходящего органа для управления государством, а также людей, способных противостоять центральным властям страны, курдским вооруженным формированиям на севере и хорошо обученным боевикам-шиитам на юге;

– неподготовленность Исламского государства Ирак к отражению внешней агрессии или введению санкций со стороны Ирана, Турции, Иордании, Саудовской Аравии, Кувейта и Сирии. «Все они без колебаний, как отмечают идеологи, поддержат эмбарго против Исламского государства Ирак, если этого потребует Запад»; даже в случае захвата власти муджахедами они столкнутся с трудностями относительно контроля над Багдадом, население которого на 75% состоит из шиитов;

– значительная численность личного состава вооруженных формирований иракской армии и сил безопасности, составляющей до 500 тыс. чел.;

– вероятность столкновений с другими группировками сопротивления.

Тем не менее радикалы от ислама не оставляют надежд создать государство ислама на территории суннитских провинций.

Ветераны акцентируют внимание на разработке четкой политической программы, понятной всем суннитам, которую можно будет полностью реализовать после вывода американских войск из страны. Они также считают, что разрозненные группировки суннитов, ориентированные только на военные действия и не имеющие четкой идеологической линии, обречены на провал. Поэтому суннитским силам сопротивления, по их мнению, следует объединиться для достижения общих целей.

Ветераны «иракского джихада», считающие, что в случае грамотных действий они смогут рассчитывать на поддержку населения, заявляют, что когда Совет Шуры муджахедов объявил о создании «Исламского государства Ирак» жители Анбара, Диялы, Салах ад-Дина и Мосула были удовлетворены новым режимом. Однако вследствие того, что различные группировки промедлили с заверениями в своей лояльности новой государственной структуре, а также вследствие вооруженных столкновений между фракциями сопротивления «ИГИ» просуществовало очень недолго.

По мнению идеологов «ИГИ», проект создания исламского государства в Ираке начался с партизанской войны. Однако осуществить задуманное помешали именно «советы спасения». Сейчас же, на их взгляд, муджахедам предстоит вернуться к начальному этапу и параллельно стремиться заслужить доверие населения. Продемонстрировать населению, что та сила, которую они поддержали, в которую верили, оказалась обманута, ей также не удалось одержать победу на выборах, а значит, она неспособна защищать интересы суннитов. В то же время иракские ветераны считают недопустимым повторение ошибок муджахедов в Афганистане после вывода советских войск, когда они начали враждовать между собой.

Относительно «советов спасения» ветераны сходятся во мнении о том, что они обречены на провал, как, впрочем, и нынешнее правительство Ирака. Они предлагают планомерно уничтожать лидеров племен, на которых опирается «сахва». Вместе с тем шиитский фактор, судя по их заявлениям, остается основным сдерживающим элементом реализации идеи создания «истинно исламского государства» в Ираке. Ветераны предлагают проводить в отношении шиитов ту же репрессивную политику, которой придерживался в свое время С. Хусейн.

Недавно лидер «Аль-Каиды в Ираке» аль-Мухаджир обратился к другим суннитским повстанческим группировкам страны с призывом объединяться для борьбы с США и Ираном. Он предлагает не повторять ошибок прошлого и не тратить силы на борьбу друг с другом. Апеллируя к широкой аудитории разных стран, он стремится использовать недовольство суннитами усилением позиций Ирана в регионе. Он также затронул тему мирового финансового кризиса. По его словам, мусульманские бизнесмены потратили на него 60% своих накоплений, вместо того чтобы направить их незначительную часть муджахедам, ведущим борьбу против основных виновников их финансовых потерь — США.

При всей призрачности проектов создания государства «чистого ислама» в Ираке исламисты скорее всего будут действовать по намеченному плану. Подтверждением этому может служить увеличение числа терактов в стране.


Д.А. Нечитайло
Источник: "Институт Ближнего Востока "


 Тематики 
  1. Ирак   (60)
  2. Радикальный исламизм   (241)