В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Проект "Союза для Средиземноморья" запущен в действие

Президент Франции Николя Саркози с большой помпой запустил 12 июля в действие свой главный международный проект – Союз для Средиземноморья /L'Union pour la Mediterranee/. Для участия в саммите по учреждению этого Союза в Париж прибыли главы государств и правительств 43 стран, которые были приглашены принять участие в качестве почетных гостей в торжествах по случаю Национального праздника Франции. Торжества состоялись 14 июля на площади Согласия. Для обеспечения безопасности встречи в верхах были мобилизованы более 6 тысяч сотрудников силовых структур. Район на правом берегу Сены, где находятся Большой Дворец, в конференц-зале которого проходил саммит, и Елисейский дворец, были полностью блокированы.

В новую международную организацию, которую на этапе дискуссий называли просто "Средиземноморским Союзом", поскольку она, по замыслу Саркози, должна была объединить только средиземноморские страны, вошли в конечном итоге 27 стран-членов Евросоюза, 10 стран Юга – Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Мавритания, Сирия, Тунис, Турция, а также Палестинская автономия, затем – Албания, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория и Монако. Только один из средиземноморских лидеров Муамар Каддафи открыто отказался от участия в парижском саммите, сравнив проект с "минным полем". По его мнению, этот план имеет целью вновь поставить арабские страны под власть европейцев. Ливия имеет все-таки статус приглашенного члена новой организации.

Население стран-членов Союза для Средиземноморья, простирающихся от льдов Гренландии до песков Сахары, превышает 760 млн человек. Деятельность нового союза будет основываться на принципах равноправия стран Севера и Юга и направлена на реализацию конкретных проектов, в частности, по использованию солнечной энергии и борьбе против загрязнения Средиземного моря. Источники их финансирования будут определены по мере налаживания работы нового союза. По убеждению Саркози, "будущее Европы -- на Юге" и СДС должен помочь "добиться победы в борьбе с терроризмом, интегризмом и фундаментализмом".

Сопредседателями учредительного саммита стали инициатор проекта Союза президент Франции Николя Саркози и его египетский коллега Хосни Мубарак. Президент Франции приветствовал "жест мира" со стороны арабских государств, прибывших на эту встречу. "Мы вместе будем отныне писать нашу историю на основе равенства между Севером и Югом", – заявил Саркози. Хосни Мубарак выразил надежду, что Союз для Средиземноморья "откроет новую фазу на Ближнем Востоке – фазу мира".

43 государства объединила в СДС общая задача – "вместе строить будущее мира, демократии, процветания и гуманитарного, социального и культурного взаимопонимания", говорится в заключительной декларации саммита.

Среди "конкретных региональных проектов" в этом документе упоминается борьба с загрязнением Средиземного моря, которое составляет всего 0,7 проц. мировой океанической площади, но чрезвычайно ценно своим биоразнообразием – 28 проц. видов этого моря более нигде в мире не встречаются. Загрязнение и потепление климата ведет ко все большему засаливанию Средиземного моря и ставит под угрозу его флору и фауну. Через акваторию этого полузакрытого моря проходит 28 проц. мирового транзита углеводородов и эксперты оценивают ежегодный сброс в его воды остатков топлива в 80 тыс. тонн. Только у берегов Франции ежегодно регистрируется более 200 случаев загрязнений по этим причинам. Однако главная опасность загрязнения для этого моря приходит с суши. На этот источник приходится 80 проц. от общего объема его загрязнения. Более того, из-за перенаселения прибрежных районов объем сброса пресной воды в Средиземное море уменьшился за последние 15 лет почти в два раза. Растущий поток туристов, а также войны отнюдь не способствуют очищению вод Средиземноморья. Еврокомиссия уже представила в марте конкретные проекты по этой проблеме с целью ликвидации 80 проц. источников загрязнения к 2020 году, что обойдется не менее двух миллиардов долларов.

Планируется также построить новые и усовершенствовать морские и наземные коммуникации для ускорения процесса товарообмена между двумя берегами Средиземного моря. Будет обращено особое внимание на обеспечение безопасности населения региона Средиземноморского бассейна, который подвержен природным катаклизмам в связи с потеплением климата. Среди "конкретных" проектов фигурируют план по использованию солнечной энергии в регионе, развитие Евро-средиземноморского университета, открытого в июне текущего года в Порторозе /Словения/ и помощь развитию малых и средних предприятий.

Союз для Средиземноморья планирует финансировать реализацию этих проектов из самых разных источников: частного сектора, бюджета ЕС, взносов государств-членов или третьих стран, Европейского инвестиционного банка. Надо признать, что Брюссель пока не очень щедр на финансирование проектов СДС, так что большую часть суммы в 9 млрд евро, предусмотренных для средиземноморских стран в период с 2007 по 2013 год, придется собирать за счет помощи различных стран.

В организационном плане участники парижской встречи согласились проводить саммиты СДС каждые два года, поочередно в одной из стран ЕС или стране Юга. Сопредседателями будут представители как Севера, так и Юга. На первом этапе сопредседательствуют Франция и Египет. Распоряжаться выделенными фондами и заниматься реализацией намеченных проектов будет Генеральный секретариат СДС. Детали его функционирования, равно как и принимающая страна будут определены в ноябре. Право принять на своей территории Секретариат СДС оспаривают Марокко, Тунис, Мальта и Испания. В целом организационные структуры союза должны приступить к работе до конца 2008 года.

В политическом плане 43 страны высказались в заключительном документе за "совместное построение будущего мира и демократии". Этот раздел декларации, особенно в части касающейся израильско-палестинского процесса, вызывал споры до самого закрытия саммита.

"Стороны обязуются создать на Ближнем Востоке зону свободную от оружия массового поражения, ядерного, химического и биологического, а также их носителей, и создать эффективную систему взаимного контроля выполнения этих обязательств, – говорится в декларации. – Они будут воздерживаться от наращивания военного потенциала, которое будет превышать их законные потребности в обеспечении обороны. Стороны будут способствовать созданию условий для установления отношений добрососедства и будут поддерживать процесс обеспечения стабильности, безопасности и процветания".

В том, что касается прав человека, то главы государств и правительств подчеркнули "решимость укреплять демократию и политический плюрализм путем более широкого участия в политической жизни и присоединения к документам, касающимся прав человека и фундаментальных свобод".

Участники саммита подтвердили "поддержку израильско-палестинского мирного процесса" в том плане, как это было сформулировано на Лиссабонской встрече глав МИД стран ЕС и Средиземноморья в ноябре 2007 года, и в соответствии с договоренностями Аннаполиса. Они напомнили, что "мир на Ближнем Востоке требует глобального решения" и выразили в этой связи удовлетворение началом сирийско-израильских мирных переговоров при посредничестве Турции.

Стороны "подтвердили осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, и свою решимость искоренять и бороться с теми, кто его поддерживает". "Стороны подтверждают, что полны решимости сделать все возможное для разрешения конфликтов, прекращения оккупации, борьбы с угнетением, бедностью, защиты прав человека. Они готовы содействовать взаимопониманию культур и гарантировать уважение всех религий и вероисповеданий", – говорится в документе.

В заключительной декларации главы государств и правительств подчеркнули важность роли "процесса Барселоны", начатого в 1995 году и ставшего центральным механизмом построения евро-средиземноморских отношений. По их мнению, СДС станет основой для усиления такого партнерства.

До самого последнего момента сохранялись разногласия и сомнения относительно нормального функционирования этого механизма, инициированного Саркози еще в ходе предвыборной президентской кампании. Факт участия в саммите президента Сирии Башара Асада и премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, то есть лидеров двух стран, которые формально находятся в состоянии войны с 1948 года, вызывал, например, много вопросов.

Задумав новый союз, как союз исключительно средиземноморских стран – Средиземноморский союз, Саркози хотел подчеркнуть тем самым, что его деятельность будет существенно отличаться от так называемого "процесса Барселоны", как называют проект средиземноморского торгового партнерства, принятый в 1995 году странами ЕС и странами Юга, то есть южного берега Средиземного моря. Несмотря на незначительные итоги этого проекта, некоторые страны ЕС, прежде всего его инициатор – Испания, не хотели бы полностью от него отказываться. Не случайно канцлер Германии Ангела Меркель категорически отвергла первоначальный вариант представленного Саркози проекта Средиземноморского союза, объединяющего только страны Средиземноморского бассейна. Она увидела в этом угрозу "раскола" ЕС и настояла на том, чтобы "Средиземноморский союз" стал "Союзом для Средиземноморья", то есть включал бы все страны-члены ЕС. Другими словами, стал бы фактически развитием проекта "процесс Барселоны". В итоге в марте текущего года Саркози и Меркель подписали в Ганновере компромиссное соглашение, в соответствии с которым все страны ЕС вошли в новый союз. А Испания настояла на саммите в Париже, чтобы формулировка "процесс Барселоны" всегда добавлялась к названию нового союза, и потребовала разместить Секретариат СДС именно в Барселоне. В своей речи на церемонии открытия саммита Николя Саркози напомнил об этом споре Ангеле Меркель, отметив, что все страны ЕС заинтересованы в том, чтобы "мир и стабильность воцарились в Средиземноморье".

Новый альянс вызывает серьезные опасения и у Турции, которая боится, что членство в этом Союзе может помешать ее вступлению в Евросоюз, чему категорически противится Саркози. Франции предстоит также преодолеть враждебную позицию некоторых арабских государств, в частности Алжира, которые настороженно относятся к членству в организации, в которую входит Израиль. Именно поэтому "политическая часть" декларации об учреждении СДС предельно упрощена и весьма поверхностно затрагивает процесс ближневосточного урегулирования. Не касается она и других острых проблем Ближнего Востока.

Николя Саркози оказался, однако, прав в том, что прошедший в конференц- зале Большого Дворца в центре Парижа саммит по Средиземноморью стал пока главным "дипломатическим событием" председательства Франции в Евросоюзе. При этом следует, правда, иметь в виду, что началось оно лишь 1 июля. Оценивая значение форума, достаточно сказать, что в его рамках президент Сирии Башар Асад встретился с новым президентом Ливана Мишелем Сулейманом, а премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт – с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом.

Парижская встреча стала первой для президентов Сирии и Ливана. На парижских переговорах в рамках нормализации отношений двух стран они договорились обменяться послами. Другими словами, парижские переговоры стали "беспрецедентными" для улучшения сирийско-ливанских отношений, которое многие здесь называют "историческим". "В воскресенье Париж стал столицей мира на Ближнем Востоке", – писала "Фигаро. Об этом свидетельствуют многочисленные встречи за кулисами саммита по созданию СДС, заявление Сирии о намерении открыть посольство в Бейруте, диалог, хотя и непрямой, премьер-министра Израиля и президента Сирии.

Сам по себе визит в Париж сирийского лидера Башара Асада, первый за последние 7 лет, ознаменовал возвращение Сирии на дипломатическую сцену и нормализацию французско-сирийских отношений, которые были фактически заморожены после выдвинутого Дамаском обвинения во вмешательстве Франции во внутренние дела Ливана. Французско-сирийские контакты прекратились после убийства премьер-министра Ливана Рафика Харири. На Западе подозревали Дамаск, но за отсутствием доказательств этой версии в Париже высказались в пользу более реалистичного подхода. Наверное, поэтому Дамаск, в свою очередь, содействовал разблокированию ливанского политического кризиса.

Израильтяне и палестинцы "никогда еще не были столь близки к заключению мирного соглашения", заявил после встречи с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом израильский премьер. "Приближается момент, когда нам предстоит сделать решающий выбор", – сказал он. Махмуд Аббас со своей стороны отметил, что начатые серьезные переговоры с израильским премьер-министром и главой МИД Ципи Ливни в рамках "дорожной карты" по ближневосточному урегулированию будут продолжены.

В рамках саммита впервые за одним столом встретились президент Сирии Башар Асад и премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, лидеры стран, которые теоретически находятся в состоянии войны с 1948 года. Встреча за одним столом лидеров стран, которые долгие годы враждовали друг с другом, сама по себе представляет дипломатическую победу, хотя коллективной фотографии участников саммита, как это принято в таких случаях, делать не стали. На этот момент обратила внимание французская пресса, хотя на этот раз она была на редкость единодушна в оценках. "Несомненным успехом" назвала саммит "Монд", отметив, что СДС может стать основой движения к миру, что подтверждает встреча за одним столом лидеров стран, которые долгие годы были соперниками и даже врагами.

Большим дипломатическим успехом стали состоявшиеся в рамках саммита "непрямые" переговоры сирийского президента Башара Асада и премьер- министра Израиля Эхуда Ольмерта при посредничестве премьер-министра Турции. По сведениям из журналистских источников, израильский премьер встретился с турецким коллегой в одном из фешенебельных парижских отелей и подчеркнул, что "Израиль относится со всей серьезностью к мирным переговорам с Сирией". Затем состоялась встреча турецкого премьера по этому же вопросу с президентом Сирии Башаром Асадом.

Комментируя этот процесс, представитель израильского правительства Марк Реджев заявил: "Мы думаем, что если есть желание начать серьезные обсуждения, то надо, чтобы переговоры были прямыми и состоялись бы в не слишком отдаленном будущем". Башар Асад со своей стороны заявил, что Сирия готова поддерживать с Израилем "нормальные" отношения на уровне посольств и двусторонних соглашений в случае достижения мирного договора между двумя странами. Хотя Асад сделал при этом оговорку, что для достижения такого договора понадобится от 6 месяцев до 2 лет, его заявление вызвало раздражение и резкую реакцию со стороны Ирана.

Что касается будущего Союза для Средиземноморья, то относительно его существуют разные мнения. "Осуществлением давней мечты" назвал создание организации глава МИД Франции Бернар Кушнер. По мнению Кушнера, речь идет о "коллективном проекте развития экономики, укрепления мира, верховенства права и солидарности". "Средиземноморье оказалось в центре основных проблем, от которых зависит наше будущее, – подчеркнул министр. – Речь идет о климатических изменениях, окружающей среде, питьевой воде и энергетике, проблемах миграции, диалоге цивилизаций. Весьма опасно бездействовать в нынешнюю нестабильную эпоху роста напряженности и различий".

"СДС может стать основой движения к миру, программ сотрудничества между двумя берегами Средиземноморского бассейна, – заявил Кушнер. – Участие в СДС не ограничивается только рамками Европы, его масштабы гораздо шире, и страны Юга будут участвовать в нем на равных со странами Севера. Объединение двух берегов Средиземноморья означает объединение двух цивилизаций, двух таких культур, как ислам и христианство".

Николя Саркози по завершении саммита заявил, что "эта мечта претворяется в жизнь".

Не все участники парижского саммита настроены однако столь оптимистично. "Мир не изменится за один день после создания СДС", – заявил Карл Бильдт, министр иностранных дел Швеции, которая председательствует в настоящее время в Совете Европы. Его мнение отражает сдержанное отношение к данному проекту той части европейских стран, которые помнят, как трудно пришлось согласовывать часть заключительного документа саммита, касающуюся мирного процесса на Ближнем Востоке. Именно из-за этих разногласий проект "процесс Барселоны" увяз в свое время в бесконечных дискуссиях.

Сторонники этой линии в ЕС обращают взоры на Восток, а не на Юг, и предлагают расширять партнерство ЕС в восточном направлении, чтобы уравновесить в некоторой степени французскую инициативу. Предложенный в мае Польшей и Швецией проект такого партнерства со странами Восточной Европы получил единодушную поддержку всех стран ЕС в отличие от французского проекта, который согласовывался до последнего дня. В шведско- польском предложении речь идет об укреплении сотрудничества с Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией, если там пройдет демократизация. Этот проект будет рассматриваться весной 2009 года, когда председательствовать в ЕС будет Чехия, его открытая сторонница.


Юрий Ульяновский, корр. ИТАР-ТАСС в Париже
Источник:"Компас"


 Тематики 
  1. ЕС   (529)
  2. Региональные содружества   (22)