В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Китай и Россия в новом мировом беспорядке

http://www.inosmi.ru/stories/06/05/02/3479/235275.html
"ИноСМИ"
"Project Syndicate", США
Доминик Муази/ Dominique Moisi, 03 июля 2007

Может ли Косово добиться независимости без молчаливого согласия России, и можно ли найти гуманитарное и политическое решение трагедии в Дарфуре без активной доброй воли Китая? Эти два кризиса не имеют ничего общего, но их решение будет зависеть в значительной степени от того, воспользуются ли эти два постоянных члена Совета Безопасности ООН своим правом на вето.

Сравнение соответствующих способностей России и Китая блокировать важные международные инициативы само по себе не имеет смысла, но оно действительно является полезным инструментом для того, чтобы понять преобразование международной системы, которое происходит в настоящее время как прямое последствие относительного заката глобальной власти Америки. С этой точки зрения углубление хаоса на Ближнем Востоке представляет собой как возможности, так и риски для России и Китая, которые могут заставить их определить роли, которые они хотят играть, и образы, которые они хотят воплотить в мире.

Главный вопрос состоит в следующем: делает ли Россия гигантские шаги в 'неправильном направлении', в то время как Китай делает "крохотные" шаги в 'правильном направлении'?

Внешне Россия и Китай, возможно, производят впечатление, что они следуют одному и тому же намеченному курсу, когда они оба с гордостью объявляют, что они 'вернулись' на мировую арену. Но в это хвастовство каждая страна вкладывает разный смысл.

Для Китая, глубоко самоуверенной страны, 'вернуться' просто означает восстановить историческую центральность страны в мире после отсутствия на протяжении более двух столетий. В конце концов, в конце восемнадцатого века Китай стал первым производителем промышленных товаров в мире, и он ощущает себя центром цивилизации, непревзойденным никем другим в Азии, если не во всем мире.

Восстановленная самоуверенность Китая основана на его выдающемся экономическом героизме, который идет не от природных ресурсов, а благодаря производительности и творческому потенциалу. Какими огромными ни были политические, социальные и экономические трения, в Китае есть фактор 'хорошего настроения', ощущения прогресса, притом что Олимпийские Игры в Пекине в 2008 году будут олицетворением символического момента, который объявит миру о масштабе достижений страны.

Прежде всего, за исключением Тайваньского вопроса, Китай – это удовлетворенная держава, которая стремится к сохранению статус-кво, когда речь идет о развитии международной системы – терпеливый актер, который считает вполне законным, чтобы к нему относились как к мировой державе номер два и ведет себя соответственно.

В отличие от него россияне остаются неуверенными по поводу своего статуса в мире. Взрывное "ревизионистское" поведение России накануне недавнего саммита 'большой восьмерки' – признак "неудовлетворенной" натуры Кремля. Поскольку они знают, что они менее могущественны, особенно в демографическом и экономическом плане, россияне чувствуют, что они должны сделать "больше". Для них сказать 'Россия вернулась' означает, что унизительные годы Ельцина прошли, и что теперь к ним должны относиться на равных, особенно Соединенные Штаты.

Русские испытывают ностальгию не по 'холодной войне' как таковой, а по международному статусу, который они потеряли, когда она закончилась. Теперь, когда Америка больше не является "гипердержавой" без стратегических соперников, Россия подтвердила свой статус "супердержавы", притязание, которое вовсе не опирается на действительность. В отличие от китайцев, русские не создают экономическое богатство, а просто используют свою энергию и полезные ископаемые. Кроме того, в отличие от китайцев, они не всегда были уверены в своем положении в мире. Разрываемая между Европой и Азией в культурном и политическом отношении, преследуемая темным, самовлюбленным инстинктом, который проникает в ее толкование своего прошлого и ее представление о будущем, не удивительно, что Россия в настоящее время ведет себя как "ревизионистская" держава.

Неудовлетворенные своей внутренней индивидуальностью, вполне естественно, что русские должны потребовать изменений, которые заставят их почувствовать себя более уверенными и гордыми. Меньше чем 20 лет назад Чешская Республика и Польша были частью их сферы влияния, таким образом, русские по понятной причине не могут принять размещение в них Соединенными Штатами своей системы безопасности в одностороннем порядке.

Конечно, в своих соответствующих суждениях о России и Китае, Запад – и европейцы в особенности – возможно, проявляют избирательные эмоции. "Мы" имеем тенденцию быть менее требовательными к Китаю, чем к России, потому что мы имеем тенденцию считать Россию "европейской" (по крайней мере, в культурном плане). В результате, культура физического насилия и устной провокации, которая процветает в России Путина, глубоко нас тревожит, тогда как мы имеем тенденцию судить о китайских ошибках с большим чувством расстояния, если не безразличия.

Но разница между Россией и Китаем сегодня может оказаться менее существенной завтра, если ухудшение ситуации на Ближнем Востоке возлагает чувство коллективной ответственности на всех пятерых постоянных членов Совета Безопасности ООН. Одно дело, когда Россия и Китай играют на растущих трудностях Америки от Сектора Газа до Кабула; но совсем другое дело, когда ситуация ухудшается до грани общей дестабилизации в регионе.

Действительно, растущие проблемы на Ближнем Востоке могут придать чувство сдержанности России и Китаю, заставив их рассуждать не в плане их глобальной 'ценности в качестве помехи' в отношении Запада, а в плане их способности внести положительный и стабилизирующий вклад в мировой порядок.

Доминик Муази – основатель и старший советник в Ifri (Французском Институте Международных Отношений), в настоящее время является профессором в Колледже Европы в Натолине в Варшаве.

Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского – Ирина Сащенкова

Доминик Муази – основатель и старший советник в Ifri (Французском Институте Международных Отношений), в настоящее время является профессором в Колледже Европы в Натолине в Варшаве.




КОММЕНТАРИЙ

Основатель Французского Института Международных Отношений, типичный представитель лево-либерал-интеллектуального европейского политикума рассуждает о "мировом порядке" и о необходимости России и Китая внести "стабилизирующий вклад" в этот порядок. Надо полагать, что "порядок" этот неожиданно для европейских интеллектуалов обнаружил свою полную неспособность быть порядком, став беспорядком, генерирующим одну критическую ситуацию за другой.
Четыре войны за последние пятнадцать лет, включая одну в центре Европы. Еще одна война вот-вот назреет вновь.

Может быть это Россия, озабоченная своим политическим статусом спровоцировала эти войны?

Цитата:
"Разрываемая между Европой и Азией в культурном и политическом отношении, преследуемая темным, самовлюбленным инстинктом, который проникает в ее толкование своего прошлого и ее представление о будущем, не удивительно, что Россия в настоящее время ведет себя как "ревизионистская" держава. В результате, культура физического насилия ... процветает в России Путина"

Говорится примерно следующее: "Мы вас презираем, презираем ваше прошлое и ваше понимание будущего, но в настоящем вы должны поддержать тот "порядок", который основывается на наших "ценностях".

Какого же "стабилизирующего вклада" можно ожидать от России, раз там процветает культ физического насилия? Китай ради стабилизации своей экономики расстреливает публично, на стадионах, сотни людей, уличенных в коррупции (такова цена человеческой жизни в сравнении с государством), и к этому с пониманием относятся западные интеллектуалы в лице Доминика Муази, еще бы, ведь таким образом "создается богатство". Страны НАТО регулярно бомбят мирных жителей Афганистана и Ирака, но и это есть "стабилизация региона".

Либерал-космополитический миропорядок уже не может обходиться без насилия, рискуя в противном случае просто рухнуть. Косово, Дарфур, Иран, американское ПРО – все решения, предлагаемые по этим вопросам США, можно, разумеется, навязать всему мировому сообществу, без силового давления подобные решения не могли бы быть принятыми никогда. И можно быть уверенным, что адепты этого миропорядка не остановятся перед очередным актом насилия, оправдают его и попытаются представить его как "стабилизирующий вклад", вот только окажется ли Россия втянутой в эту цепь насилия и лжи?


 Тематики 
  1. Мир под эгидой США   (1331)