В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Развитие ситуации на палестинских территориях

ЛОНДОН, 22 июня. /ИТАР-ТАСС/. Насилие в секторе Газа и роспуск правительства главой Национальной палестинской администрации Махмудом Аббасом, передает Рейтер из Рамаллы, еще больше углубили противоречия между двумя ведущими политическими группировками Палестины и вынуждают малые организации вставать на сторону одной из них.

Но раскол между сектором Газа, которым управляет теперь исламистское движение ХАМАС, и значительно большим по территории Западным берегом реки Иордан, где доминирует движение ФАТХ Аббаса, придерживающееся светской ориентации, может усилить нарастающее среди палестинцев разочарование лидерами враждующих группировок, отмечают аналитики.

Опрос, проведенный службой "Ниар Ист консалтинг" после сформирования Аббасом нового чрезвычайного правительства вслед за изгнанием сил ФАТХ из Газы боевиками ХАМАС, показал, что лишь треть палестинцев поддерживает группировку Аббаса и около половины – ХАМАС, тогда как 43 проц респондентов не доверяют ни одной политической силе.

Большая часть светских сил в море мелких групп, действующих на политическом поле Палестины, которое десятилетия подпольной борьбы и оккупации привели в крайне раздробленное состояние, осуждает ХАМАС. Многие из них, подобно ФАТХ, входят в Организацию освобождения Палестины /ООП/, во главе которой стоит лидер ФАТХ Аббас.

Другие мелкие группировки, как исламистского, так и светского толка, занимают различные позиции. "Исламский джихад" и марксистский Фронт за освобождение Палестины, штаб-квартира которого находится в Дамаске, на прошлой неделе осудили насилие, но воздержались от открытой поддержки решения Аббаса о создании чрезвычайного правительства.

Однако лидеры большинства левых фракций ООП встали на сторону ФАТХ, присоединившись к требованию о бойкотировании любых переговоров с ХАМАС до тех пор, пока его лидер Исмаил Хания не согласится со своим увольнением с поста премьер-министра, а его организация не откажется от вооруженного контроля за сектором Газа.

"ХАМАС сталкивается с серьезной проблемой и подвергается изоляции со стороны других политических групп", – говорит политический аналитик Абдель- Маджид Суэйлем, по мнению которого ХАМАС "просчитался", если надеялся на то, что захват контроля над Газой усилит его позиции на переговорах.

ХАМАС настаивает на том, что только защищается и что, отправив правительство в отставку, Аббас совершил переворот. Видный деятель ХАМАС Яхья Муса сказал: "Действия президента были незаконными".
Но руководство ФАТХ пока отвергает диалог. "Они в ловушке. Для них это не стало победой, – заявил видный деятель ФАТХ Квадура Фарес, с трудом сдерживая гнев. – Как мы можем вести с ними переговоры, когда они убивают и грабят?"

О том, насколько углубился раскол между ХАМАС и ФАТХ спустя пять месяцев после того, как они договорились в Мекке о создании недолго просуществовавшего правительства национального единства во главе с Исмаилом Хания, свидетельствует решительное осуждение действий ХАМАС одним из главных поборников примирения в рядах ФАТХ.

Марван Баргути, который приобрел известность во время палестинского восстания в 2000 году и остается влиятельной фигурой среди молодого поколения членов ФАТХ после того, как в 2002 году он оказался в израильской тюрьме, обратился из заключения к Хания с призывом перестать настаивать на том, что тот является премьером, и назвал "переворотом" захват Газы движением ХАМАС.
"Из моей тесной и темной камеры я говорю людям: "Я считают военный переворот в Газе опасной угрозой единству родины и угрозой палестинскому делу... Я полностью поддерживаю решение о формировании нового палестинского правительства", – заявил Бургати.

Соперничество между двумя движениями в определенной мере отражает борьбу за власть и влияние среди 4 млн жителей сектора Газы и Западного берега. Кроме того, у этих организаций разная история.

ФАТХ реально доминировал в палестинской политике с 1965 года до тех пор, пока не потерпел политическое поражение от ХАМАС на парламентских выборах в январе 2006 года, а затем и военное поражение в Газе на прошлой неделе.
Жалобы на коррупцию давно подтачивали позиции ФАТХ среди палестинцев, еще до смерти основателя движения и его бессменного лидера Ясира Арафата в 2005 году, которая обнажила внутренние разногласия и борьбу за власть между представителями "старой гвардии", находившимися вместе с Арафатом в изгнании до середины 1990-х годов, и более молодыми лидерами.

Движение ХАМАС было создано в 1987 году, когда палестинские исламисты подняли вооруженную борьбу против Израиля. Оно завоевало популярность программами социальной помощи, скопированными частично с того, что делает ливанское движение "Хезболла".
Пути двух группировок круто разошлись в 1990-е годы из-за того, что Арафат отказался от насилия в пользу переговоров, тогда как ХАМАС не пожелал прекращать нападения на Израиль. Арафат и ФАТХ не раз применяли вооруженную силу против соперничающих группировок, но масштабы этих столкновений мало сопоставимы с тем, что произошло в Газе на прошлой неделе.
Горький осадок может сохраняться еще долгое время.
"Никогда прежде соперничество между группировками не достигало такого уровня ненависти и кровопролития, – говорит аналитик Суэйлем. – Это создает прецедент в палестинской истории".



КОММЕНТАРИИ

События на палестинских территориях, в Иране, Афганистане, Ираке свидетельствуют об усилении и активизации политических сил радикального исламизма. Во многом, причиной их активизации стало уничтожение США государственности Ирака, которая являлась серьезным политическим препятствием в распространении на Ближнем Востоке радикальных идей панисламизма и стремилась насаждать не глобально-политические, а регионально-политические идеи панарабизма. Именно следуя этим идеям движение ООП во главе с Ясиром Арафатом поддержала вторжение Ирака в Кувейт.

Победу ХАМАС на парламентских выборах 2006 года, можно считать закономерным следствием политического усиления радикальных исламистских сил в регионе в целом, активно заполняющих возникший после устранения государственности Ирака идеологический вакуум. Усиление и активизация этих сил будет направлена не только на противостояние оккупационным силам США и НАТО, но и на то, чтобы получить в свое распоряжение государственный ресурс, который станет плацдармом для дальнейшего политического наступления этих сил в регионе.

Политическим средоточием этих сил был когда-то Иран, затем Афганистан, теперь же похоже на то, что временным пладармом может быть выбрана часть палестинских территорий сектора Газа. Маловероятно, что может быть достигнута какая-либо договоренность между силами ФАТХ и ХАМАС, хотя ХАМАС был бы очень заинтересован в начале переговоров, в политической легитимации режима в Газе, однако подобный ход событий явно противоречил бы и интересам Израиля и США. Поэтому, вероятней всего, ими будет предпринята попытка устранения этого режима и передача всей власти в палестинской автономии силам ФАТХ, контролируемым государственностью США.

Казалось бы, ничего не выполнимого в подобной операции быть не может, однако, события противостояния Израиля и Хизболла во время ливанского конфликта показали, что недооценка возможностей радикально-исламистских сил может привести к непредсказуемому развитию событий и еще большему укреплению, а не ослаблению позиций этих сил, а также к тому (в случае, если военная операция приобретет затяжной характер), что в конфликт могут быть втянуты и другие государства региона.


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)