Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  

Андрей Вячеславович Минин

Метаисторические причины геноцида в Руанде



Размещение в сети: http://www.rodon.org/minin/mpgvr.htm
Дата написания: 2010;  автора: р. 1980;  файла: 21.06.2010


Существуют различные подходы к пониманию исторических процессов: формационный (примером которого является марксистская историософия), цивилизационный, наконец, конспирологический, а также многие другие. Различные подходы предполагают разную трактовку одних и тех же исторических событий. Достаточно любопытную концепцию предложил в середине прошлого века Даниил Андреев, русский поэт и мистик, сын известного писателя Леонида Андреева. Его метаистория является одной из составных частей цельного религиозно-мистического учения, известного под названием «Роза Мира». Сам Даниил Андреев, однако, все время подчеркивал универсальность его концепции, призванной стать не еще одной новой религией, а сверхрелигией, которая в будущем объединит всех людей в церковь-братство. Что же касается метаистории, то с точки зрения Даниила Андреева она является не новой школой философии истории, как, например, марксистская или цивилизационная, а учением о совокупности процессов инобытия, воспринимаемых в нашем физическом мире как собственно история. Даниил Андреев настаивал именно на мифологичности, и даже религиозности метаистории, что отличает её от различных философско-исторических концепций, претендующих на научный подход.

Дальнейшее повествование требует разъяснения общих основ религиозно-мистической концепции Даниила Андреева. Согласно этой концепции, мир представляет собой многослойную реальность, разделенную на большое количество взаимодействующих друг с другом миров, различающихся количеством пространственных и/или временных координат. Воспринимаемая человеком физическая реальность является только одним из таких миров, в то время как в других мирах также действуют различные существа, причем проекцией их деятельности на физический мир и является человеческая история. Эти существа могут иметь отношение к светлому, либо темному, демоническому началу, соответственно различным может быть и их влияние. Деятельность демонических существ связано с потреблением особого тонкоматериального излучения, выделяемого при страдании людей и других живых существ в физическом мире. Любая эмоция в физическом мире приводит к выделению такого особого излучения. Проникая в демонические слои, эти излучения способны восполнять убыль сил у их обитателей. Причем излучения, связанные с проявлением негативных человеческих эмоций, таких как злоба или алчность, способны подпитывать силы только демонических существ особого класса, в то время как излучение, выделяющееся при страдании живых существ (Даниил Андреев называет его гаввахом) восполняет убыль жизненных сил практических у всех жителей демонических слоев. Поэтому демонические существа заинтересованы в приумножение страданий всего живого в физическом мире, и вся их деятельность направлена на это. Особый вид гавваха выделяется конкретно при истечении физической крови, и многие демоны занимаются тем, что всячески провоцируют кровопролития в физическом мире. По мнению Даниила Андреева, все происходящие на Земле социальные катастрофы, результатом которых является кровопролитие, случаются по неосознаваемому людьми наущению этих потусторонних сил, с этим же связано и наличие в некоторых религиозных культах кровавых жертвоприношений.

Значительная часть трудов Даниила Андреева посвящено исследованию влияния метаисторических процессов на историю человечества, в этих трудах он последовательно разбирает различные конкретные исторические события прошлого, описывая их истинные причины. Вместе с этим крайне интересно попробовать применить метаисторический подход к событиям современности, причем не российской (на эту тему уже написано достаточно много), а зарубежной. Возьмем, к примеру, события, произошедшие в конце прошлого века в небольшой африканской стране Руанде, а именно беспрецедентный по жестокости и бессмысленности геноцид. Эти события, безусловно, ужаснули миллионы людей во всем мире, о них было много написано в прессе, однако немногие историки и аналитики взялись за серьезное исследование причин этих событий, несмотря на то, что с тех пор минуло уже почти десять лет. Причиной этого, возможно, стал тот факт, что геноциду в Руанде не могло быть дано какого-либо внятного объяснения с точки зрения любой из общеизвестных историософских концепций.

Попробуем рассмотреть руандийский геноцид сквозь призму метаистории Даниила Андреева. Для начала следует подробней остановиться на хронологии тех страшных событий, которые произошли в Руанде в 1994 году. В прессе было достаточно написано об этом, поэтому уместно обратиться к конкретным журналистским исследованиям. Например, в статье российских журналистов из газеты «Коммерсантъ» [1] подробно описано развитие событий, приведших к геноциду, в результате которого менее чем за 100 дней было уничтожено более 800 тысяч человек (по другим данным более 1030 тысяч). Геноцид был направлен в основном против представителей этнической группы тутси, составляющей меньшинство в стране, а организован представителями этнического большинства – народности хуту. Однако геноцид в Руанде сложно назвать этническим – вместе с тутси уничтожались и хуту, придерживающиеся умеренных политических взглядов и отказывавшиеся принимать участие в геноциде. Основными действующими лицами этих кровавых событий стали регулярная армия, состоявшая из представителей хуту, а также организованные националистическими партиями народные ополчения хуту. Убийства начались после гибели президента страны 6 апреля 1994 года в авиакатастрофе, и прихода к власти временного правительства, состоящего из представителей националистических организаций хуту. Новая власть санкционировала массовые убийства представителей тутси регулярной армией, а также стала активно привлекать к карательным операциям ополченцев и простых граждан. Действия армии и ополченцев всячески подогревались местными СМИ, находящимися под контролем временного правительства. Стоит также обратить внимание на роль религиозных институтов во всех описанных событиях. Здесь уместно обратиться к другому исследованию – статье «Спустя десять лет после геноцида Руанда обращается в ислам», опубликованной на портале JesusChrist.ru [2]. В материале рассказывается о том, что представители доминирующей в Руанде католической церкви, в том числе многие священники, принадлежащие к народности хуту, не только не противодействовали геноциду, но и сами подчас участвовали в убийствах. Не удивительно, что в последующие годы в Руанде наблюдался массовый переход бывших христиан в ислам, число приверженцев которого в этой стране за несколько лет удвоилось. Кровопролитие в Руанде было остановлено только спустя три месяца после начала событий в результате прихода к власти Руандийского патриотического фронта, состоявшего в основном из представителей тутси, причем после этого более 2 миллионов представителей народности хуту покинули страну, вполне обосновано опасаясь ответного геноцида со стороны тутси.

Как уже было сказано выше, до сих пор историки затрудняются дать вразумительное объяснение тому, что произошло в Руанде в 1994 году. У этих событий не было явных социальных или экономических предпосылок, по крайне мере, соизмеримых с масштабом геноцида. Так же их с трудом можно отнести к категории застарелых этнических конфликтов. Безусловно, определенная межнациональная напряженность присутствовала, о чем свидетельствуют факты, приведенные в вышеназванном исследовании газеты «Коммерсантъ» [1]. В статье подробно изложена история взаимоотношений хуту и тутси, которые являются по сути, даже не собственно этносами, а этно-социальными группами. В течение последних нескольких сот лет тутси, занимавшиеся скотоводством (в отличие от земледельцев-хуту), играли доминирующую роль в руандийском обществе. Ситуация не менялась в период колониального господства Германии, а потом Бельгии, а после провозглашения независимости к власти пришли представители большинства – хуту. Тогда же начались первые столкновения между хуту и тутси, часто инициируемые представителями власти. Этому способствовало то, что тутси продолжали играть важную роль в экономике страны, и беднейшие представители хуту стремились к переделу собственности, опираясь на полученную политическую власть. Однако все-таки этнический конфликт между хуту и тутси нельзя сравнить по степени напряженности с такими национальными противостояниям, как, например, армяно-азербайджанский или арабо-израильский конфликты. На протяжении нескольких сотен лет хуту и тутси мирно сосуществовали, а после провозглашения независимости этнические «границы» в руандийском обществе стали постепенно стираться. Автору этих строк довелось в 1999 году, во время учебы в Российском университете дружбы народов, встретиться со студентом из Руанды. Этот молодой человек на вопрос о своей национальной принадлежности уверенно ответил: «руандиец», а также заявил, что разделение на хуту и тутси были «выдуманы для оправдания убийств». Это всего лишь мнение одного свидетеля событий, однако, оно позволяет, по меньшей мере, усомниться в том, что события в Руанде имели чисто этническую природу. Естественно, определенные экономические противоречия в руандийском обществе (сосредоточие значительной части собственности в руках тутси) могли наложиться на межэтническое противостояние и привести к столкновениям, однако, повторюсь, степень этих противоречий была несоизмерима с масштабом геноцида.

Если рассматривать руандийский геноцид с точки зрения метаистории Даниила Андреева, совершенно очевидным становиться то, что столь масштабное кровопролитие не могло обойтись без вмешательства демонических сил, заинтересованных в гаввахе. Однако почему все это произошло в столь короткий промежуток времени, на относительно небольшой территории, другими словами, как с точки зрения метаистории можно объяснить столь великую «концентрацию злодеяний»? Здесь имеет смысл обратиться к еще одной области творчества Даниила Андреева, а именно к исследованию религий. Как уже было отмечено выше, Даниил Андреев указывает на взаимосвязь между кровавыми, и в том числе человеческими, жертвоприношениями в некоторых религиях и действиями демонических существ, заинтересованных в гаввахе. Другими словами, речь идет о демонизации некоторых религиозных пантеонов, то есть проникновении демонических сущностей в эти пантеоны. Любая религиозная мифология, с точки зрения учения Даниила Андреева, есть отражение истинных метаисторических событий, в той или иной степени искаженных. Практически все религии утверждают наличие светлых и темных духовных иерархий, причем монотеистические религии рассматривают их как сообщества дружественных или недружественных богу сверхъестественных существ (например, ангелы и демоны в христианстве), в то время как в политеистических религиях эти иерархии могут составлять пантеон божеств различного ранга. В этом пантеоне могут действовать как светлые, так и демонические сущности. Во втором случае влияние демонических существ через религиозный пантеон может способствовать духовной деградации народа, а также привести к вполне реальным социальным катастрофам, таким как внешние войны, внутренняя тирания и, наконец, самоистребление. В своих трудах Даниил Андреев упоминает о некоторых цивилизациях, гибель которых в далеком и не очень далеком прошлом была связана с такого рода демонизацией религиозных пантеонов. Это – цивилизации инков, майя и ацтеков в Доколумбовой Америке, а также некоторые древние цивилизации Африки.

Стоит, однако, отметить, что такое развитие событий возможно не только в политеистических религиях, в истории человечества есть также много примеров демонизации монотеистических пантеонов. Речь в этом случае идет уже не о проникновении темных сил через политеистический пантеон, а об искаженных представлениях о Боге в конкретных ответвлениях монотеистических религий. Такие «периоды демонизации» характерны и для христианства (наиболее яркий пример – католицизм времен инквизиции), и для ислама (радикальный фундаментализм последних десятилетий), и для других монотеистических религий.

Но в нашем конкретном случае речь идет именно о демонизации политеистических пантеонов: совершенно очевидно, что подобного рода процессы имеют место быть и в некоторых современных африканских религиозных образованиях, а именно в так называемых афро-христианских синкретических религиях, где внешнее принятие навязанного колонизаторами христианства лишь замаскировало древние, подчас кровавые культы. Где-то это дало в той или иной степени положительные результаты, и принятие христианства помогло обуздать демоническое влияние, например, привело к запрету жертвоприношений или каннибализма. Но в других местах такого рода синкретические религиозные образования явились своеобразной миной замедленного действия, и там кровавое туземное прошлое некоторых африканских народов вернулось в гораздо более страшных формах, будучи дополнено такими «благами» современного прогресса, как огнестрельное оружие и концентрационные лагеря.

Однако для того, чтобы уверено говорить о демоническом влиянии старых культов, необходимо подробнее остановиться на описании древних верований руандийцев. Предки современных хуту относятся к группе народностей банту, в то время как предки тутси – к нилотской группе. В книге Мирче Элиаде и Иона Кулиано «Словарь религий, обрядов и верований» [3] подробно описаны древние верования и банту, и нилотов, которые во многом схожи. В частности, для религии древних банту была характерна вера в демиурга, пребывающего где-то далеко и не вмешивающегося в повседневную жизнь людей. Поэтому гораздо более важную роль в ритуалах банту играли различные духи – души умерших предков, обитающие в особых святилищах, а также духи некоторых сил природы. В религии древних нилотов также присутствует бог-творец, который не вмешивается в жизнь людей, в силу чего люди в повседневной жизни обращаются к разнообразным духам, в первую очередь к душам предков. Таким образом, для верований обоих народов был характерен анимизм, то есть вера в духов, прежде всего поклонение душам умерших предков и духам животных и некоторых природных явлений. Разумеется, и для культа предков, и для культа сил природы совсем не обязательно характерна демонизация, однако ряд дополнительных признаков может свидетельствовать о соответствующей подмене, а именно:

 

1. Наличие жертвоприношений (в том числе убийств животных), которые использовались для того, чтобы задобрить соответствующих духов. Об этом также пишет в уже упомянутой книге Мирче Элиаде [3].

2. Каннибализм, в том числе ритуальный, в доколониальный период был характерен почти для всего населения Центральной Африки, в том числе для предков хуту [5]. Во время колонизации случаи каннибализма на территории современной Руанды, если и имели место, не были массовыми, однако, случаи людоедства были отмечены во время геноцида, а также во время спровоцированных геноцидом других межэтнических конфликтов [6].

3. Определенная религиозная этика, характерная для древнего населения Руанды, равно как и для представителей многих других африканских народов. Речь идет о своеобразной «родоплеменной этике», подразумевающей приоритет личной выгоды и выгоды племени (рода, этноса и другое, в зависимости от стадии социально-экономического развития) над другими мотивами, характерный как для людей, так и для духов, которым они поклоняются (различные этические запреты связаны с боязнью «прогневать духов», либо с интересами племени или рода). Здесь можно сослаться на статью Джона Шино «Особенности этнического самосознания африканцев» [4], описывающего традиционное африканское общество. В глазах представителя такого общества (как древнего, так в некоторых случаях и современного) жизнь обладает ценностью только по отношению к родственникам, а в более широком понимании – к соплеменникам. То есть убийство или другое преступление возможно, если оно не противоречит интересам племени, а в некоторых случаях даже необходимо. На это же указывает В.Поликарпов в «Лекции по культурологии» [7] при описании отношения африканцев к магии и колдовству, которые подразделяются на «благотворное», то есть направленное на благо общины, или же «вредоносное», то есть приносящее вред людям (представителям конкретного племени). Также следует отметить, что культ умерших предков в той форме, в которой он присутствовал у древнего населения Центральной Африки, был сильно увязан с родоплеменным самосознанием. Самыми близкими к людям из всех духов, по представлениям африканцев, являются духи предков [4], сохраняющие жизненную энергию рода, и обитающие в определенных священных местах. Межплеменные войны объяснялись, в том числе, необходимостью защиты таких святынь, а сами души предков, являлись в некотором смысле «частью племени».

 

За несколько сотен лет до колонизации началось формирование раннего руандийского государства (занимавшего территорию современных Руанды, Бурунди и части Танзании), для этого же времени характерно начало формирования собственно политеистического пантеона, так называемый культ Иманы – высшей магической силы, в той или иной степени присутствующей в некоторых табуированных животных, в священном царе и его регалиях. Описание этого культа есть у В. Поликарпова [7], который ссылается на бельгийского этнографа Р. Буржуа. По мнению этих исследователей, формирование полноценного политеистического пантеона из культа Иманы в Руанде было приостановлено из-за прихода колонизаторов и деятельности христианских миссионеров. Сложно сказать, насколько культ Иманы был демонизирован, и был ли демонизирован вообще, возможно, наоборот, зарождающаяся новая религия оказала позитивное влияние на руандийское общество, так как формирование раннего государства способствовало если не прекращению, то существенному уменьшению масштабов межплеменных столкновений. Однако в любом случае, на фоне нарождавшегося пантеона сохранялись все древние верования (вера в духов), и именно через них очевидно осуществлялось демоническое влияние (признаки указаны выше). По мнению В. Поликарпова [7], христианизация африканцев парадоксальным образом способствовала консервации культа умерших предков (в том демонизированном виде, в котором он существовал до прихода европейцев), прервав его «естественное умирание».

Так или иначе, опираясь на вышеуказанные факты можно с уверенностью утверждать, что до прихода европейцев общество на территории современной Руанды, как и во всей Центральной Африке, было достаточно жестоким и по европейским представлениям негуманным. Оно было раздираемо непрекращающимися межплеменными войнами, необходимость которых была продиктована, в том числе, религиозными представлениями африканцев. Можно даже говорить о том, что родоплеменной анимизм (когда определенные духи покровительствуют конкретному племени, и существование этих духов на всех уровнях сильно взаимосвязано с жизнью племени) являлся своеобразной идеологической базой межплеменных войн. В постколониальный период Центральная Африка стала местом действия различных социальных конфликтов (а геноцид Руанде это только один эпизод, хотя и наиболее кровавый), и это в значительной степени явилось следствием того, что данные социальные явления (межплеменные войны с религиозными мотивами) были перенесены в современные условия (европейская политическая система, организация армии и полиции по европейскому принципу, наличие СМИ, позволяющих манипулировать сознанием миллионов людей, наконец, технические средства ведения войны).

Можно предположить, что в определенный момент в результате влияния демонических сил старого языческого пантеона христианская церковь в Руанде (только формально остававшаяся католической) перестала выполнять свои функции сдерживания, что и привело к описанным событиям. Здесь стоит понимать, что разложение христианских церковных институтов в Руанде стало проявляться не во время самого геноцида, когда католические священники не только не препятствовали массовым убийствам, но и часто сами участвовали в них, а гораздо раньше. Собственно, следствием этого разложения и стал руандийский геноцид: если служители церкви были способны совершить то, что они делали во время кровопролития, можно себе представить в каком состоянии находилась христианская церковь в Руанде и само общество накануне событий. Именно такое общество было способно взорваться после появления информации об убийстве президента страны. Именно поэтому результатом геноцида стал массовый переход бывших христиан в ислам, ведь исламская религия оказалась в местных условиях гораздо более устойчивой к влиянию демонических сил. И это вполне логично, ведь христианские миссионеры подчас обращали африканцев в свою веру насильно, в то время как исламские проповедники предлагали осознанный переход в новую религию и осознанный же отказ от старых культов.

Автор данного исследования не претендует на истинность, а лишь призывает заинтересованных читателей сопоставить вышеизложенные факты и сделать соответствующие выводы. И если эти выводы совпадут с выводами автора, стоит внимательнее отнестись к метаисторическим концепциям Даниила Андреева. Как известно, любое учение проверяется прежде всего временем, и если старые теории работают применительно к новым историческим реалиям, существует большая вероятность того, что эти теории верны. И на них, по меньшей мере, стоит обратить внимание.



Используемые материалы


[1] Статья «Генерал ответит за 800 тысяч смертей». Опубликована в газете «Коммерсантъ» №149 (2518) от 22.08.2002.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=337511&print=true

[2] Статья «Спустя десять лет после геноцида Руанда обращается в ислам». Опубликована на портале JesusChrist.ru 11 апреля 2004 года.

http://jesuschrist.ru/news/2004/4/11/6006

[3] Элиаде М., Кулиано И. «Словарь религий, обрядов и верований». Раздел «Африка».

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Eliad_Dict/01.php

[4] Статья Джона Шино «Особенности этнического самосознания африканцев». Опубликована в журнале «Развитие личности» №2 / 2006.

http://rl-online.ru/articles/rl02_06/542.html

[5] Каневский Л. «Каннибализм». М., «Крон-Пресс», 1998 Глава «Ночь... Барабан... Африка...»

http://www.xpomo.com/ruskolan/rasa/kannibal.htm

[6] Статья «В Конго партизаны-людоеды поедают плененных пигмеев». Опубликована на портале newsru.com, январь 2003 года.

http://www.newsru.com/world/09jan2003/kongo.html

[7] Поликарпов В. «Лекции по культурологи». Раздел «Культура народов Черной Африки».

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/13.php



Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки