Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Иоанна Воина церковь на Якиманке в Москве..


Загрузить в полном масштабе 904x600, 161k

Пелевин
Иоанна Воина церковь на Якиманке в Москве..  [1709-1717]

Общий вид
Изобр. — Пелевин Ю.А.

Церковь была построена в 1709—1717 годах по проекту, утвержденному, по преданию, самим Петром I, и является одним из выдающихся и наиболее оригинальных памятников этого периода. Она заменила собою одноименный храм, местоположение которого обозначалось как «под горою», «что у Крымского двора на берегу», позднее — «в Малых Лужниках». Храм этот был смыт наводнением, но на его месте, на углу Старого Огородного и Мароновского переулков, долго стояла часовня. На новом месте к названию церкви добавилось — «на Калужской улице» (Большая Якиманка). По традиции, очевидно, восходящей к Петровскому времени, когда покровителем храма был сам царь, владение Иоанновской церкви не ограничивалось существующим участком: еще в первой половине XIX века ей принадлежала обширная территория — несколько кварталов к юго-западу от церковного двора, помещения в которых сдавались «под обывательские дворы».

Осевая схема плана (храм — трапезная — колокольня), а также ярусное построение основного объема связывают памятник с традициями XVII столетия. Эта связь проявляется, кроме того, в завершении храма убывающими ярусами восьмериков с венчающей их граненой главкой. Однако переход к ним от четверика осуществлен плавными линиями свода с крупными люкарнами по центру каждого фасада, где они венчают полукруглые фронтоны. Криволинейные покрытия восьмериков придают большую оригинальность силуэту церкви, пластическому строю ее форм. Основой декорации фасадов здесь являются ордерные элементы, почерпнутые в архитектуре западного барокко: пилястры, оформляющие углы четверика и введенные в обрамление входов, волюты, украсившие люкарны и верхний восьмерик. При этом сочно вылепленные и четко нарисованные разорванные сандрики над проемами еще врезаны, по традиции, в карниз. Обломы и резные вставки на порталах отличаются точностью прорисовки, что говорит о высокой одаренности и профессиональной выучке мастеров.

Интерьер главного объема, насыщенный декоративными элементами, ярко освещен открытыми восьмериками и большими окнами четверика. Граненый свод кажется невесомым, небольшая величина подкупольного пространства создает впечатление его обширности, воздушности, устремленности ввысь.

Первоначально храм имел хоры, на которые вела ныне заложенная внутристенная лестница в северо-западном углу четверика. В 1779—1785 годах стены внутри и хоры были декорированы лепниной и живописью работы художника Гавриила Доможирова. В 1785—1791 годах по проекту В. И. Баженова для храма был изготовлен монументальный иконостас. Возможно, при участии Баженова приобрела существующий вид трапезная, прежде имевшая только один придел. От оформления 1770—1790-х годов сохранилась лишь лепнина на сводах; прочее — баженовские иконостас и напрестольная сень — исчезло во время ремонта церкви в 1859—1862 годах. Тогда же была записана живопись Г. Доможирова, были сломаны хоры. Ныне стоящий иконостас 1712 года — белый, с золоченой резьбой, — перенесен сюда в 1928 году из церкви Трех Святителей у Красных ворот (не сохранилась). Более традиционна по форме колокольня — восьмерик на четверике, только вместо шатра ее вершает купол с главкой; также она отличается необычным расположением слухов. На западном фасаде колокольни сохранился изразцовый рельеф «Евангелист Марк».

Великолепным памятником барокко середины XVIII века является ограда, установленная вместо упавшей в 1754—1758 годах, с массивными воротами и кованой решеткой между часто поставленными столбами. Формирование этого небольшого, но весьма примечательного ансамбля было завершено в 1805 году строительством в линии ограды небольшого одноэтажного домика причта с деревянной обшивкой интерьера.

Ограда со стороны переулка прежде была «фигурной» (криволинейной); ее средняя треть образовывала неглубокий уступ внутрь участка; в западное прясло была вкомпонована лестница-всход, устроенная на откосе холма. В 1875 году ограду по переулку частично разобрали и затем восстановили по существующей линии, придерживаясь «старого рисунка» столбов и решеток; обветшалые звенья заменили новыми. В 1984 году в связи с расширением улицы ограда в этой части была передвинута на новую красную линию, а причтовый дом снесен. Одновременно прясла ограды были установлены там, где их никогда не было, — по южной границе церковного участка.
Пелевин Ю. А.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2017554