Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Мирожский монастырь. Псков


Загрузить в полном масштабе 828x595, 141k

Tats
Мирожский монастырь. Псков  [12 в.]

http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=2084672&ref=author

Canon EOS 400D
Canon EF-S 18-55 f/3.5-5.6

Адрес: Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная.
Храмы монастыря:
Собор Спаса Преображения
Церковь Стефана

В этом монастыре создавались и хранились списки "Слова о полку Игореве".

Ансамбль Cпасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв.

Ольгинская набережная, 2, 3
Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники.

Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв.
Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры.

Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А. И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем.

Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.

Стефановская Церковь. 17 в.
Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.

В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.

Колокольня, братский корпус, братские кельи. к. 17–19 вв.
Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

Настоятельский корпус. 16–19 вв.
Располагается к западу от Преображенского собора: на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж. Ныне — это место размещения монастырского Иконописного центра, которому передана Стефановская церковь, восстановленная попечением известного современного иконописца архимандрита Зинона.

По материалам издания «Храмы Пскова». Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко.