В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Идейно-философская основа

Творения Даниила Андреева

Основные произведения

Роза Мира 1950–1958

Фундаментальный трактат, главный труд Даниила Андреева, работа над которым шла с 1950 по осень 1958 гг. Завершению «Розы Мiра» автор посвятил последние два года жизни после освобождения из тюремного заключения в 1957 году. Книга основана на духовно-мистическом опыте автора, излагает воспринятую им сложнейшую картину трансфизического устроения мироздания и метаисторического процесса, захватывающего физический мир нашей планеты в единстве с множеством других слоёв планетарного космоса. Краеугольные вопросы онтологии, этики, религиозного миропонимания и религиозной практики, историософии (расширенной до пределов метафилософии истории), тема предназначения России в мире, духовный анализ великих произведений русской литературы и судеб их творцов – всё это, равно как и многое другое, входит неотъемлемо в состав и ткань книги.

См. также:


Русские боги 1931–1958

Поэтический ансамбль, представляющий попытку передать средствами стихотворной формы то, что впоследствии более подробно и логически полно будет изложено в «Розе Мира». Замысел «Русских богов» предшествовал главной книге автора, которая первоначально задумывалась в качестве одной из глав ансамбля – «метаисторического очерка». Стихотворные произведения, входящие в состав «Русских богов», дополняют содержание «Розы Мира» не только иного рода воздействием, через поэтически-образное читательское восприятие, но также рядом подробностей и сведений, представляющих существенный интерес для лучшего понимания всей концепции.

Железная мистерия 1950–1956

Драматическая поэма, сочетающая предположения, основанные на метаисторическом знании, с элементами художественного "допуска" (которые, впрочем, не чрезмерно велики). Поэма завершена в 1956 году, и в ней рассматривается одна из возможностей хода метаистории, связанная с опасностью третьей мировой войны, представлявшаяся автору до 1957 года более вероятной, чем другие. В середине 1957 года произошли исключительно важные метаисторические события, о которых сказано уже на страницах «Розы Мира»; они и сделали вариант "Железной мистерии" невозможным. Говоря кратко, суть этих событий – перенос верховной санкции демонических сил с российского, с его идеологией мирового коммунизма, на американского демона великодержавия, уже тогда вырабатывавшего космополитическую идеологию c аналогичным устремлением к всемирной гегемонии, и лучше подходившую для целей объединения мира на бездуховной основе.

Стихотворные произведения

Утренняя оратория 1951

Эта поэма первоначально задумывалась как вступление к «Русским богам».

Древняя память 1928–1937

Стихотворный цикл основан на впечатлениях от образов, поднимавшихся в сознание автора из его приоткрывавшейся глубинной памяти, и рисует читателю ряде эпизодов из предсуществования, в том числе о тех прошлых жизнях в Индии, которым уделено место и на страницах «Розы Мира».

Голоса веков ок. 1933–1935

Стихотворный цикл с интересными образами духовно-мистического опыта отдельных людей, живших в ушедшие далёкие столетия.

Восход души 1935–1950

Стихотворный цикл о детстве – «крылатом, звонком», с автобиографическими элементами.

Материалы к поэме «Дуггур» 1926–1951

Задуманная Д. Андреевым поэма, с несомненными чертами автобиографической достоверности, должна была рассказать о погружении души во власть сил темного и вязкого демонического мира, именуемого Дуггуром, и о её спасении силами Света.

Афродита Всенародная 1950–1955

Стихотворный цикл на тему Афродиты Всенародной, известной также под именем Лилит, одной из великих стихиалей, ваятельнице физической природы человечества. Двойственная, искажённая древним падением, сущность этой стихиали подробно разъясняется на страницах «Розы Мира».

Янтари январь 1942

Стихотворный цикл, посвящен Марии Павловне Гонте (1904?-1995).

Устье жизни 1933,1950

Стихотворный цикл

Зелёной поймой 1932–1950

Стихотворный цикл

Лесная кровь 1936,1950

Поэма

Крест поэта 1935–1940

Незавершенный стихотворный цикл. Стихотворения о Грибоедове, Гумилёве, Хлебникове, М.Волошине. Судя по черновым записям, в задуманный, но незаконченный цикл должны были также войти, по замыслу Д. Андреева, стихотворения о Рылееве, Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Достоевском, Гаршине, Л.Н.Толстом, Л.Андрееве, Блоке, Есенине, Маяковском, Цветаевой.

Семь стихотворений 1933–1950

Незавершённый лирический цикл.

Стихотворения разных лет 1928-1958

Лунные камни 1923–1936

Стихотворный цикл, посвящен Галине Сергеевне Русаковой, школьной соученице и долгой неразделенной юношеской любви Д. Л. Андреева.

Немереча 1937,1950

Поэма о путешествии автора по брянским лесам. Немереча – непроходимая лесная чаща, природа которой связана со стихиалями демонического характера.

Предгорья 1933–1940

Стихотворный цикл.

Незавершённые произведения

Песнь о Монсальвате 1934–1938

Незавершённая поэма в средневековом рыцарском стиле. Несмотря на дату написания, в ней уже довольно отчётливо высказаны некоторые важные религиозно-философские идеи Андреева, в частности понимание символики Распятия и Евхаристии в смысле вездеприсутствия Логоса Вселенной в материальном мироздании, искажённом демонической силой, и евангельского "Рождения от Духа" как совершенно реального и полного преображения физической природы человека.

Королева Кримгильда 1942

Незавершенная поэма, сюжет которой восходит к немецкому средневековому эпосу «Песнь о нибелунгах». Но Даниил Андреев даёт необычную трактовку образа Кримгильды, у автора это прежде всего образ верной и любящей женщины.

Драматический отрывок 1950?

Фрагмент тюремных рукописей. В разговоре двух неназываемых персонажей бросается в глаза типологическое сходство с явлением Мефистофеля Фаусту в поэме Гёте. Но здесь демоническое лишено элемента шутовства и действует отнюдь не в рамках даваемого Богом соизволения.

Другое

Новейший Плутарх 1950–1953

Шуточные биографии воображаемых знаменитых деятелей. Идея книги принадлежала одному из товарищей Д.Андреева по тюремной камере, Л.Л.Ракову, а авторами отдельных "биографий" книги стали четыре разных человека: Д.Альшиц, Д.Л.Андреев, В.В.Парин, Л.Л.Раков. Одно время единственный в книге текст Д.Альшица "Хрипунов О. Д. – деятель опричнины" по ошибке приписывался Д.Андрееву, хотя там достаточно явно заметны нехарактерные для него моменты.

Из тюремного дневника 1954

Затерянные в черновых тетрадях дневниковые записи Д.Андреева относятся к трагически-кризисному периоду его заключения. Публикуемые записи приоткрывают и те мучительные сомнения и духовные потрясения поэта, которыми сопровождались его «часы духовных встреч» в октябре-ноябре 1953 г. Фрагмент дневниковой записи от 7 февраля с небольшой правкой вошел в текст «Розы Мира».

Некоторые заметки по стиховедению

Небольшая работа по теории стихосложения. Автор исследует такой поэтический приём, как спондеика, говорит о необходимости поэтической реформы и вводит понятие «сквозящего реализма». Этим термином он определял, в частности, жанр «Русских богов».

Новые метро-строфы

Перечень предлагаемых Д.Андреевым новых форм стихосложения с отрывками из ранних вариантов собственных стихотворений в качестве примеров.


См. также: Библиотечная страница Д.Л.Андреева