Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Храм Рождества Богородицы. Звенигород


Загрузить в полном масштабе 800x799, 162k

Станислав Юлианович Жуковский
Храм Рождества Богородицы. Звенигород  [1904]

Холст, масло. 82,8x82,3 см
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Русский пейзаж рубежа XIX-XX веков в творчестве передвижников получил две линии развития. Одна была связана с академическим направлением видового пейзажа и отличалась сухостью и гладкостью письма, другая ветвь, которую вслед за Левитаном, Саврасовым, Поленовым подхватили художники младшего поколения – Туржанский, Петровичев, Виноградов, исповедовала лирико-философский пейзаж. Эту линию отличала чуткая передача в образах природы эмоциональных переживаний "души самой природы". Со временем вышеназванные молодые художники вошли в объединение "Союз русских художников". Среди них был и Станислав Юлианович Жуковский. Его картина "Храм Рождества Богородицы. Звенигород", написанная в 1904 году в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом, продолжает тематическую серию архитектурных пейзажей монастырей и кладбищ, начатую живописцем еще во второй половине 1890-х годов.

Для творчества Жуковского характерно объединение работ в серии, в каждой из которых варьируется сюжетно близкая композиция. Ведущим началом в картине, изображающей звенигородский храм Рождества Богородицы, служит передача поэтического очарования единства древнерусской архитектуры и природы. Ранняя весна. Солнце бросает яркие горящие блики на золотые купола белокаменного собора и оставляет синие глубокие тени на мартовском снегу. И, несмотря на то, что возле храма расположен погост, в картине нет ни тени печали, а в пейзаже разлита та особая благодать, которая свойственна святым местам.

В поисках наиболее выразительных живописных приемов художник быстрыми точными ударами кисти написал переплетение ветвей обнаженных деревьев, а белые поверхности храма смоделировал широким фактурным мазком, который переходит в живопись с рельефной лепкой на куполах; еще более нагружены краской места бликов. Мастер обращался к корпусной манере письма, то есть использовал мощные наслоения и заливы краски, мелкие мазки, положенные тонкой кистью, сочетал с работой мастихином. Используя большие плоскости белого, синего цветов, автор придавал произведению декоративное звучание, которое наиболее полно соответствовало характеру изображаемого момента. Станислав Жуковский мог писать только с натуры, и только тот мотив, который захватил его целиком, который отвечал его внутренней сущности. Писал он очень быстро. На картину даже больших размеров, как свидетельствуют современники, у него уходило пять-шесть сеансов. Работая, художник не любил отвлекаться, дорожа временем и торопясь зафиксировать те драгоценные моменты освещения, воссоздание которых и являлось наиболее сильной стороной его творчества.
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4399