Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Дейнека, Аленсандр Аленсандрович


Дейнека, Аленсандр Аленсандрович

Дейнека, Аленсандр Аленсандрович(1899-1969), русский художник. Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920-1925); среди наставников особое влияние на него оказал В.А.Фаворский. Испытал также влияние Ф.Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. В 1925 стал одним из учредителей "Общества станковистов" (ОСТ). Жил в Москве.

Его манера, основанная на плакатно-броском ("снайперском", по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале "Безбожник" (или "Безбожник у станка", с 1923); в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов; революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил; повторение — 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В ряде образов нарастают черты "магического реализма" (Игра в мяч, 1932, там же; некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935).

Особо динамичные ракурсы вводятся в мотивах авиаполета, нашедших воплощение в шедевре монументального искусства тех лет – мозаиках плафонов станции метро "Маяковская" (1938-1939). Батальные полотна Дейнеки (Оборона Севастополя, 1942; Сбитый ас, 1943; обе работы – Русский музей) по-своему уникальны тем, что и немцы представлены здесь как пусть обреченные, но герои, а не жалкие "фрицы". В послевоенные годы мастер плодотворно работал как станковист и монументалист (за мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-1960, он был удостоен Ленинской премии 1964).

Дейнека преподавал в различных вузах (Вхутемас и др.) еще с 1920-х годов, именно в этот период он пользуется максимальным авторитетом у молодежи; энергия его стиля во многом способствует сложению умеренно-оппозиционного "сурового стиля". Вице-президент Академии художеств в 1962-1966, Герой Социалистического Труда (1969). Умер Дейнека в Москве 12 июня 1969.

Работы