Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Бродский, Исаак Израилевич


Загрузить в полном масштабе 541x800, 82k

Бродский, Исаак Израилевич  [1913]

Холст, масло. 72x99 см
Репин Илья Ефимович
Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург

Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) – российский и советский живописец и график, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных «официальных», придворных живописцев Кремля в раннюю советскую эпоху, автор обширной изобразительной ленинианы.

Исаак Бродский родился 25 декабря 1883 (6 января 1884) в селе Софиевка (в то время – Таврическая губерния, ныне – Запорожская область Украины), в семье мелкого торговца и землевладельца. С детства проявил талант к живописи. С 1896 по 1902 г. учился в Одесском художественном училище у Л. Д. Иорини, К. К. Костанди и Г. А. Ладыженского. Затем переехал в Петербург и продолжил обучение в столичной Академии художеств. В течение пяти лет учился в Академии у И. Е. Репина. В 1909-1911 г. на деньги Академии ездил по Германии, Франции, Испании и Италии, в частности посетил на острове Капри М. Горького.

Одаренный, трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский быстро определился в искусстве. В многочисленных картинах (преимущественно пейзажных) он с известной манерностью использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров. На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики ("Сказка", 1911), позднее более жестко придерживался реальности ("Зима", 1913; "Опавшие листья", 1915). В годы молодости, которые совпали с первой русской революцией, он отдал дань политике и даже сделал эскиз "Красные похороны", но до самой картины дело так и не дошло. К середине 1910-х гг. у него уже была репутация вполне сложившегося живописца с некоторым оттенком салонности.

До октябрьской революции 1917 года Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, а также Товарищества южнорусских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.

В феврале 1917 он рисует портрет Керенского, а после октября 1917, повернув на 180 градусов, начинает рисовать портеты большевистских лидеров. За сотрудничество с советской властью художник был одарен огромной квартирой на Михайловской площади (ныне музей-квартира) и множеством привилегий.

После революции Бродский стал официальным художником новой власти, подобно тому как Ж. Л. Давид был официальным художником первой французской республики. Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина. Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 г. был профессором, а с 1934 г . – директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Его учениками были А. И. Лактионов, Ю. М. Непринцев, В.М. Орешников, П.П. Белоусов.

Бродский стал родоначальником официозного искусства, задолго предвосхитив его расцвет в 1930-е и последующие годы. Картина "Ленин и манифестация" (1919) положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю пролетариата, среди которых наибольшую известность приобрела картина "Ленин в Смольном" (1930). Вслед за громадным (150 персонажей) полотном, изображавшим открытие II конгресса Коммунистического интернационала (1920-24), было написано другое – "Расстрел 26 бакинских комиссаров" (1925).

В многочисленных живописных и литографских портретах Бродский запечатлевал партийных и государственных деятелей. Произведения его широко пропагандировались и воспроизводились несчетное число раз, входя составной частью в фальсифицированную историю страны. Правящий режим щедро вознаградил его за верную службу: при жизни он первым среди художников получил орден Ленина (1934) и возглавил только что созданную Всероссийскую AX, a после смерти его имя было присвоено одной из самых красивых улиц в центре Ленинграда (ныне вновь Михайловская ул.). Лучшее же, что осталось после Бродского, – собранная им превосходная коллекция русской живописи и графики, хранящаяся в его Музее-квартире, филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ.

Умер Бродский 14 августа 1939 г. в Ленинграде. В центре Ленинграда (пл. Искусств, 3) был создан музей художника, в его честь в сентябре 1940 была переименована Михайловская улица близ Невского проспекта (после Перестройки ей было возвращено прежнее имя).

Работы