Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Мальчик с вишнями


Загрузить в полном масштабе 1012x1224, 245k

Эдуард Мане
Мальчик с вишнями  [1858]

65 x 65 cm.
Gulbenkian-Stiftung. Lissabon.

...В то время, когда у него возникает дружба с Бодлером, Мане пишет этюды с Александра – мальчик-подручный по мастерской часто ему позирует.

Мане чрезвычайно любит подростка, ему привлекательна эта "живая шаловливая физиономия", принимающая порой грустное, меланхолическое выражение. После того как художник изучил приятные черты Александра в живописных набросках, рисунках и лависах, он резюмирует свои наблюдения в картине "Мальчик с вишнями": здесь преломились самые разные влияния, начиная с голландских мастеров и Шардена и кончая даже Мурильо – он, кстати, Мане совсем не нравится. Ведь Бодлер, как, впрочем, и Мане, тоже без ума от испанцев; поэту очень хочется, чтобы художник как можно больше почерпнул из их произведений...

***

Надо сказать, что судьба "мальчика с вишнями" была трагична. Однажды вечером, Мане, не обнаружив Александра в мастерской, принимается его искать и – о ужас! – находит в чулане – тот повесился, предварительно засунув в рот "кусок ячменного сахара".

Этот трагический случай станет у Бодлера сюжетом для жестокого рассказа "Веревка". "... Он успел уже окоченеть, и мне пришлось испытать чувство неодолимого ужаса при мысли о том, что он может грохнуться вниз. Одной рукой приходилось его поддерживать, а другой – обрезать веревку. Но и этим дело не кончилось: маленькое чудовище воспользовалось очень тонкой бечевкой, которая глубоко впилась в кожу, и теперь, чтобы высвободить тело, надо было тонкими ножницами нащупывать бечевку в глубине рубца, который образовался на вздувшейся шее". Мане – а рассказ посвящен ему – хладнокровием Бодлера не отличался. Самоубийство Александра его потрясло. Он теряет всякое спокойствие. Каждый раз, когда он посещает мастерскую на улице Лавуазье, то испытывает жуткий страх, мрачный образ погибшего неотвязно преследует его. Будучи суеверным, он одержим одним желанием – как можно скорее распрощаться с мастерской, где сосредоточиться больше не в силах, где кисти просто падают из рук. Да, кстати, и Баллеруа собирается переехать в Кальвадос.

Мане ходит по адресам, где сдаются мастерские. Кто-то говорит, что есть подходящий вариант на площади Клиши. Он отправляется туда. Помещение ему подходит, он уже готов согласиться, как вдруг замечает торчащий из стены большой гвоздь. "Здесь кто-то повесился?" – побледнев, спрашивает он консьержку. "Кто вам сказал?" – удивленно восклицает она. Но Мане поспешно исчезает...

В конце концов ему удается найти себе новую мастерскую в доме №58 по улице Виктуар в квартале Трините. Маленькое, плохо освещенное помещение, но все лучше, чем удручающие воспоминания о "мальчике с вишнями"..."

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб. 2000. – 400 с., 16 с. ил.

http://impressionnisme.narod.ru/MANE/mane37_about.htm