Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Курбе, Гюстав


Курбе, Гюстав

Курбе, Гюстав (Courbet, Gustave)

1819, Орнан — 1877, Ла-Тур-де-Пельс, Швейцария. Французский живописец, график, скульптор. Происходил из семьи зажиточного фермера. Первые уроки живописи получил в Орнане, затем в Художественной школе Безансона у местных художников. В 1839, с трудом уговорив отца, отправляется в Париж. Непродолжительное время рисует с натуры в частной студии Сюиса, работает упорно от зари до зари, но главной школой был Лувр. Курбе восхищается живописью испанцев — Веласкеса, Риберы, Сурбарана. Приезжая в родные места, с увлечением пишет пейзажи, краску накладывает густым слоем, мощно "лепит" объемы.

Наряду с композициями на религиозные и литературные сюжеты (Лот с дочерьми, 1841, Париж, частное собрание) делает портреты, в основном изображая самого себя. С явным удовольствием передает Курбе черты красивого лица, несколько романтизируя собственный облик (Человек с собакой, 1842, Париж, музей Пти-Пале; Раненый, 1844, Париж, Лувр; Счастливые влюбленные, 1844—1845, Париж, музей Пти-Пале; Человек с трубкой, 1846, Монпелье, Музей Фабра). Именно автопортретами он впервые заявляет о себе в Салоне.

В 1846 посещает Голландию; огромное впечатление, которое произвели на него произведения Халса и Рембрандта, особенно Ночной дозор последнего, укрепляют Курбе в поисках реалистического пути. Его задача, как он ее определяет сам, "запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке". Если романтиков влекло, как правило, нечто неординарное, если их герои выделялись из толпы, нередко бросая вызов обществу, если в поисках сюжетов они ездили в экзотические страны или черпали их из литературы и истории, то персонажи Курбе, напротив, люди самые обыкновенные, занятые к тому же обыденными делами. Своим искусством реалисты утверждали простую истину, что сеять хлеб, прясть шерсть, пасти стада, строить дороги и т. д. столь же достойно, сколь совершать героические подвиги, и подобные сюжеты могут быть темой искусства. Это убеждение придавало героическую приподнятость полотнам Курбе, а его героям — значительность.

Мастер пишет на холстах огромного размера, изображая фигуры почти в натуральную величину: Послеобеденный отдых в Орнане (1849, Лилль, Музей изящных искусств), Дробильщики камня (1849, Дрезден, Галерея новых мастеров).

Похороны в Орнане (1849—1850, Париж, музей Орсе) — великолепное по живописи полотно, написанное сильной свободной кистью, на котором художник изобразил своих соседей по Орнану, собравшихся на торжественную траурную церемонию. Это одно из самых значительных произведений реализма XIX в., оно подобно монументальной фреске, запечатлевшей жизнь французской провинции. Работы Курбе имели как ярых противников, так и не менее убежденных сторонников, каждое новое полотно вызывало дискуссии в прессе. Вокруг мастера объединялись художники реалистического направления, однако официальные художественные круги относились к нему с открытой враждебностью.

В Салон, приуроченный к Международной выставке 1855, не были приняты Похороны в Орнане и Ателье (обе — 1855, Париж, музей Орсе); в ответ Курбе арендовал отдельный павильон под вывеской "Реализм" и устроил в нем персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего искусства (Манифест реализма).

В 1850—1870-х продолжает упорно работать, создавая жанровые композиции, натюрморты, пейзажи: Деревенские барышни (1851, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Купальщицы (1853), Встреча ("Здравствуйте, господин Курбе!"; 1854, обе — Монпелье, Музей Фабра); Битва ланей (1866), Бушующее море (1870, обе — Париж, музей Орсе). Особенно хороши марины Курбе. Художник стремится не к иллюзии, а передает как бы саму суть морской стихии — грозную, суровую, неподвластную человеку и великолепную в своем буйстве. Глядя на его пейзажи, кажется, будто слышишь грохот прибоя, ощущаешь дыхание морского ветра. Художник побывал в Германии, Австрии, Англии. В период Парижской коммуны (1871) был делегатом мэрии, председателем федерации художников.

После подавления Коммуны власти Третьей республики возбудили против Курбе судебный процесс, обвинив его в участии в разрушении Вандомской колонны. Он был осужден и заключен в тюрьму. Выпущенный на свободу, вскоре (в 1873) подвергся судебному преследованию и приговорен к огромному штрафу, деньги от которого должны были использоваться для восстановления колонны. Вынужденный эмигрировать в Швейцарию, Курбе умер в изгнании.

Лит.: Тихомиров А. Н. Гюстав Курбе. М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. М., 1970; Калитина Н. Н. Гюстав Курбе. Очерк жизни и творчества. М., 1981; Мак Г. Гюстав Курбе. М., 1986; Leger C. Courbet et son temps. Paris, 1948; Courbet: Catalogue raisonnade luvre. (1819—1865). Paris, 1978. Vol. I.
В. Стародубова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика

Работы