Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Девушка у пианино (Увертюра к "Тангейзеру")


Загрузить в полном масштабе 1000x616, 177k

Поль Сезанн
Девушка у пианино (Увертюра к "Тангейзеру")  [ок. 1868]

57.8x92.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Сюжет ее напоминает о культе Вагнера, которому поклонялась художественная молодежь Франции.

"Увертюра к "Тангейзеру" начиналась Сезанном, видимо, так же спонтанно, как и другие его экспрессивные работы этих лет. Один из друзей Сезанна, Марион, рассказывает в письме: "Недавно он (Сезанн) за одно утро наполовину написал великолепный холст... Он будет назван "Увертюра к "Тангейзеру" (...). Эта живопись принадлежит будущему, как сама музыка Вагнера...
Вот эта работа.
Девушка за пианино; белое на синем; все на первом плане. Пианино написано широким мазком, повернутый в профиль старик отец сидит в кресле; в глубине комнаты находится мальчик, слушающий музыку с глуповатым видом. В целом впечатление свирепой и подавляющей силы..." Здесь описывается первоначальный вариант картины, исполнение которой, видимо, должно было соответствовать бурной музыке немецкого композитора. Спустя год тот же корреспондент сообщает: ".. У Поля имеется несколько крупных начатых полотен; он собирается снова работать над "Увертюрой к "Тангейзеру" в совершенно других, более светлых тональностях..." И в одном из следующих писем той же переписки Марион рассказывает: "Он вернулся к знакомому тебе сюжету "Увертюра к "Тангейзеру", однако в совершенно других и совсем светлых тональностях, все фигуры отличаются большой законченностью. Светловолосая головка девушки очень красива, написана с удивительной силой. Мой профиль получился очень похожим, к тому же он мастерски выполнен, без прежней резкости цвета и отпугивающей дикости других его работ. Пианино написано так же великолепно, как в первом варианте, а складки занавеси, как и обычно, поражают подлинностью".

Как видно из этого описания, следующий вариант картины был уже ближе к эрмитажному, но в нем было еще много подробностей – занавес, выразительный портрет Мариона.

Картина, которая находится в Эрмитаже, – это третий, окончательный вариант, две предыдущие не сохранились. В композиции возобладало спокойствие, уравновешенность, в ней нет и следова "свирепой и подавляющей силы", а, напротив, разлито спокойствие, окрашенное легкой печалью. Сезанн здесь подводит итог целой серии семейных сцен и портретов...

По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь Сезанна" и послесловия К.Богемской
http://sezann.ru/pictures/