Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Тьеполо, Джованни


Тьеполо, Джованни

Тьеполо был прекрасным рисовальщиком, о чем свидетельствует этот карандашный автопортрет.http://www.artprojekt.ru/Gallery/Tiepolo/Tie03.html

Тьеполо Джованни Баттиста (1696—1770)

Джованни Баттиста Тьеполо родился в 1696 г. в Венеции. Учился в Венеции у Г. Ладзарини, испытал влияние П. Веронезе и Дж. Б. Пьяцетты. В восемнадцать лет был принят в гильдию художников. Работал главным образом в Венеции, а также в Милане, Вюрцбурге и Мадриде.
Для ранних работ Тьеполо (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург, и др. собрания). К вершинам раннего творчества Тьеполо относятся фрески, украсившие Патриарший дворец в Удине, куда художник был приглашен в 1726 г. Декорация различных помещений дворца опирается, главным образом, на сюжеты из ветхозаветной книги Бытия. В галерее, или так называемой «Розовой комнате» на потолке изображена большая композия «Суд Соломона», окруженная четырьмя пророками («Пророк Исайя»).
В 1735—50 гг. произведения Тьеполо обретают свободу и экспрессивность, колорит светлеет и обогащается тонкими нюансами (плафоны венецианских церквей Джезуати, 1737—39, и Скальци, 1743—44, «Несение креста»).
В 1750—60-х гг. Тьеполо пользуется широкой славой, много работает для иностранных дворов, избирается президентом венецианской академии художеств (1756—58). В этот период им исполнены лучшие фресковые циклы (в палаццо Лабиа в Венеции, 1747—50; в архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 1750—53; на вилле Вальмарана близ Виченцы, 1757; в палаццо Редзонико в Венеции, 1758), отличающиеся праздничной пышностью, сияющим колоритом, составленным из нежных серебристых, красноватых, золотисто-жёлтых, жемчужно-серых, коричневых и синих оттенков.
Подлинным шедевром декоративно-монументальной живописи стали росписи Большого зала палаццо Лабиа в Венеции, в которых Тьеполо использовал сюжеты из истории древнеримского полководца Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Большая зала дворца, возвышающаяся на два этажа, полностью покрыта фресками, в создании которых участвовал также художник-перспективист Менгоззи Колонна. Стены комнаты были раздвинуты иллюзионистским изображением архитектурных элементов, в которые были органично включены реальные двери и окна. Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа. Непременным атрибутом художественного метода Тьеполо, для которого характерны острый ум и ирония, является большое количество бытовых деталей. Слуги, солдаты, музыканты и другие персонажи заполняют залу столь естественно, что зритель невольно начинает сомневаться: это свита Клеопатры или настоящая прислуга дворца?
В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау. Расписывать резиденцию художнику помогали его сыновья — двадцатичетырехлетний Доменико и четырнадцатилетний Лоренцо. Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту, и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской». Архиепископ был весьма доволен декорацией тронного зала, и в следующем, 1752 г. пригласил художника расписать плафон над парадной лестницей. Здесь, на площади около 650 квадратных метров, художник поместил композицию «Олимп и четыре части света». Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы; они словно парят в бесконечном пространстве. В изображениях аллегорий частей света и их многочисленной свиты фантазия живописца поистине беспредельна: персонажи разных рас и национальностей, одетые в причудливые одежды, множество экзотических атрибутов, создающих соответствующий колорит. Например, Америка представлена красавицей-индианкой, восседающей на огромном крокодиле («Аполлон и континенты»). Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного.
Вследствие сырого климата работать над фресками в резиденции Вюрцбурга можно было только весной и летом. Поэтому в осенне-зимний период Тьеполо писал маслом. В Германии художник создал целый ряд великолепных станковых произведений, в которых сюжет явился лишь поводом для захватывающих, красочных образов («Смерть Гиацинта», «Поклонение волхвов»).
В 1757 г. Тьеполо и его сын Джандоменико были приглашены в Виченцу для украшения виллы Вальмарана. Тьеполо расписал фресками вестибюль и четыре комнаты первого этажа, Джандоменико — гостевую половину. По замыслу художников веселые жанровые сценки Джандоменико, изображавшие крестьян и купцов, должны были контрастировать с благородными трагическими сценами, которые воплотил в своей работе сам Тьеполо — это сюжеты, заимствованные из таких произведений как «Илиада» Гомера («Эврибат и Талфибий, ведущие Брисеиду к Агамемнону»), «Энеида» Вергилия («Венера, являющаяся Энею на берегу Карфагена»), «Неистовый Роланд» Ариосто («Анджелика и Медор у пастухов») и «Освобожденный Иерусалим» Тассо («Ринальдо, покидающий Армиду»).
К 1740—50-м гг. относятся важнейшие станковые произведения Тьеполо, поражающие яркой эмоциональностью образов и виртуозностью техники. В своем творчестве художник исключительно многогранен. Он пишет как мифологические картины («Царство Флоры»), так и религиозные полотна («Явление Богородицы доминиканским святым», «Мученичество св. Агаты», «Мадонна со щеглом»). Тьеполо выступает также как талантливый портретист («Женщина с попугаем»).
В июне 1762 г. Тьеполо прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля для украшения тронной залы королевского дворца. Композиция «Слава Испании», предварительный набросок которой был сделан художником еще в Венеции, по замыслу должна была прославить испанскую нацию, которая в XVI—XVII вв. превратилась в одну из ведущих европейских держав. Несмотря на сложную структуру многочисленных фигурных элементов и их замысловатое значение, а также благодаря большому открытому пространству небесного свода, эта работа Тьеполо получилась самой светлой из всех его произведений. Декорация тронного зала была закончена в 1764 г. Король, весьма довольный работой художника, поручает ему расписать несколько других помещений дворца.
Творчество Тьеполо завершает развитие итальянской монументально-декоративной живописи XVI—XVIII вв. Фрески и картины Тьеполо с их бездонными головокружительными просторами, безудержной динамикой и живописной свободой, совершенством световоздушных эффектов, лёгкостью и прозрачностью красок, новизной и неожиданностью точек зрения и ракурсов принадлежат к вершинам мирового монументально-декоративного искусства; художник превосходно связывал свои композиции с интерьером, иллюзорно расширяя и углубляя реальное пространство.
Тьеполо был замечательным графиком, автором островыразительных по своей смелости и живописности, порой изысканно-гротескных, рисунков и офортов (циклы офортов «Вари каприччи» («Разнообразные причуды») и «Скерци ди фантазия» («Шутки фантазии»).
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=17773

Работы