Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны


Загрузить в полном масштабе 551x629, 48k

Винсент-Виллем-ван Гог
Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны  [1981]

Холст, масло. 49.5 x 45.5 cm.
Сен-Реми, май 1890 года.

Сан-Паулу, Художественный Музей Сан-Паулу.

Пейзаж с прогуливающей парой и серпом луны -- один из наименее узнаваемых пейзажей, написанных Ван Гогом в Сен-Реми. И хотя из Бразильского города Сан-Паулу в выставочных целях работа выезжала редко, она представляет интерес для зрителя – как композиционный, так и тематический.
Цветовое решение и композиция

Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны – это любопытная совокупность обычных тем Ван Гога, присутствующих в его работах. В то же самое время, благодаря некоторым особенностям, она стоит особняком среди прочих его работ.

В Сен-Реми Ван Гог частенько рисовал оливы и кипарисы, что же касается деревьев в Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны, то деревья здесь не столь внушительны и не так тщательно прорисованы. Кипарисы Ван Гога знают все. Но в этой работе, они расположены где-то вдалеке, добавленные будто в последний момент, а потому здесь нет величия и буйства, характеризующих кипарисы Винсента. Оливы малы настолько, что напоминают кустарник, и далеки от тех горделивых оливковых садов бушующих на полотне Оливковая Роща. «Приглушенные» по своему качеству деревья – это, скорее, намеренный прием, который используется автором, дабы не отвлекать внимания от гуляющей на переднем плане пары.

Картина необычна так же и тем, что отображает сумерки. Огромное количество работ Ван Гога, написанных в Арле и Сен-Реми, были созданы при ярком дневном свете, под горячим Прованским солнцем. Сумеречные пейзажи были более частым мотивом в предшествующие периоды творчества художника (взгляните, к примеру, на Осенний пейзаж в сумерки, относящийся к Нюэненскому периоду). Позднее, однако, Ван Гог по большей части перестал рисовать сумеречные сцены. И хотя художник наудивление свободно и нетрадиционно экспериментировал с изображением небес – среди бела дня с неба глядят яркие полумесяцы, – сами закат и рассвет в последние годы своей жизни он рисовал редко.

Необычна так же и почти квадратная форма полотна Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны. За несколькими немаловажными исключениями (пейзажи периода Овер-на-Уазе, выполненные в формате «двойной квадрат»), Ван Гог использовал главным образом стандартные портретные или пейзажные холсты, независимо от их размера. В Париже художник экспериментировал с формой картин, как в случае с очаровательной овальной работой Корзина проросших луковиц, хотя предпочтение все-таки отдавал обычной прямоугольной форме. Данная работа интересна нехарактерным соотношением сторон.

Противоречивые моменты

В дополнение к занятным стилистическим нюансам Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны, заслуживают внимания некоторые исторические моменты.

Нет единодушия среди специалистов в вопросе установления даты создания картины, к примеру. Большинство справочников относят данную работу к концу периода Сен-Реми, однако, как указывает Рональд Пикванс, существуют факты наводящие на предположение, что картина могла быть на самом деле написана несколькими месяцами ранее, в октябре 1889 года.1

Другой спорный момент касается того, был ли Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны когда-либо упомянут в переписке Ван Гога. Пикванс твердо убежден, что картина вообще не фигурирует в уцелевших письмах Винсента2. Ян Хульскер, один из известнейших специалистов по переписке Ван Гога, в свою очередь, утверждает, что полотно упоминается в двух письмах: 644 и W13. Удивительно, но Хульскер, похоже, не прав. В письме 644 описываются несколько полотен, над которыми в тот момент работал автор, но отрывок, который мог бы характеризовать данную картину, звучащий как «кипарис и звезда», почти наверняка относится к полотну Дорога с кипарисом и звездой, а не Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны. В письме W1, к сестре Вил, художник рассказывает об «оливковых садах… и контрастном небе в желтом, розовом и зеленом цвете». Описание это, однако, совершенно не совпадает с зелено-оранжевой гаммой данной работы.


Знакомые мотивы

Как уже упоминалось, излюбленной темой Ван Гога в годы, проведенные им на юге Франции, были оливы и кипарисы, которые мы видим на полотне Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны. Другие мотивы этого произведения так же имеют своих предшественников.

Лица: За свою жизнь Винсент Ван Гог написал тридцать шесть автопортретов. Иногда он заимствовал свое изображение для какой-нибудь фигуры на картине. У запечатленного на этой картине мужчины борода и волосы – определенно рыжие, и одет он в синюю рубашку (излюбленная одежда Винсента, как, например, в Автопортрете с соломенной шляпой). Вполне разумно было бы предположить, что Винсент решил поместить на картину с пейзажем свое изображение. Также интересно, что он снабдил себя спутницей. Большую часть своей жизни Винсент Ван Гог пытался обрести счастье с женщиной, но, как правило, безрезультатно. Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны был написан во время добровольного пребывания Ван Гога в психиатрической лечебнице Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми. На тот момент Винсент пробыл в больнице уже год (если мы согласимся, что картина была написана в мае 1890 года) и страдал от прогрессирующего чувства одиночества и отчаяния. На полотне, безликий рыжеволосый человек шагает по полям с компаньонкой – возможно, так Ван Гог выразил в пейзаже идеальную сцену, не состоявшуюся в реальной жизни, в жестоких условиях заключения. Все это прямо противоположно другой, насыщенной страданием и, к несчастью, более реалистичной картине Упражняющиеся заключенные, принадлежащей тому же периоду, и где автор подсознательно изобразил себя.

И хотя фактически Упражняющиеся заключенные – это копия более раннего рисунка Гюстава Доре, тема этого полотна самым плачевным образом отражает настроение Винсента во время его заключения в психиатрической больнице в Сен-Реми. Заключенные (или, в данном случае, пациенты) маршируют в крошечном отсеке, ограниченные клаустрофобичными тюремными стенами. Узники шаркают в этом замкнутом круге – двигаясь, но, не продвигаясь вперед, и все, за исключением единственного человека, безлики. Из глубины картины на зрителя внимательно смотрит лицо – взгляд его выражает если не вызов, то, по меньшей мере, является взглядом не сломленной обстоятельствами личности. Многие полагают, что в этом одиноком узнике Ван Гог кистью запечатлел самого себя. Захватывающее предположение и, как упоминалось, ярко контрастирующее со свободой и тихим счастьем Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны.

Жесты: На полотне Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны женщина делает выразительный жест рукой, с будто преувеличенной оживленностью, что так же необычно для большинства работ Ван Гога.
Жест этот похож на тот, что мы видим в картине Воскрешение Лазаря. Обе картины были созданы в один период, и Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны, возможно, несет в себе скрытый религиозный подтекст (что было бы вполне разумно предположить, принимая во внимания, что в работах Ван Гога часто присутствует скрытый смысл, в особенности в картинах написанных в конце его долгого заключения в лечебнице города Сен-Реми) Религиозные взгляды Винсента стремительно менялись на протяжении многих лет, но он всегда, без сомнения, питал чувство глубокого почтения к природе и духовного родства с ней. Здесь, женщина демонстрирует то же самое религиозное рвение, что и в картине Воскрешение Лазаря – но уже среди просторных Прованских лугов, хотя мы и не можем считать это неоспоримым фактом.


Серп луны: И, наконец, один из наиболее узнаваемых мотивов – полумесяц.
Полумесяц присутствует в четырех полотнах Ван Гога (а так же в различных рисунках и набросках в письмах), ярко освещая знаменитые Вангоговские небеса.

Несправедливо было бы полагать, что Пейзаж с прогуливающейся парой и серпом луны блекнет в сравнении со своими более знаменитыми «братьями» того же периода, но, так или иначе, полотно остается незаслуженно забытым. Можно возразить, что картине не хватает технической проработки, как, скажем, в Дороге с кипарисом и звездой, но все же работа интересна сама по себе и является выдающимся достижением. Вышеприведенные комментарии демонстрируют стилистическое сходство с другими картинами, пользующимися большим признанием, но комбинация мотива, цвета и композиции выливается в богатую и великолепно исполненную, уникальную, работу.
http://www.vggallery.com/international/russian/paintings/p_0704.htm