Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Портрет З.А. Волконской


Загрузить в полном масштабе 458x700, 34k

Федор Антонович Бруни
Портрет З.А. Волконской  [1820-1830]

Холст, масло. 188 х 130см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

На портрете — княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская (1792—1862), жена егермейстера князя Н. Г. Волконского. Федор Бруни представил княгиню в костюме Танкреда из оперы Россини «Танкред». Портрет, написанный в Италии, романтичен. Облаченная в рыцарские доспехи, окруженная сумрачным пейзажем, молодая женщина полна особенной, почти мистической одухотворенности, которая в пору романтизма считалась принадлежностью Средневековья.

З. А. Волконская — человек больших дарований и удивительной судьбы. Быть может, она наиболее яркая личность среди женщин в истории русской культуры первой половины XIX века. Природа щедро наделила ее многими талантами: она обладала прекрасным голосом, сочиняла музыку, стихи, прозу на французском и русском языках.

Волконская известна как хозяйка литературно-музыкального салона в Москве, ставшего в середине 20-х годов культурным центром старой столицы. Каждую неделю в доме на Тверской (дом 14, построен в 1790-х годах архитектором М. Ф. Казаковым, сохранился в перестроенном виде) устраивались концерты, оперные представления, литературные чтения, где, по свидетельству П. А. Вяземского, «соединялись представители большого света, сановники и красавицы, профессора, писатели, журналисты, художники». Среди постоянных посетителей салона: Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, братья И. В. и П. В. Киреевские, М. П. Погодин, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, С. П. Шевырев. Частым гостем ее собраний был А. С. Пушкин, посвятивший «богине муз и красоты» стихотворение «Среди рассеянной Москвы» (1827). 26 декабря 1826 года поэт присутствовал на прощальном вечере в честь М. Н. Волконской, уезжавшей в Сибирь к мужу — декабристу Сергею Волконскому.

Независимость поведения и смелость суждений Волконской раздражали правительственные круги. За ее домом, служившим «средоточием всех недовольных», был учрежден негласный надзор. Между тем Волконская стремилась к широкой общественной деятельности. У нее было множество замыслов: организация научных обществ «Патриотическая беседа» и «Русское общество», призванных познакомить Западную Европу с историей и культурой России, а также создание «Эстетического музея» при Московском университете. Но все это было холодно встречено московскими властями.

Княгиня Волконская пыталась реализовать себя в литературном творчестве, создав и опубликовав ряд значительных произведений: «Quatre nouvelles» («Четыре повести»; на французском языке), «Tableau slave du V-me siхcle» («Славянская картина V века»; на французском языке, вышел также русский перевод П. И. Шаликова), отрывки из романа «Сказание об Ольге». Литературное поприще не принесло ей шумного успеха, но и не осталось незамеченными: за «Славянскую картину» Волконская была избрана почетным членом научного Общества истории и древностей российских.

Обладая от рождения свободолюбивым нравом и большим материальным состоянием, Волконская в 1829 году, «наскучив Москвою и ее сплетнями», уехала в Италию, где прожила тридцать три года. Она жила достаточно замкнуто на своей римской вилле. Правда, у нее подолгу гостил Н. В. Гоголь, на которого она оказала сильное духовное влияние.

Княгиня совершила редкий для россиян поворот в своей религиозной жизни: по принципиальному убеждению и глубокому чувству она перешла из православия в римско-католическую церковь.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18804&cat_ob_no=15516