Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Смерть Камиллы, сестры Горация


Загрузить в полном масштабе 900x578, 39k

Федор Антонович Бруни
Смерть Камиллы, сестры Горация  [1824]

Холст, масло. 350 х 526 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Картину «Смерть Камиллы, сестры Горация» Ф. А. Бруни написал в Риме. Полотно огромно по размерам — более пяти метров в длину. Художник выставил свое произведение на Капитолийском холме для всеобщего обозрения, и оно прославило двадцатилетнего автора. Знатоки находили много изящного в композиции и рисунке картины.

Сюжет картины почерпнут из древнеримской истории. Во времена, относящиеся к далеким преданиям, Рим воевал с городом Альба-Лонга. Три брата римлянина, среди которых был и Гораций, вступили в единоборство с тремя братьями Куриациями из враждебного города. Гораций одержал трудную победу и с триумфом вернулся в Рим, где застал свою сестру Камиллу, оплакивающую Куриация, которого она любила. В порыве патриотического гнева Гораций убил свою сестру. Этот момент финальной развязки и запечатлел Бруни на своем полотне.

Содержание и стиль картины вполне в духе русского классицизма первой половины XIX века. Но в ней уже чувствуется влияние идей романтизма. Композиция построена по традиционной академической схеме. Персонажи выстроены по всем правилам последнего действия в классицистической трагедии. Фигуры строго упорядочены и сгруппированы в красивые и выразительные группы. В центре и на первом плане — главные сюжетные герои: умирающая неверная Камилла и Гораций, указующий на жертву. Все фигуры, как будто на просцениуме, находятся в неглубоком условном пространстве.

Действующие лица стилизованы под псевдоисторическую эпоху Древнего Рима. Одетые в античные одежды, они своими позами и жестами вызывают в памяти эллинистические статуи. Выражения их лиц, на которых отражается переживание трагических событий, демонстрируют общую идею произведения.

Красиво сочетание ярких красочных тонов с объемными цветопереходами. Главный персонаж Гораций выделен не только композиционно, но и цветом: живописец неслучайно выбрал для него плащ ярко-красных тонов.

В своем произведении Бруни стремился к психологической достоверности, к созданию напряженности при восприятии картины зрителем. За это полотно он в 1834 году получил звание академика. В 1897 году «Смерть Камиллы, сестры Горация» была передана из Императорской Академии художеств в Русский музей Александра III. Впоследствии Александр Бенуа напишет, что Бруни создал вещь «поистине мастерскую, но глубоко фальшивую, как финал какой-нибудь ложно-классической трагедии» (Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. С. 122.).
Пелевин Ю. А.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15516&ob_no=15519