Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Бруни, Федор Антонович


Загрузить в полном масштабе 555x700, 21k

Бруни, Федор Антонович

Автопортрет. 1810-е. Масло.

БРУНИ, Федор Антонович (1799-1875), русский художник. Родился в Милане 10 июня 1799 в семье итало-швейцарского художника, мастера декоративной живописи и реставратора Антонио Бруни. После того как отца пригласили на работу в Россию и семья обосновалась в Петербурге (1807), учился в Академии художеств (1809-1818) у таких строгих классицистов, как А.И.Иванов, А.Е.Егоров и В.К.Шебуев. Жил в Петербурге, а в 1818-1836 x 1838-1841 — в Италии. Испытал влияние художественной культуры итальянского Ренессанса.

Подобно А.А.Иванову и К.П.Брюллову, стремился к искусству больших идей, рациональному по форме, но наполненному стихийно-романтическим, иррациональным содержанием. Сблизившись в Риме с кружком княгини З.А.Волконской, написал ее поэтически-мечтательный портрет в костюме Танкреда, героя поэмы Освобожденный Иерусалим Т.Тассо (1820). Напротив, другая его римская картина Смерть Камиллы, сестры Горациев (1824) создана в безупречно классицистической манере, как театр риторически-красноречивых жестов и поз. Гражданская героика Камиллы существует в творчестве Бруни параллельно чувственному лиризму таких полотен, как Вакханка и Амур (1828). Наконец, обе линии — этический норматив и экстатически-тревожное, непредсказуемое чувство — сходятся в знаменитом Медном змие (1825-1841; все картины в Русском музее, Петербург). Эта многофигурная библейская драма — с Моисеем, исцеляющим свой народ от укусов ядовитых змей с помощью их волшебного медного подобия, — составляет достойную параллель к Последнему дню Помпеи Брюллова, тем паче, что брюлловская картина во многом и писалась как ответ на монументальный вызов Бруни. Попутно художник создал большой цикл офортов на темы русской истории, изданных в 1839 в виде альбома.

В многочисленных картонах и рисунках для росписей Исаакиевского собора (1841-1845), «Шахматного зала» Эрмитажа (1845-1853) и храма Христа Спасителя в Москве (1858-1860; все эти подготовительные материалы хранятся в основном там же) Бруни показал себя крупным мастером монументально-декоративного искусства, стремящимся органически продолжить стилистические традиции Возрождения. Занимал крупные административные посты, будучи хранителем картинной галереи Эрмитажа (1849-1864), профессором (с 1836) и ректором (1855-1871) Академии художеств, а также директором ее мозаичного отделения (с 1866). Резко разошелся в поздний период с новым художественным поколением: его стиль воспринимался как сухая эклектика. Однако в итоге возвышенный пафос лучших вещей Бруни оказался непосредственным преддверием символизма.

Умер Бруни в Петербурге 30 августа (11 сентября) 1875.

Литература:Верещагина А.Г. Ф.А.Бруни. Л., 1985;
Энциклопедия «Кругосвет»

Работы