Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Балюстрада


Загрузить в полном масштабе 1000x554, 158k

Игорь Эммануилович Грабарь
Балюстрада  [1901]

Холст, масло. 54x97 см
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил.

Четвертая выставка картин "Мира искусства", состоявшаяся в 1902 году сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, принесла Игорю Эммануиловичу Грабарю не просто признание, но ошеломляющий успех, что особенно важно, "главным образом среди художников". Грабарь в одночасье стал известным. Его избрали членом объединения "Мир искусства". Еще до открытия выставки Третьяковская галерея и Музей Александра III спорили о пополнении своей коллекции одним из девяти представленных к показу пейзажей Грабаря. Это было плотно "Луч солнца", обладателем которого по желанию самого автора стала Третьяковская галерея. Другие произведения, вызвавшие неподдельный интерес у публики, также покупались.

В числе работ Грабаря, приобретенных с выставки, была и картина "Балюстрада", украсившая частное собрание фабриканта Ивана Абрамовича Морозова, известного среди коллекционеров своим интересом к произведениям французской и русской живописи конца XIX – начала XX веков. Впоследствии он еще неоднократно покупал живописные работы Грабаря.

Пейзаж "Балюстрада" был создан художником в 1901 году в подмосковном родовом имении князей Щербатовых Наро-Фоминское. Там в августе-сентябре Грабарь находился по приглашению своего друга Сергея Александровича Щербатова, живописца, коллекционера, автора мемуаров "Художник в ушедшей России".

Знакомство Грабаря и Щербатова состоялось в 1898 году в Мюнхене в рисовальной школе Антона Ашбе, где Игорь Эммануилович некоторое время преподавал. Грабарь, вспоминая мюнхенский период своей жизни, писал, что Щербатов "был очень талантлив, живо схватывал малейшие намеки и вскоре ... оставил позади других учеников". В январе 1901 года Грабарь возвратился в Россию после продолжительной поездки по Европе, которую совершал "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства...". Именно за границей Грабарь пришел к окончательному убеждению, "что художнику надо сидеть дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь". По возвращении в Россию, по признанию самого художника, начинается "самый его творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбился в русскую природу. В Подмосковье Грабарь много работал на воздухе. Уроки французского импрессионизма, ставшие полной победой принципа чувственной, зрительной достоверности, – внимание к свету и воздуху, к атмосферной игре, к самой текучести жизни, привели Грабаря к освоению этой системы, прежде всего, в жанре пейзажа. Живопись художника, чуждая постановочным эффектам, изыскивает в случайном подлинную ценность.

Кажется, что пейзаж "Балюстрада" написан легко, на одном дыхании. Несмотря на фрагментарность (изображен угол старинного двухэтажного усадебного дома, часть балкона-террасы и внизу сад), композиция продумана. Она позволяет зрителю невольно в своем воображении раздвигать пределы полотна (влево, вправо, в глубину) и воспринимать видимое как часть огромного мира, как неповторимое мгновение в бесконечном потоке жизни.

Для Грабаря сама натура становится носителем гаммы чувств, и свою задачу он видит в создании ее цветового образа. И чувствуешь, что одухотворенная плоть краски, свободный, фактурный мазок, сохраняющий пластику форм, способны передать и запах прелой листвы и пряный, словно дрожащий воздух, насыщенный увяданием. Вибрирующий осенний свет объединяет "авансцену" – часть дома, саму балюстраду, развертывающуюся динамично активной диагональю, и "даль" – в живописно слитое целое. Свои чувства и ощущения художник сопрягает с состоянием осени. И очевидно, что живописная система импрессионизма синтезируется в творчестве Грабаря с лирическими чертами русской живописной традиции, идущими от Поленова и Левитана. Художник уходит в мир слияния человека с природой, в мир внутренней гармонии, которую он видит в прежней усадебной жизни просвещенных людей.
www.art-catalog.ru