Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Мясоедов, Григорий Григорьевич


Загрузить в полном масштабе 734x1000, 90k

Мясоедов, Григорий Григорьевич

Портрет работы И. Репина (1904)
www.art-catalog.ru
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911), русский художник, мастер живописи, представитель искусства «передвижников».

Родился в селе Паньково (Орловская губерния) 7 (19) апреля 1834 в семье мелкопоместного дворянина. Учился в петербургской Академии художеств (1858-1862), в качестве «пенсионера» Академии провел 1863-1868 годы во Франции, Германии, Италии и Испании. Стал одним из организаторов и наиболее активных деятелей «Товарищества передвижников» (с 1870), завоевав даже репутацию «совести передвижничества». Первоначально жил преимущественно в Петербурге.

Динамичная картина Бегство Григория Отрепьева из корчмы на Литовской границе (на сюжет из Бориса Годунова; 1862, Музей А.С.Пушкина, Пушкин) написана всецело в русле романтического историзма. Неоднократно обращался к историческим темам и позднее (Дедушка русского флота — с Петром I, впервые увидевшим в селе Измайлово ботик, впоследствии получивший это прозвище, 1871, Музей искусств Узбекистана, Ташкент; Самосожигатели. Из времен гонения на раскол, 1884, Третьяковская галерея). Вошел в традицию прежде всего как мастер острокритического сельского жанра: таково известнейшее его произведение, картина Земство обедает (1872, Третьяковская галерея), ярко показавшее — в живописном контрасте бедных и богатых земцев — фатальный разлад пореформенного русского общества. Выразительным изо-свидетельством крестьянской реформы явилось также сумрачное полотно Чтение положения 19 февраля 1861 года (1873, там же). Успешно обращался к портрету (И.И.Шишкин, 1891, Картинная галерея, Пенза) и пейзажу (Дорога во ржи, 1881, Третьяковская галерея). Не раз обнаруживал близость к поэтике символизма — в темах, связанных с магическим и религиозным фольклором (Приворотные травы, 1866, Художественный музей Белоруссии, Минск; Заклинания, 1869, не сохранилась; Молебен на пашне о даровании дождя (Засуха), 1877, Национальный музей, Варшава), в национально-романтических сельских мотивах как таковых (та же Дорога во ржи; Страда (Косцы), 1887, Русский музей), а также в образах литературы (Чтение «Крейцеровой сонаты» Л.Н.Толстого (Новые истины), 1893, Институт русской литературы, Петербург; Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской, 1908, Музей А.С.Пушкина, Пушкин). Резко выступал против декадентства, придерживаясь сугубо традиционной манеры письма.

В поздний период много времени проводил в своей усадьбе Павленки под Полтавой. Организовав в этом городе рисовальные классы (1895), уделял особое внимание развитию художественного образования в Казани, Киеве, Ростове-на-Дону.

Умер Мясоедов в Полтаве 17 (30) декабря 1911.

Литература:
Г.Г.Мясоедов. Письма, документы, воспоминания. М., 1972;

Работы