Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Портрет Николая Александровича Львова


Загрузить в полном масштабе 795x1000, 87k

Дмитрий Григорьевич Левицкий
Портрет Николая Александровича Львова  [1789]

Холст, масло. 62x50 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
www.art-catalog.ru
Львов Николай Александрович (4(15).3.1751, имение Никольское-Черенчицы, близ Торжка, ныне Калининской области, – 21 или 22.12.1803 (2 или 3.1.1804), Москва), русский архитектор и теоретик архитектуры, график, поэт, музыкант, изобретатель. Образование получил главным образом самоучкой; архитектуру изучал самостоятельно. Член Российской академии (с 1783) и почётный член петербургской АХ (с 1786). Представитель русского классицизма 2-й половины 18 в. В теоретических высказываниях Л. призывал творчески осваивать классическое наследие, тщательно учитывать конкретные бытовые и природные условия страны.

В архитектурном творчестве Л. (усадьбы, особняки, церкви и т.д.) преобладают компактные центрические купольные здания с лаконичным декоративным оформлением. Работы: Невские ворота Петропавловской крепости (1784-87) и почтамт (1782-89), Борисоглебский собор (1785-96) в Торжке; усадебные комплексы на территории Московской, Калининской и Новгородской областей; землебитный Приоратский дворец (1798-99) в Гатчине; иллюстрации к "Метаморфозам" Овидия (тушь, Русский музей). Л. – один из основоположников пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве.

Разрабатывал способы землебитного строительства, отопления и вентиляции зданий. Занимался также вопросами экономики, поисков и разработки залежей каменного угля.

В поэтическом творчестве Л. (стихи, поэмы, басни, тексты комических опер) сказалось влияние отчасти сентиментализма, отчасти зарождавшегося русского романтизма. Стремясь приблизить поэзию к народному творчеству, Л. широко использовал народную лексику, тонические размеры. В созданный им текст для комической оперы "Ямщики на подставе" (издана и поставлена 1787) включены записи ямщицких песен. Л. составил двухтомное нотное "Собрание русских народных песен с их голосами, на музыку положил Иван Прач" (1790). Издал один из первых переводов исландской саги "Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго" (1793); переводил также произведения Петрарки, Сафо и др.

Соч.: Русская пиростатика или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов, ч. 1-2, СПБ, 1795-99; Трактат о садово-парковом искусстве [СПБ, между 1797 и 1799]; Предисловие и примечания к первой книге трактата А. Палладио, [СПБ], 1798; [Соч.], в книге: Поэты XVIII в., т. 2, Л., 1972.

Лит.: Коплан Б. И., К истории жизни и творчества Н. А, Львова, "Известия АН СССР", 1927, т. 21; Кулакова Л. И., Н. А. Львов, в книге: История русской литературы, т. 4, ч. 2, М. – Л., 1947; Ливанова Т. Н., Русская музыкальная культура XVIII в., т. 1-2, М., 1952-53 (см. указатель имён]; Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М., Архитектор Н. А, Львов, М., 1961; Никулина Н. И., Н. Львов, Л., 1971.