Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Феодосия


Загрузить в полном масштабе 1000x378, 90k

Константин Федорович Богаевский
Феодосия  [1930]

Холст, масло. 80x216 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия
www.art-catalog.ru

Невысокие феодосийские холмы, генуэзские стены со сторожевыми башнями, залив, силуэт Лысой горы, низенькие домишки—все это, плавно чередуясь, расположилось на длинном холсте, воспроизводящем панораму старинного города и его ОКРестностеи, Пейзажу была присуща повествовательность, так как Богаевскии стремился сохранить в нем достоверность планировки и облика Феодосии. Но автор использовал при этом выразительные возможности изобразительных средств не просто на писание натурного вида, а на создание картины, обладающей своеобразной оригинальностью. Ее композиции свойственна, например, внутренняя динамика: застылость архитектурных форм оживляет движение разбросанных в небе облаков и ритмичное чередование жилых построек, желтых холмов и невысоких гор. В однообразие приземистых каменных домиков врывается генуэзская цитадель, гордо возвышающаяся над городом.

Всю композицию пейзажа «Феодосия» объединяет светотень. Передний план (холмы, овраги, кусты) написан плотным мазком краски, темным цветом с преобладанием умбры и сиены. За ним открывается средний, освещенный, с жилыми домами и крепостными стенами окрашенный в приятный светло-охристый цвет. Генуэзская крепость, выполняющая роль смыслового и композиционного центра картины дана здесь более темным, контрастным пятном на светлом фоне гор и подчиняет себе по тону градацию всех цветовых элементов полотна. Третий план, с Лысой горой, холмами и морским заливом, написан в более облегченном цвете с введением в основной теплый коричнево-охристый тон голубого и серого оттенков Основной цвет охристой земли гармонично вписывается в разноосвещенные планы картины. Но в некоторых местах красные черепичные крыши, белые стены домов, синие тени, падающие от отдельных предметов, вырываются из общего светотеневого поля достигая силы цветового пятна, что свидетельствует о применении художником в работе двух приемов – светотеневого построения пейзажа идущего от С. Щедрина, и живописного принципа цветовых отношений, являющегося признаком пленэрной живописи, присущей искусству ряда русских художников конца XIX—начала XX века. Доминирует, однако, в этом произведении светотень. Ей подчинена передача пространства, и в целом картина решается вокале близких оливково-коричневых тонов, что придает ее красочной гамме некоторую условную сдержанность.