Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Казань


Загрузить в полном масштабе 1000x640, 83k

Алексей Петрович Боголюбов
Казань  [1862]

Холст, масло. 124x188 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

На Постоянной выставке русских художников в Санкт-Петербурге в 1862 году картине Алексея Петровича Боголюбова "Казань" было уделено большое внимание.

Об истории создания этого полотна художник рассказал в своих воспоминаниях "Записки моряка-художника".

"В Москве мы порешили с братом принять приглашение от директора пароходства по Волге "Самолёт" Б.А. Глазенапа, старого флотского знакомого, весной плыть по Волге от Твери до Астрахани для составления путеводителя. Брат взял литературно-описательную часть, а я – иллюстрацию. Выговорили себе при этом право взять с собою своих жён и в половине мая поплыли и даже могли припевать "Вниз по матушке по Волге", ибо путешествие было интересное, а тем более для меня, который и моряком и художником столько прожил за границей, не имея понятия о своём отечестве.

Так как на радостях я болтал всем об этой поездке, то весть дошла до Василия Александровича Кокорева, который пригласил меня к себе на разговленье в его дом в Эртелевом переулке и тут просил наперво написать ему Нижний Новгород с ярмаркой, Казань и Ярославль, предложив за каждую картину по 3 тысячи рублей."

На картине Боголюбов запечатлел реку Казанку (левый приток Волги), синеющие вдали стены города с колокольнями и башнями, оригинальный храм-памятник на острове, сочетающий мотивы Древнего Египта и античности. Сегодня этот памятник павшим воинам при взятии Казани 2 октября 1552 года наряду с башней Сююмбике и Спасской башней является архитектурным символом Казани.

Памятник поставлен на братской могиле воинов, погибших при штурме Казани. Первоначально на этом месте был Успенский монастырь, но из-за весенних разливов его пришлось перенести на высокую соседнюю гору Зилан-тау. На месте могилы поставили часовню, где служили монахи Зилантова (Успенского) монастыря. После победы над Наполеоном в 1812 году настоятель монастыря архимандрит Амвросий организовал сбор средств на сооружение достойного памятника и представил государю императору проект Столпа. Александру I идея понравилась, он поручил столичному архитектору Н.Ф. Алфёрову составить достойный события проект, а от себя и семьи внес десять тысяч рублей. Еще более ста тысяч рублей собрали по подписке по всей России. 23 июня 1823 года архиепископ Амвросий торжественно освятил храм-памятник. Внутри располагались церковь Спаса Нерукотворного, под полом – склеп с останками павших воинов. Венчал храм не обычный крест, а изображение военного ордена – солдатского Георгиевского креста. К 1830 году памятник стал разрушаться. Архитектор П.Г. Пятницкий реконструировал его, изменив внешний вид.

Картину "Казань" впоследствии купил Цесаревич Александр Александрович, будущий Александр III, в личном собрании которого хранилось более 50 работ Боголюбова. Вообще семье Романовых принадлежало около 70 его произведений, не считая 30 батальных исторических полотен, заказанных для Военной галереи Зимнего дворца.

www.art-catalog.ru