Главная   Фонд   Концепция   Тексты Д.Андреева   Биография   Работы   Вопросы   Религия   Общество   Политика   Темы   Библиотека   Музыка   Видео   Живопись   Фото   Ссылки  
  << Пред   След >>     Поиск

Мемлинг, Ганс


Мемлинг, Ганс

Мемлинг, Ганс (Memling, Hans) (ок. 1440-1494), нидерландский живописец. Родился в Зелингенштадте близ Франкфурта-на-Майне около 1440. Учился, вероятно, сначала в Кёльне, а затем в Брюсселе у Рогира ван дер Вейдена. В 1465 поселился в Брюгге, в 1467 вступил там в гильдию художников. Умер Мемлинг в Брюгге 11 августа 1494. Покровители и заказчики Мемлинга жили по всей Европе, но его самые знаменитые произведения были сделаны для госпиталя св. Иоанна в Брюгге.

Чэтсуортский триптих (1468, Лондон, Национальная галерея) является примером ясного безмятежного стиля Мемлинга, который мало эволюционировал в течение четверти века. В центральной части триптиха изображена Мадонна, сидящая на троне в лоджии, вокруг нее — коленопреклоненные заказчики триптиха, ангелы и святые; боковые створки занимают одиночные фигуры святых.

Композиция Страсти Христовы (1470, Турин, галерея Сабауда) представляет собой детальное и тщательно разработанное художественное повествование. Все сцены развертываются в средневековом городе. Даже такой драматичный сюжет, как Мученичество св. Себастьяна (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), мастер превращает в ясный и безмятежный образ.

Поздние алтари Мемлинга построены по образцу работ Рогира ван дер Вейдена и его собственных более ранних произведений. В Поклонении волхвов (ок. 1470, Мадрид, Прадо) использованы мотивы рогировского Алтаря Колумба, а Мистическое обручение св. Екатерины (1479), выполненное для госпиталя св. Иоанна в Брюгге, представляет собой более утонченный вариант композиции раннего алтаря Мемлинга Мадонна со святыми (Лондон, Национальная галерея). Самым знаменитым созданием мастера является реликварий Рака св.Урсулы. Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце. Это изящное и наивно-прямодушное повествование является квинтэссенцией искусства Мемлинга.

Литература:
Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV в. М., 1981;
Герман М.Ю. Ганс Мемлинг. Л., 1983;

Работы